Любовь Грачева
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Вода — источник жизни» в подготовительной группе
Программное содержание:Закрепить знания детей о значении воды в жизни человека. Дать представление о том, как вода поступает в наши дома. Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов. Активизировать словарный запас детей (фильтр, колодезная, родниковая, пресная, водопроводная, др.) Упражнять детей в умении сохранять равновесие при ходьбе по канату и перешагивании через предметы. Развивать воображение, творчество. Воспитывать бережное и экономное отношение к воде.
Публикация «Конспект по познавательно-исследовательской деятельности „Вода — источник жизни“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Оборудование: стакан с водой, покрывало, шарик синего цвета (капелька, мольберт, письмо, стакан с грязной водой, канат, строительный материал (пирамиды, ширма, карточки «Где в природе встречается вода», листки с изображением планеты, цветные карандаши, конверт с письмом. Для опытов: пластиковые стаканчики, ложечки, стаканчики с грязной водой, марля и салфетки для фильтра, воронки, одноразовые тарелки, салфетки бумажные и влажные.
Техническое оснащение: ноутбук, видеофильм «Откуда в нашем доме вода»; магнитофон, аудиозапись «азбука Морзе», «космическая музыка», «звук бегущего ручья».
Предварительная работа:
1. Рассматривание глобуса, карты мира. 2. Ознакомление со свойствами воды. 3. Дидактическая игра «Кому нужна вода?»
Ход:
Воспитатель: Ребята, я хочу сегодня рассказать вам сказку. Усаживайтесь поудобнее, слушайте внимательно. (На столе стоит покрытый стакан с водой).
Жил – был в далёкие времена король, и было у него три сына. Вот он собрал их однажды и сказал : «Принесите мне то, что ценится в мире больше всего». Долго бродили братья по земле, и вот пришла пора им возвратиться домой. Позвал к себе король старшего сына – он принёс ему золото. Подумал король и решил, что без золота он сможет прожить. Пригласил король среднего сына – он принёс ему алмазы. И король, подумав, решил, что и без алмазов он сможет прожить. Пришёл черёд младшему сыну идти к королю. «Извини, отец, я ничего дороже этого в мире не встречал» - сказал отцу младший сын. Посмотрел король на то, что принёс ему младший сын, подумал и решил, что на самом деле это дороже всего на свете.
- Как вы думаете, что принёс королю младший сын? Именно это инаходится у нас на столе (Ответы детей). - Правильно, ребята, это – вода. (воспитатель снимает покрывало, дети видят стакан с водой). - Скажите, пожалуйста, почему так говорят:«Капля воды дороже алмаза». (Ответы детей). – Подумайте и скажите, кому и для чего нужна вода (Рыбам – это их дом, птицам …., человеку) (Ответы детей).
- Совершенно верно. Без воды прожить не могутПтица, зверь и человекИ поэтому, друзья, Всем всегда нужна вода!
Я предлагаю вам поиграть в игру «Какая бывает вода?» А поможет нам в этом вот эта капелька. Мы будем передавать её друг другу и говорить, какой бывает вода (холодная, горячая, солёная, пресная, морская, речная, пресная, т. д. ; - вода из колодца –… (колодезная, - вода из родника –….(родниковая, - вода в водопроводе – … (водопроводная, - вода в чайнике – … (кипячённая, т. д.)
- Молодцы. Ребята, вы правильно сказали, что всем нужна вода, а какая вода нужна человеку? (Ответы детей). - А откуда берётся чистая вода и как она попадает к нам в дом? (Ответы детей). Правы ли вы, узнать это нам поможет мой друг Любознайка.
(Просмотр видеоролика «Откуда в нашем доме вода». По окончании ролика раздаётся сигнал азбуки Морзе)
Воспитатель: Ребята, вы ничего не слышите? (Ответы детей).Этонам послание из космоса. Попробую его прочитать.
«Помогите спасти нашу планету ТАУ.» Что ж ребята, поможем жителям планеты? (Ответы детей). Тогда отправляемся на космический корабль. (Дети с воспитателем встают в круг и берутся за руки) Давайте уточним дату вылета: Какое сегодня число…. (Ответы детей). месяц (Ответы детей)., день недели…. (Ответы детей).
Воспитатель: Чтобы наш корабль взлетел, начинаем все вместе обратный отсчёт: Все: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 – пуск! (Звучит космическая музыка)
Физкультминутка
Воспитатель: Наша ракета набирает скорость (Дети, взявшись за руки бегут по кругу, всё быстрее и быстрее. И наконец мы попали в невесомость. Нашу ракету наклоняет то вправо, то влево (Наклоны в правую и левую сторону). Посмотрите, к нам на встречу летит метеорит (дети выполняют приседания, комета, будьте осторожны. А впереди простирается млечный путь (дети встают на носочки, тянутся, как будто смотрят вперёд).
Воспитатель: А вот и планета ТАУ. Посмотрите, как здесь пусто. А где же жители планеты? (Ответы детей). Письмо, возможно от них. (Воспитатель читает письмо)
«Мы, обитатели планеты ТАУ, покинули её из-за отсутствия чистой воды. Но мы очень хотим сюда вернуться. Помогите нам, пожалуйста».
Воспитатель: Как вы думаете, мы можем помочь жителям планеты Тау? (Ответы детей). Что нужно сделать (Ответы детей).Правильно, почистить воду.. Я приглашаю вас в мини-лабораторию, но чтобы до неё добраться надо пройти по тонкой дорожке. (Дети идут по канату, приставляя пятку к носку, затем перешагивают через пирамиды).
Воспитатель: Вот и добрались мы с вами до мини-лаборатории. Занимайте рабочие места. Теперь вы лаборанты, и ваша задача, внимательно слушать инструкции старшего лаборанта и чётко их выполнять. (Работа за столами) Берём пустой стакан, вставляем в него воронку. Сейчас мы свами будем делать фильтр: в воронку первым слоем укладывает марлю, затем кладём бумажную салфетку. Фильтр готов. Берём стаканчик с грязной водой, осторожно наливаем грязную воду в воронку, смотрим, что происходит …. (Ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, легко получить чистую воду? (Ответы детей).Видите, как тяжело получать чистую воду. Значит нам с вами необходимо её беречь А как мы сможем её сберечь? (Ответы детей: закрывать кран, не открывать сильно воду, не пачкать и засорять водоёмы, очищать водоёмы от мусора, ила,др.). Воспитатель: Ребята, процесс очистки воды очень трудоёмкий, и для того, чтобы жители планеты ТАУ могли поскорее вернуться на свою планету, я предлагаю «оживить» эту планету: давайте заполним её чистой водой,нарисуем на ней разные источники воды: реки, озёра, др.
(Дети проходят за столы для рисования и дети начинают работу. (Звучит музыка ручья).
Воспитатель:Вы слышите, как начинает «оживать» планета, просыпаются родники. Реки и озёра наполняются чистой водой.
Воспитатель:Ну что ж, нам пора возвращаться в детский сад. Слышите, ракета нас уже ждёт.
Воспитатель: (Дети и воспитатель берутся за руки) Начинаем обратный отсчёт: Все: 10 – 9 – 8 – 7 – 6 – 5 – 4 – 3 – 2 – 1 .(Звучит космическая музыка).
Воспитатель: Наша ракета взяла курс на планету Земля. (Дети, взявшись за руки бегут по кругу) Она движется всё быстрее и быстрее. И опять мы в невесомости. Нашу ракету наклоняет то вправо, то влево (Наклоны в правую и левую сторону). Посмотрите, к нам на встречу летит космический мусор (дети выполняют приседания, будьте осторожны. А впереди опять опасность – осколки кометы, (дети выполняют то лёгкие, то глубокие приседания). А вот и показалась Земля (дети встают на носочки, тянутся, как будто смотрят вниз). Вот мы с вами и вернулись обратно. Посмотрите, а нас здесь уже дожидается посылка. От кого интересно.) (Ответы детей). (Вскрываем конверт): «Мы жители планеты ТАУ благодарим Вас за помощь и хотим подарить вам на память карточки «Где встречается вода в природе».
Воспитатель: Давайте поблагодарим жителей планеты Тау за подарок, думаю вы обязательно покажите его своим друзьям, родителям. Расскажите им о своём путешествии. А что вам больше всего понравилось? Что нового вы узнали? Что вы чувствовали, помогая инопланетянам? (Ответы детей).
Воспитатель: мне очень понравилось, что сегодня вы были дружны, отзывчивы Именно эти качества помогли вам успешно вернуться на Землю. Всем большое спасибо за работу. Молодцы!