Мария Большакова
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «На поиски пропавшей буквы Й» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. Звук [й]. Буква Й.
Цель. Продолжить знакомство со звуком Й. Познакомить с буквой Й.
Задачи:
- Учить выделять звук [й] из ряда звуков, слов, давать его характеристику;
- Закрепить умение определять место звука [й] в словах;
- Совершенствовать навык звукового анализа слов из звуков;
- Совершенствовать навык деления слов на слоги;
- Упражнять в определении ударного слога
- Упражнять в чтении слов с новой буквой;
- Формировать умение соотносить схему слова с названием изображённого предмета.
Публикация «Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте „На поиски пропавшей буквы Й“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
- Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к занятиям.
- Совершенствовать умение детей составлять графическую схему предложения.
Оборудование: карточки со словами на звук [ j]; альбомы («блокноты сыщиков») по подготовке к обучению грамоте : листы с картой характеристики звука, звуковыми фишками, графической схемой предложения на липучках; маркеры; карта «Что в подарке?» на определение позиции звука в слове; колокольчики; воздушные шары зеленого цвета, с прикреплёнными к ним звуковыми и слоговыми (с ударением) схемами слов по количеству детей + один (лишний); коробочка (корзинка) с большой буквой Й и пазлами для составления буквы (или камешки Марблс); игра «Собери мороженое»; поощрение детям.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Л: Ребята, у нас непредвиденная ситуация! Пропала буква! Мы с вами на прошлом занятии познакомились со звуком Й. Сегодня я хотела познакомить вас с буквой, обозначающей этот звук. А тут такое дело… Слова и картинки остались, а буквы нет! Но я предлагаю не унывать, и найти букву! Кто согласен отправится на ее поиски?
Д: Мы!
Л: Отлично! Кто занимается поисками пропавшего?
Д: Детективы, полиция, сыщики
Л: Вот я и предлагаю стать нам сегодня сыщиками или детективами! Вы знаете, у сыщиков или детективов всегда есть собой специальные блокноты, в которые они записывают все важные вещи. И мы тоже возьмем с собой наши важные блокноты и маркеры. Присядем за стол и подумаем с чего бы нам начать поиски пропавшей буквы.
2. Основная часть.
Дети выбирают себе альбомы по подготовке к обучению грамоте и занимают места за столами.
Л: С чего же начать наши поиски? Я думаю, нужно составить психологический портрет пропажи и это будет характер звука, обозначающего букву. Откроем наши важные блокноты и вспомним, что мы знаем о звуке Й.
Дети открывают альбомы с картой характеристики звука.
Л: Что мы знаем об этом звуке? Какой он гласный или согласный?
Д: Звук Й согласный.
Л: Как вы определили, что звук Й согласный?
Д: Есть преграда – язык.
Л: Верно. Куда поведём дорожку? Звонкий это звук или глухой?
Д: Звук Й звонкий.
Л: Как узнать, что звук звонкий?
Д: Нужно приложить руку к горлу. Если горлышко дрожит, то звук звонкий.
Л: Верно. Значит, ведём дорожку к колокольчику. Давайте-ка проверим, правда ли он настолько звонкий, что вы всегда услышите Й в словах.
Выходите ко мне. Возьмите каждый по колокольчику и встанем в круг.
Дети берут колокольчики, встают в круг.
Л: Вы звоните колокольчиком, как только услышите звук Й. Приготовили свои внимательные ушки? Слушаем!
Игра «Внимательные ушки» : йогурт, липа, лейка, майка, соль, лей, лимон, йод, поливать, поймать
Л: Молодцы! У сыщиков отличный слух! Двигаемся дальше? Тогда пора вернуться к нашим блокнотам.
Дети рассаживаются на свои места.
Л: От колокольчика, куда пойдё т наш путь: к молотку или к подушке? Звук Й твёрдый или мягкий?
Д: Звук Й мягкий.
Л: Правильно. Звук Й ВСЕГДА мягкий! Ребята, я вспомнила, что буква Й собиралась за подарком своей подружке букве И! Мы можем пойти по следам буквы! Возьмите карты с подарком.
Дети берут заданный материал (карта «Что в подарке?» на определение позиции звука в слове)
Л: Итак, я называю слова со звуком Й, а вы определите где стоит звук в слове и переходите по нужной стрелочке. Приготовились? Попугай, йод, лейка, майка.
Дети выполняют задание (возможно использование картинок).
Л: Что приобрела буква Й?
Д: Воздушные шары.
Л: Да! Продолжим наш путь? Отложите карту с подарками и вернемся к характеру звука.
Логопед собирает карты, дети продолжают работу в альбомах.
Л: Куда от подушки мы идём дальше?
Д: К зелёному кружку.
Л: Почему наша дорожка идёт к зелёному кружку?
Д: Звук Й мягкий, обозначаем зелёным цветом.
Л: Верно. Кто может рассказать про звук Й по схеме?
Д: Звук Й – согласный, звонкий, мягкий, обозначаем зелёным цветом.
Динамическая пауза
Л: Отлично! Мы вспомнили характер звука! И, кажется, я вижу зеленые шары вон там в углу! Наверно, именно их и купила буква Й! Подойдем, посмотрим?
Дети выходят из-за стола и подходят к шарам.
Л: Посмотрите, рядом с шарами картинки. Возьмите себе по карточке. Что на твоей картинке, Егор? Есть в названии картинки звук Й? Диана, а у тебя?
Ответы детей
Л: Значит точно шары буквы Й! Возьмём картинки, как улику.
Дети выбирают картинку.
Л: Ребята, по-моему наше расследование зашло в тупик. Хотя… Смотрите! На шариках схемы, а у нас есть картинки. Давайте составим схемы этих слов и подберем картинки к шарам. Для этого вернемся к блокнотам. Мне кажется, мы близки к разгадке!
Дети выбирают картинки, составляют звуковую схему слова, подбирают слоговую схему с ударением, затем берут нужный шарик.
Педагог следит, чтобы при делении слов на слоги дети оставляли звук Й в предыдущем слоге: лай-ка, строй-ка.
Л: Ого, а вот и лишний шар! Ой, что-то он не дается! А вот и причина!
Логопед достает корзиночку (коробочку) за которую привязан шарик. В корзинке буква и пазлы с буквой (или камешки Марблс)
Л: Ребята, смотрите же, вот она, буква Й. Наверное, надувала последний шарик и так устала, что заснула. И не слышала, что я ее ищу. А в корзинке еще что-то есть. Это пазл (камешки Марблс). Давайте соберем букву Й.
Дети выполняют задание.
Л: Молодцы! Буква Й приготовила вам вкусное задание «Мороженное». Соберите себе мороженое. Можно взять себе только те шарики мороженого, которые подойдут к вашей картинке.
Игра «Собери мороженное» : «шарик» – схема слова, «шарик» – слоги и ударение, «шарик» - слово из букв. Дети подбирают шарики мороженого.
Дети выполняют звуковой, слоговой анализ слова, собирают слова из букв, подбирают шарики мороженного.
Л: Молодцы! Какое замечательное мороженное мы собрали! По-моему вы чудесные сыщики! Чем сегодня занимались?
Д: Искали букву Й.
Л: Нашли?
Д: Да!
Л: Тогда нужно это отметить в наших блокнотах. Запишем так: «Дело закрыто!»
Составление графической схемы предложения.
Л: Молодцы!
3. Подведение итогов занятия.
Вам понравилось быть сыщиками? Что особенно понравилось? Какую букву мы искали? Что было выполнить трудно? А что совсем легко?
Ответы детей.
Л: Как самым лучшим сыщикам, я вручаю вам награду!
Детям вручается сладкое поощрение.