Оксана Говоркова
Конспект по познавательному развитию «Бабочка, жук, стрекоза» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
▼ Скачать
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 18 «Родничок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей» города Минусинска Красноярского края.
Конспект по познавательному развитию
на тему «Бабочка, жук, стрекоза»
старшая группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР
с использованием метода интеллект-карт
Публикация «Конспект по познавательному развитию „Бабочка, жук, стрекоза“ в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР» размещена в разделах
- Бабочка. Все о бабочках для детей
- Бабочка. Конспекты занятий, НОД
- Группы компенсирующей направленности
- Жук, жуки
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Стрекоза, стрекозы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
Разработала Говоркова О. Г.,
учитель-дефектолог
г. Минусинск, 2024 г.
Цель: Обобщение и закрепление знаний у детей с ЗПР о насекомых через решение проблемных ситуаций путем составления интеллект-карт.
Задачи:
- упражнять детей в умение создавать интеллект-карту с помощью картинок-заготовок;
- развивать память детей, умение сопоставлять отдельные факты, делать выводы;
- развивать общую и мелкую моторику;
- воспитывать положительные взаимоотношения, умение договариваться друг с другом в процессе совместной деятельности.
Формы реализации детских видов деятельности: беседа, вопросы, ответы, рассуждения.
Формы организации: фронтальная.
Оборудование и материалы: фонограмма «Звуки насекомых»; ватман, клей; фломастеры. Предметные картинки: бабочка, жук, кузнечик, муравей, муравей; жилища насекомых – муравейник, паутина, трава; времена года. Игры– моталачки: «Бабочка», «Жуки»; магнитная доска.
Методы и приемы:
- наглядные ( демонстрация: интеллект–карт; рассматривание сюжетных и предметных картинок; показ способа действий);
- практические методы игрового характера (игры и игровые упражнения, продуктивная деятельность);
- словесные с опорой на наглядность, без опоры на наглядность (беседа, составление описательных рассказов по картинно-графическому плану, пояснения, поощрение).
- прием сбора информации по определенной теме, обобщение и конкретизация;
- приём наводящего вопроса со зрительной опорой на предмет или сюжет, или картинно-графический план;
- приём свободного пользования материалов (природный материал, краски, мелки, фломастеры, клей);
- приём мотивации ребенка сделать приятное окружающим людям.
Предварительная работа:
- беседы с детьми о насекомых: внешний вид, в какое время года их можно увидеть, способы их передвижения, жилища насекомых, польза и вред от насекомых; отгадывание загадок, разучивание по мнемотаблице стихотворения «Прилетела к нам вчера полосатая пчела»; просмотр мультфильмов о насекомых; разрезные картинки по теме «Насекомые»; рассматривание и изучение интеллект-карт по теме; дидактические игры «Четвертый лишний», «Кто чем питается», «Кто как передвигается».
Ход:
I. Организационный момент (Введение в игровую ситуацию)
Социо-игра «Послушаем за окном, за дверью» (звучит фонограмма «Звуки природы»)
Учитель-дефектолог:
-Ребята, что вы слышите… (ответы детей)
II. Основная часть:
Беседа
Учитель-дефектолог: - На столе лежат картинки, прикрепите на доске картинки, кто может издавать такие звуки. Рассматривание картинок и беседа по ним.
- Ребята, как мы назовем одним словом – бабочка, жук, муравей, кузнечик? Правильно это насекомые.
- В какое время года мы можем увидеть этих насекомых, давайте на доску повесим картинку времени года. (на доске дети закрепляют картинки)
- А почему вы не повесили картинку зимы? Молодцы, ребята! Зимой насекомых нет.
-Ребята, а как передвигаются насекомые? (Ответы детей). Правильно. Бабочки и другие насекомые с крыльями летают, кузнечики прыгают, жуки и муравьи ползают.
Учитель-дефектолог показывает детям картинку с изображением способов передвижения насекомых и закрепляет ее на доске.
- Ребята, а из каких частей состоит тело насекомых? (Ответы детей).
Учитель-дефектолог показывает детям картинку с изображением мухи и закрепляет ее на доске.
- Какие части тела есть у мухи? (Ответы детей).
Дидактическая игра с мячом «Кто где живет»
Учитель-дефектолог: - С вами мы в игру сыграем, кто где живет называем.
Педагог бросает мяч ребенку и спрашивает, ребенок, отвечая полным ответом бросает мяч обратно
Где живет муравей - … (в муравейнике,
Где живет бабочка -… (на полянке, цветочке,
Где живет жук -… (в норке, в коре деревьев,
Где живет пчела - … (в улье).
На доске закрепить картинки жилища насекомых.
Физ/минутка «Кузнечики» (проводится 2 раза)
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушали,
Тишину послушали.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко.
Учитель -дефектолог: - А сейчас мы с вами устроим соревнования насекомых. Каждый из вас выберет себе насекомого на веревочке. По моему сигналу вы начнете сматывать веревочки — вот так … (показ движений). Кто быстрее смотает веревочку - тот победит.
Работа с большой интеллект-картой- конструктором за столом (на столе заготовки для изготовления карты, клей, ватман)
- Ребята, вспомним как мы оформляем интеллект-карту.
- Выберем ключевое слово. На середине ватмана выбираем ключевое слово интеллект-карты (дефектолог пишет слово насекомые, или рисуем бабочку, жука по выбору детей).
- Определяем ветви, которые будем наполнять. К каждой серии картин мы проведем стрелку определенного цвета (по выбору детей).
- И вы мне скажете, о чем нам говорит эта картинка.
Педагог направляет детей и по каждой картинке идет работа: определение цвета и обводка на своей карте, подбор цвета стрелки, пояснение (о чем говорит картинка, на картинке «Времена года» зачеркнуть зиму.
Учитель-дефектолог: -Ребята, посмотрите, какая у нас получилась карта. По ней можно рассказать про насекомых.
III. Рефлексия
Учитель-дефектолог: -Ребята, у нас с вами получилась интересная карта. Что вам больше всего понравилось на занятии? Кому мы можем рассказать про насекомых по этой карте?
Ритуал прощания
1,2,3 круг красивый собери и руку протяни, до свидания всем скажи.
В кругу дети, протягивая руку в центр, образуют башню из рук и раскачивая руки вверх-вниз расцепляют их словами до свидания.