Светлана Александровна Серебрякова
Конспект по поисково-познавательной деятельности «Мы — исследователи» группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по поисково – познавательной деятельности «Мы исследователи» группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет
Образовательная область: «Познание»
Программное содержание:
формировать представления о земном магнетизме Земли, о влиянии магнитного поля на людей в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья;
развивать навык работы с компасом;
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Подготовительная группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
создавать условия для самостоятельного установления связей между объектами и явлениями с применением различных информационных средств (изучение моделей, схем; экспериментальная деятельность);
развивать способность создавать коллективные объединения для выполнения исследовательской работы.
Воспитатель обращается к детям:
- Давайте отправимся с вами… за чудесами! Да, да, да за чудесами! Даже взрослые – и те встречаются с неведомым, таинственным, удивительным. А уж вы, ребята! Что ни шаг, то для вас новое чудо! О таком чуде мне рассказал Ваня. Послушайте.
Воспитатель рассказывает Ванину историю.
- У Вани на даче есть емкости для воды. Одна очень старая, другая новая. Дедушка попросил Ваню подать ему гаечный ключ. А он случайно прислонил его к старой емкости. Ключ примагнитился. Ваня удивился. Подбежал к новой емкости и попробовал сделать также, но к его сожалению ключ упал на землю.
- Давайте попробуем разгадать эту тайну. Какой предмет обладает способностью притягивать к себе другие предметы?
Ответы детей: магнит.
- А старая емкость является магнитом?
Ответы детей: нет.
- Так что же произошло. Давайте разберемся. Вспомните дети, что такое солнце.
Ответы детей: солнце – это раскаленное небесное тело.
- А не удивит вас, если я скажу, что у нас под ногами, точнее на глубине находится такое же солнце, только чуть-чуть холоднее. Мы с вами живем и ходим лишь по самой поверхности тонкой, хрупкой, но защищающей нас от горячего дыхания Земли. Так что же находится внутри земли?
Просмотр слайдов
- Представляем, что мы движемся вглубь, проходя толщу земли в фантастическом аппарате и погружаемся в самую толщу земли. Сейчас станет очень жарко! Самый загадочный слой нашей планеты – ядро, в состав которого входит железо. В ядре и вокруг него словно кровь движутся разные вещества. Из-за этого возникает ток, похожий на ток, бегущий по проводам. Железосодержащее ядро и ток дают нам магнитное поле.
Многие ученые считают, что благодаря магнитному полю на Земле и возникла жизнь. Оно словно одеяло бережет нашу планету от солнечного воздействия. Если б не было такого одеяла, Земля превратилась бы в выжженную пустыню, и все живое на ней умерло бы.
Как нам проверить наличие у Земли магнитного поля. Его же нельзя увидеть невооруженным взглядом? Есть предмет, котороый спсобен обнаружить магнитное поле.
«Чудо-друг, чудо-круг»
Знает он где северг-юг»
Это компас (каждому ребёку предлагается компас).
Из чего сотоит компас?
(ответы детей)
Он состоит из корпуса, вращающейся крышки, мушки, магнитной стрелки, круговой шкалы. С помощью компаса мы можем узнать стороны света. Дело в том, что у Земли помимо георафическихз есть ещё и магнитные поля, которые расположены рядом с географическими. Стрелка компаса, улавливая магнитное излучение земли, поворачивается так, что один её конец указвает на север, другой - на юг. Для этого нужно отпустить тормоз и стрелка через несколько секунд займет такое положение, что «южный» конец укажет направление на юг, а противоположный «северный» - на север. Если встать лицом к северу, то справа будет находиться восток, а слева – запад, за спиной - юг.
Во время войны компас являлся секретным прибором и выдавался только командирам. Как вы думаете, а сейчас кому компас необходим в работе?
( Ответы детей: путешественникам, летчикам, мореплавателям, солдатам)
А сейчас представим, что мы разведчики. У нас имеется три задания:
определить в какой стророне света находится доска относительно уголка природы;
выяснить, что находится на северной стороне комнаты;
указать, куда поставить цветы, предпочитающие южную сторону.
(Выполнение задания. Ответы детей. Анализ.)
Существует много интереснейших фактов о магнитном поле земли. Предлагаю исследовательским группам изучить информационные материалы и рассказать о выявленных фактах.
1 карточка: все ли люди одинаково зависят от магнитного поля Земли?
2 карточка: какие предметы могут на некоторое время превратиться в магнит?
3 карточка: зависит ли климат от магнитного поля земли?
( раздаются информационные материалы: карточки, схемы, иллюстрации, пиктограммы, энциклопедии, компьютерные диски и т. д.)
Дети работают с карточками-схемами.
- Отвечая на 1 карточку, мы узнали, что большое влияние магнитное поле оказывает на мужчин, больных людей и пожилых, а меньшее – на женщин, здоровых и молодых людей.
- Отвечая на 2 карточку что вы узнали?
Ответ: из 8 планет, только у двух планет нет магнитного поля – это Венера, Марс. Очень слабое магнитное поле и у Меркурия.
Наличие или отсутствие у планет магнитного поля ученые связывают с их внутренним строением, со скоростью вращения и наклоном оси у планеты.
- После изучения 3 карточки-схемы, дети сделали вывод: изменения климата связаны с изменением магнитного поля земли. Во времена крупного оледенения земли магнитное поле было наиболее сильным, во времена теплого климата – магнитное поле было слабым.
- Изучая все это, мы с вами смогли найти ответ на Ванин вопрос. Намагничивание предметов связано с воздействием земного магнетизма. Определённые предметы со временем перенимают магнитные свойства планеты.
- Что вам запомнилось? О чем еще вы хотели бы узнать?
Ответы детей.
Итог: Я хочу сказать вам большое спасибо за то, что вы были такими внимательными, активными, дружными.
Приложение: карточки-схемы.