Светлана Хорошилова
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Путешествие в подводный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представлений о подводном мире морей и их обитателеля.
Задачи:
Образовательные:
- вести в активный словарь батискаф, гидрокостюм
- существительные: акула, дельфин, рыба –ёж, и т. д.
- прилагательные: подводный, глубоководный, хищный, опасный.
Развивающие:
- развивать внимание и память, диалогическую речь; развивать мелкую моторику рук, зрительно – пространственную ориентацию; развивать логическое мышление (отгадывание загадок); совершенствовать координацию движений, равновесия, умение следить за положением своего тела в разнообразных упражнениях.
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе „Путешествие в подводный мир“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2021
Воспитательные:
- воспитывать активность, воображение, самостоятельность суждений; воспитывать желание оказывать помощь. - воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей нас природе, желание бережно относиться к ней и восхищаться ее чудесами, поддерживать чувство радостного удивления, чувства путешественника и исследователя,
Предварительная работа: экскурсия к Азовскому морю, беседы о морских обитателях, разучивание пальчиковой гимнастики «Акула», разгадывание загадок о рыбах, рассказы о морях и океанах; Рассматривание иллюстраций о подводном мире; Дидактическая игра «Нарисуй картинку палочками» - морские обитатели. Подговка презентаци по ОД.
Оборудование: картинки с морскими обитателями – для загадок, картина - пано моря, фуд - мячи на каждого ребенка. 2 стаканчика прозрачных, 12 - стаканчиков синих. 12 стаканчиков - белых, банка, растительное масло, 2 яйца, 12 прищепок, клей, ножницы, раскраска – морские обитатели, фломастеры.
Методы и приё мы:
- словесные: обсуждение плана действий, использование открытых вопросов, решение проблемной ситуации, загадка, вопросы к детям, пояснения, актуализация раннее полученных знаний; метод практической деятельности, сравнительный анализ.
- наглядный (рассматривание, использование наглядного и демонстрационного материала, демонстрация опытов);
-игровые: игровой – сюжет;
Приемы здоровьесберегающих технологий: смена видов деятельности, физминутка, пальчиковая гимнастика «Акула».
I. Вводная часть: Создание мотивирующей ситуации для вовлечения детей в образовательную деятельности, положительный эмоциональный настрой. (приложение фото №1)
Воспитатель: Ребята, посмотрите какая у меня красивая книга, она не только красивая, но и очень интересная.
Кто скажет, как называется эта книга?
Предполагаемые варианты ответов детей:
Воспитатель: Правильно ребята – это энциклопедия, а для чего нужны энциклопедии?
Предполагаемые варианты ответов детей:
Воспитатель: У меня энциклопедия о морях, и конечно в этой книге очень много полезной информации о морях и морских обитателях. И сегодня мы с вами отправимся в морское путешествие. А на чем можно путешествовать на море?
Предполагаемые варианты ответов детей: (на катере, корабле, лодке, яхте, шлюпке, плот, пароходе.)
Воспитатель: А как это, одним словом называется?
Дети: Морской транспорт.
Воспитатель: А знаете ли вы, что можно путешествовать не только по морю, но и под водой?
- На чём же мы можем опуститься на морское дно?
Предполагаемые варианты ответов детей: (на подводной лодке)
Воспитатель: - Конечно, можно и на подводной лодке, и сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие на батискафе, мы спустимся в морские глубины. Подводный мир красивый но и очень опасный. Но мы свами будем в батискафе и нам ничего не страшно.
Батискаф – это подводный самоходный аппарат для исследований моря на больших глубинах. Под воду он опускается с судна на тросе. слайд№ 1 Батискаф состоит из двух частей: это легкий корпус – поплавок (он имеет такое же значение как спасательный круг) и прочный корпус – в виде стального шара, в котором размещается экипаж от 2 до 12 человек. Также в этой части находится научная аппаратура для ведения подводных работ и телефон (радиостанция) для связи с поверхностью. Иллюминаторы – окна круглой формы, изготовлены из толстого стекла. слайд№2
Воспитатель: Так на каком водном транспорте мы отправимся в подводный мир.
Дети: На батискафе.
II Основная часть.
Планирование: Игровая мотивация, обсуждение и распределение ролей и разработка целей и действий. (приложение фото №2)
Воспитатель: А кто на морском транспорте самый главный?
Дети: Капитан.
Воспитатель: Молодцы! Я буду вашим капитаном. (надевает капитанскую фуражку) Готовы к путешествию?
Дети: Готовы!
Воспитатель: Но прежде чем отправиться, нужно построить батискаф, из чего мы его построим?
Предполагаемые варианты ответов детей: называют разные варианты.
(строят из стульчиков - садятся)
Воспитатель: Ну вот и всё, батискаф построен можно отправляемся в путешествие. Дети а какое у нас море?
Дети: Синее, шумное, глубокое, черное, спокойное, теплое, холодное, гладкое, волнистое.
Воспитатель: Наш батискаф опустился на морские глубины, посмотрим кто там обитает. Слайд №3
Воспитатель: - Что вы видите на морском дне?
Дети: (кораллы, ракушки, песок, мелкие камешки)
Воспитатель: - Что растет на дне морском? Слайд №4
Дети: (водоросли)
Воспитатель: А какими бывают водоросли?
Дети: Они бывают с мелкими листочками, крупными листочкам, большие и маленькие, зелеными и коричневыми по цвету).
Воспитатель: - Почему их называют водорослями?
Предполагаемые варианты ответов детей: (растут в воде).
Экспериментальная деятельность
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на борту батискафа находится лаборатория, в которой мы можем узнать много интересного о море.
А кто знает, какая в море вода? Как можно отличить морскую воду от питьевой?
Предполагаемые варианты ответов детей:
Воспитатель: Давайте убедимся:
Опыт № 1: Берем 2 стакана, в одном соленая вода, в другом пресная, нужно определи воду где морская, где пресная (стаканчики синие и белые по количеству детей)
Сейчас мы определит на вкус воду из стаканчиков, которые стоят у нас в лаборатории.
Предлагаю вам попробовать воду из синего стаканчика, какая она? (соленая)
А из белого стаканчика (пресная) – без вкуса. В каком стаканчике морская вода? Делают вывод: «Морская вода солёная».
Воспитатель: Где применяют морскую воду?
Предполагаемые варианты ответов детей: (Морской водой полощут горло, из неё делают лекарство. Морскую воду применяют для изготовления удобрений. В морской воде много йода, ею полезно дышать.)
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, почему в море вода соленая?
Предполагаемые варианты ответов детей:
Воспитатель: В море вода солёная потому, что в море вливается много рек, они текут по земле и вымывают из неё минеральные соли и вода становится соленой. слайд №5
Опыт №2 «В морской воде плавать легко»
Воспитатель: Ребята, а вы умеете плавать? В какой воде легче научится плавать?
Предполагаемые варианты ответов детей:
Воспитатель: Сейчас мы с вами проведём эксперимент и узнаем, в какой воде лучше научится плавать.
Предполагаемые варианты ответов детей:
Воспитатель: В первой емкости у нас соленая вода, во второй – пресная. Предлагаю опустить куриное яйцо в стакан с пресной водой. Что произошло? (оно утонуло).
Теперь положим это же яйцо в стакан с соленой водой. Что мы наблюдаем? (яйцо плавает).
Вывод: Морская вода более плотная. На ней легче удержаться, легче плыть.
Значит, соленая вода держит лучше. Это происходит потому, что у соленой воды есть свойство выталкивать предметы. Есть такое Мёртвое море оно настолько солёное, что человек может без всяких усилий может лежать на её поверхности не боясь утонуть.
Опыт №3 «Море нельзя загрязнять»
Воспитатель: Сейчас я в банку с водой капну растительное масла. Что происходит?
Предполагаемые варианты ответов детей: (Масло плёнкой покрывает поверхность воды).
Воспитатель: Как вы думаете, нефтяные отходы закрывают поверхность моря? что происходит с живыми организмами?
Предполагаемые варианты ответов детей:
Вывод: Море нельзя загрязнять, так как погибнут морские обитатели.
Воспитатель: - Ребята, пока мы проводили опыты наш аппарат опустился на морское дно (слайд)
Делать научные открытия дело не из лёгких, мы с вами уже устали в батискафе, хочется уже выйти и поиграть, но мы не можем выйти почему?
Предполагаемые варианты ответов детей: (потому, что кругом вода, мы захлебнёмся).
Воспитатель: Что же делать?
Предполагаемые варианты ответов детей: (Нужно одеть водолазные костюмы). Слайд №4
Имитируют, что одевают гидрокостюм.
Физминутка «Море волнуется раз….»
Звучит музыка, делают физкультурные упражнения.
А над морем — мы с тобою (дети поднимают руки вверх)
Над волнами чайки кружат, (дети машут руками, словно крыльями.)
Полетим за ними дружно. (дети машут руками, в разные стороны)
Брызги пены, шум прибоя, (дети нагибаются и поднимаются)
А над морем — мы с тобою! (дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю (дети делают плавательные движения руками)
И резвимся на просторе. (дети прыгают)
Веселее загребай (дети машут руками к себе)
И дельфинов догоняй. (дети прыгают.)
Воспитатель: Ребята, кроме растений, ракушек, кто ещё обитает в морских глубинах?
Предполагаемые варианты ответов детей: (разные рыбы, молюски, черепахи и т. д).)
Воспитатель: Авы любите отгадывать загадки?
Я сейчас, буду загадывать вам загадки а вы должны найти на картинку кто это и назвать. Будьте внимательными.
(если дети находят правильно морских обитателей на картинке)
Загадывание и отгадывание загадок
Это рыба – людоед,
Не просись к ней на обед. (Акула)
Подставляют людям спины,
В море нас спасут (Дельфины)
По волнам гуляет зонтик
Если встретите – не троньте!
Вот так чудо, вот так диво!
Зонтик жжется, как крапива (Медуза)
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног,
Догадались (Осьминог)
В глубине морской живет,
Быстро под водой плывет,
Много у неё иголок,
Как у ёжика и ёлок.
Кто это?. (Рыба-ёж)
Он, как дом, огромный,
Но спокойный, скромный.
В море ест и в море спит
— Так живет на свете… (Кит)
Ползет в море паук –
Восемь ног, пара рук.
В руках клешни,
В глазах – испуг…. (Краб)
На лошадку так похожа,
А живет-то в море тоже.
Вот так рыбка!
Скок да скок —
Прыгает морской… (Конек)
Лежит она на дне морском,
Передвигается ползком.
Упала с неба, видно.
Не светит нам. Обидно. (Морская звезда)
Головоногий то моллюск –
Десяток рук, присоски плюс.
Довольно крупный экземпляр.
А как зовут его?. (Кальмар)
Как у рака, много ножек,
На него чуть-чуть похожа.
Красный панцирь, любит в море
Порезвиться на просторе. (Креветка)
Воспитатель: С заданием вы справились хорошо. Возвращаемся на батискаф. Снимаем гидрокостюмы.
Ребята вот у нас есть морская картина - пано, его надо украсить морскими обитателями, Усаживаемся в нашей лаборатории за столики, будем разукрашивать морских обитателей, вырезать и прикреплять на прищепками. Но сначала разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Акула»
Приплывали две севрюги, Двумя ладонями дети изображают,
как плывут севрюги.
У них спины словно дуги. Выгибают ладони тыльной стороной вверх
Налетели с двух сторон. Изображают, как севрюги плывут
навстречу друг другу.
Ты, акула выйди вон. Делают толчок ладонями от груди.
Воспитатель: Приступаем к работе.
(Дети обсуждают, кого они будут рисовать, как разукрашивать.
Помогают товарищам)
III. Заключительный этап. Рефлексия.
Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три - с каким транспортом познакомились расскажи? …чем занимались в батискафе расскажи? …что видели на дне морском расскажи? …что понравилось больше всего расскажи). Ну, вот мы в детском саду, спасибо вам, ребята. Мне очень понравилось с вами путешествовать и играть.
Переход к новой игровой деятельности.