Юлия Зорина
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Вулкан» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД познавательно–исследовательской деятельности «Вулкан»
Цель: Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения.
Задачи: Познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулканов; формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана; формировать умение правильного обращения с химическими веществами (уксусом). В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии.
Интеграция образовательных областей:
Темочки:
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
Познание; Коммуникация; Здоровье; Безопасность, Экспериментирование.
Материалы: Глобус, пемза, банка с водой, презентация, трубочки, макет вулкана, сода, уксус + красная гуашь смешанная с жидким мылом, бутылка газировки, стаканчики с водой.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас присесть на ковер. Вы любите загадки? (Да)
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется.
Дети: Земля.
Воспитатель: Верно. Планета Земля — это наш дом. А вот еще одна загадка, но она сложная:
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой,
Нам показывает страны,
Горы, реки, океаны? (Глобус).
Воспитатель: (Показываю глобус) Дети, что изображено на глобусе? Дети: Наша планета Земля
Воспитатель: Правильно. Давайте вспомним, что изображено, синим цветом? Дети: моря, океаны, реки.
Воспитатель: А зеленым, желтым, коричневым? Дети: Суша, пустыни, горы.
Воспитатель: Ребята, а что же такое горы? Дети: Это возвышенности, высокие холмы. А из чего они состоят? (из камней)
Воспитатель: Ребята, у меня еще есть небольшой сюрприз, он в этой коробочке, этот предмет есть почти у каждого в ванной, как вы думаете, что в ней? Это необычный камень (достать из коробочки пемзу).
Воспитатель: Этот камень называется пемза. Пемза — это камень вулканического происхождения, так что у многих из вас дома есть кусочек вулкана, и мы с вами скоро узнаем, как появляется пемза.
Рассмотрите его внимательно. Какой он на ощупь, по весу? Что есть у этого камня? (Дырочки)
А сейчас я приглашаю вас сесть в паровозик и отправиться на экскурсию (Поем с детьми песню «Мы едем, едем, едем», паровозиком отправиться на стульчики).
Станция «Загадочная»
(Слайд 1) Чтобы понять куда мы с вами прибыли послушайте загадку:
Я плююсь огнем и лавой!
Я – опасный великан,
Славен я недоброй славой.
Как зовут меня? (ВУЛКАН)
Воспитатель: Правильно ребята, это вулкан!
(Слайд 2) Сегодня мы поговорим о таком загадочном, удивительном, грозном и опасном явлении природы. Вулкан - это большая гора с крутыми склонами.
(Слайд 3, 4) На самой вершине находится кратер (огромная яма, а внутри находится жерло (дыра, уходящая глубоко в землю, внутри которого находится лава.
Есть, ребята, живые вулканы - действующие, есть спящие, а есть потухшие. А также вулканы бывают наземные и подводные.
Когда живые вулканы «просыпаются», начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Когда же куски лавы застывают, получаются новые камни. Мы сегодня с вами такой камень уже видели, он называется пемза.
(Слайд 5) А спящие вулканы, натрудившись, наработавшись, уходят в спячку, и лишь изредка выдыхают в небо легкий дымок. Над вершиной спящего вулкана вьется маленький дымок, будто кто – то печку топит. А вулкан это действительно печка, только подземная. В ней постоянно бушует огонь. Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться. А потухшие вулканы никогда не извергаются, все время молчат. А сейчас я хочу рассказать вам легенду, которую вы еще не слышали.
(Слайд 6) Презентация Легенды.
“Жил на свете бог по имени Вулкан. Он был очень трудолюбивый и сильный. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря.
(Слайд 7) Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами. Вот какая интересная легенда о происхождении названия вулкан.
(Слайд 8) А теперь, ребята, посмотрите внимательно, какой формы вулкан, на что он похож?
Дети: Похож на треугольник, пирамиду, конус.
Воспитатель: Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы. Люди жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. Для того чтобы узнать, когда вулкан проснется и предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов следят ученые. Этих ученых называют вулканологами. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит» а когда проснется. А вы хотите стать вулканологами? (Ответы детей)
Давайте мы дадим для начала глазкам отдохнуть. (Гимнастика для глаз «Далеко-близко, высоко-низко»)
Воспитатель:
- А сейчас мы с вами превратимся в маленьких ученых-вулканологов и сами попробуем сделать извержение вулкана. Но для начала нам необходимо размяться. Вставайте с мест.
Станция «Вулкан»
ФИЗМИНУТКА
Вулканы начали "играть" -(Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться,
Из жерла лаву извергать. встряхнуть расслабленными кистями рук, опустить руки вниз.)
Вулкан гремит! (Топать)
Вулкан пыхтит! (надуть щеки и суть)
Как грозен он сейчас на вид! (Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак. -2 раза)
Но вот он начал уставать -(Медленное опускание рук с одновременным приседанием в низ)
Огонь в нём начал угасать.
Последний раз огнём дыхнул -(Сидя в приседе, долгий сильный выдох)
И на десятки лет уснул. (Складывают руки под щеку «засыпают, спят»)
Воспитатель: А сейчас мы с вами на нашем паровозике отправимся на следующую станцию! (встаем в паровозик м с песней отправляемся)
Станция «Лаборатория вулканологов»
(ЭКСПЕРИМЕНТ №1) Воспитатель: Проходите в нашу лабораторию. Ребята, а вы мне поможете? Для первого опыта понадобиться пищевая сода и уксус (лимонной кислоты, смешанных с красным пищевым красителем. Добавим их прямо в жерло нашего макета вулкана. Возьмите ложечки и насыпьте соду в жерло, а я добавлю уксус. Ребята, кажется, наш вулкан оживает!
Воспитатель: Что вытекает из вулкана? Обратите внимание, «лава» спокойно изливается на поверхность. У настоящего вулкана на воздухе она остывает и твердеет, получаются камни с «пузырьками» - пемза.
(ЭКСПЕРИМЕНТ №2) Бутылка газировки.
Если открыть бутылку с каким-нибудь газированным напитком, которую долго трясли, то из нее хлынет фонтан пены и брызг. Это происходит потому, что от сотрясений внутри бутылки образуется слишком много газа, который выталкивает ее содержимое наружу. При извержении вулкана происходит нечто подобное.
(Слайд 9, 10) Воспитатель: Ребята, вулканы бывают не только на суше, но и под водой. Хотите посмотреть, как это происходит?
(ЭКСПЕРИМЕНТ №3) Предлагаю сделать извержение подводного вулкана, хотите? (Да) Тогда возьмите трубочку, вставьте её в стакан с водой и подуйте. (опыт «Буря в стакане»). Вот так на поверхность вырываются камни, лава и газ. Иногда эта лава в воде затвердевает и тогда может образоваться новая земля.
Рефлексия
- Ребята, вот и закончилось наше сегодняшнее знакомство с вулканами.
Вам понравилось?
Какие бывают вулканы? (действующие, спящие, потухшие)
Что вытекает из жерла вулкана? (лава)
Как называется застывшая лава? (пемза)
- Спасибо всем за работу. Вы у меня очень способные и замечательные.