Марина Сипатрина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с использованием макетирования «Путешествие в Арктику»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создать условия для формирования целостного представления о Северном полюсе, обобщить знания детей о растениях и животных Арктики. Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных холодных стран.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей представление о животных севера;
- формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности;
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с использованием макетирования „Путешествие в Арктику“» размещена в разделах
- Арктика, антарктида, север. Макеты
- Животные севера. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2019
- расширение словарного запаса.
условия для обобщения представления об особенностях географического положения Арктики; для знакомства с ее природными условиями и обитателями;
- Уточнение и активизация словарного запаса по теме «Арктика» (глобус, северное сияние, белый медведь, морж и другие);
- Упражнять в нахождении закономерностей и обосновании найденного решения;
- Создать условия для продолжения формирования умения ориентироваться на плоскости макета :
Развивающие:
- развивать умственные операции сравнения и обобщения;
- развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;
формировать умения реализовывать интересы;
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к животным Севера.
Словарь: полярники, Северное сияние, Северный- ледовитый океан, животные – белуха, нарвал, белый медведь, Северный олень, тюлень, моржи,птицы- Полярная крачка, тупики, полярная сова,чайки.
Предварительная работа.
1. Рассматривание альбома «Животные Крайнего севера», «Крыноцкий заповедник».
2. Чтение: М. Сергеев «В соболином краю»
М. Коронный «Дымок над чумом»
Л. Мезинов «Зимой в зоопарке»
Т. Бондаренко «Почему белый медведи не живут в лесу»
4. Подвижные игры:
«Оленьи упряжки», «Меткие охотники»
5. Беседа: «Знакомство с жизнью народов Севера»
«Животные Крайнего Севера»
Материалы и оборудование: иллюстрации животных Севера, ноутбук, презентация «Созвездие Большой медведицы», маркеры: деревья и кустарники, фигурки животных, разрезные льдины, макет «Арктика : глобус, чум, пластилин, шпажки, ткань, выставка книг о Северном полюсе, маршрут- карта письмо, игра : «Собери слово».
Ход НОД
В: Ребята я знаю, что вы очень любите путешествовать. Сегодня я предлагаю вам снова отправиться в путешествие.
В: Вы не против?
Д: нет
В: К нам в детский сад пришло письмо с игровым заданием.
В: Выполнив это задание мы узнаем, какое путешествие нас ждёт впереди.
В: Посмотрите на картинки с предметами, что вы видите?
Д: (арбуз, ракета, кот, тигр, карандаш, апельсин).
В: Определите первый звук в слове - названии предмета, изображённого на картинки и найдите соответствующую букву.
В: Прочитайте, какое слово у вас получилось.
Д: (дети читают) АРКТИКА
В: Правильно, Арктика
В: А, кто знает, что такое Арктика?
Д: Арктика – это северный полюс, где всегда очень холодно, повсюду сугробы, льдины, вечная мерзлота. (ответы детей,полярная область Земли
В: Узнать, где находится Арктика, нам поможет глобус.
В: Кто может показать Арктику на глобусе?
(дети показывают)
В: Слово «Арктика» в переводе с греческого» арктикус» означает «медведь».
В: А, почему так назвали этот край, кто знает?
Д: потому что это владение белого полярного медведя
Дети (показывают) говорят: Арктика расположена на самом Севере Земли, где очень холодно, морозно.
В: Правильно
В: Ребята, на некоторых островах люди постоянно не живут, но для изучения погодных условий и наблюдений за животными созданы полярные станции.
В: Как называются люди, которые работают на полярных станциях?
Д: их называют полярниками.
В: А, как вы думаете, полярники какими качествами должны обладать?
Д: смелые, выносливые, трудолюбивые, сильные, бесстрашные и т. д.
В: Да, всеми этими качествами должны обладать полярники
В:А вы хотите сегодня быть полярниками и отправиться путешествие, в экспедицию, в Арктику.
В: Наша с вами задача – наблюдение за растениями, животными Арктики.
В: Согласны?
Д: да
В: А как вы думаете, на чём можно туда добраться
Дети: на самолёте, вертолёте, ледоколе.
В: Так на каком транспорте мы с вами отправимся?
Д: ответы на самолёте
Полёт.
Ребята, занимайте места в самолёте. Садитесь. Прошли. Нас ждёт с вами интересный полёт. Дети проходят на стульчики.
В: пер- ый пилот комментируйте свои действия.
Пилот. Здравствуйте, Уважаемые пассажиры!
Вас приветствует пилот нашего лайнера «Северный дом» Глеб Жуков.
Желаю Вам приятного полёта!
В: Стюардесса: Уважаемые пассажиры меня зовут Дарья, пристегните ремни, приятного Вам полёта!
Пилот: Начинаю отчёт! 10…9…8…1
Пуск! Полетели!
Руки сделаем вразлёт,
Получился самолёт
Мах крылом, туда- сюда,
Делай раз, и делай два.
В: Мы пролетаем над горами, над лесами, над Белым морем. (дети имитируют, что они смотрят в иллюминатор)
Стюардесса: Уважаемые пассажиры! Пристегните ремни! Самолёт приземляется.
Команда на высадку. Мы с вами прилетели в Арктику. Посмотрите как тут холодно и морозно (надеть валенки) Как Весна долго шагает до них.
В: Здравствуйте, ребята! (дети здороваются)
В: Ну, вот я вас и дождался и вы у нас в гостях, на Северном Ледовитом океане.
В: А вокруг, куда ни глянь, огромные снежные сугробы.
(воспит- ль прикрепляет на себя значок начальника экспедиции) надевает валенки
В: Я начальник экспедиции новой полярной станции приветствую, новых исследователей - полярников.
В: Вы получаете карту – маршрут и следуете по её пути. Вы доберётесь до хозяина Арктики?
В: Прошу Вас получите жетоны! Разделитесь на команды по цвету жетона! (синие и красные)
Пол-к: Ребята, вы наверное знаете, что в Арктике обитают много разных животных. Назовите их. Какие? Бушует вьюга! Давайте погреемся.
1станция. Игра «На льдине»
Тревога. Поступил сигнал. Ой, ребята поднялся сильный ветер и расколол льдину на мелкие кусочки. А моржи так хотят жить вместе. Мы можем им помочь?
Д: да
В: соберём эти кусочки льдины. (моржи)
В: Молодцы. Как вы быстро все сообразили и помогли моржам! А для чего моржу нужны клыки?
В: ответы детей. Они помогают ему добывать пищу. Клыками он выкапывает из ила раковины и съедает их содержимое. Молодцы!
(смотрим на карту).
В: Но нам нужно посмотреть на карту, куда же нам следовать дальше …
2. станция. Игра «Четвёртый лишний».
В: Ребята рассмотрите свои арктические деревья, растения и назовите лишнее.
1 команда.
Дети называют и расставляют, находят лишнюю пальму.
Д: Камнеломка, карликовая берёза, ива и пальма
В: Почему деревья называются карликовые?
ответы
2 команда
лишайники – ягель, полярный мак, мох, подорожник
Ответы детей. Потому что холодно, сильный ветер, мало солнца.
Расставьте все деревья на материке
В: Какие ягоды растут в Арктике?
Ответы: Брусника, морошка, черника
Ответы детей. Потому что холодно, сильный ветер, мало солнца.
В: Ну, вы настоящие исследователи – ботаники. Быстро справились с заданием.
Смотрим на карту.
3. станция «Охотники и следопыты».
Идём дальше.
В: Ребята вы должны выполнить задание по следам найти животное и узнать Чьи следы мы обнаружим? (выдаю следы песец и белый медведь).
В: Чья команда пойдёт по этим следам?
(1команда - песец и олень)
(2 к. тюлень и медведь)
В: А теперь приступим к фотоохоте
4. станция «Чум» (Смотрим на карту)
В: Куда приведёт нас дорога.
Ребята во льдах не отдохнёшь, очень суровые погодные условия,мороз. В Арктике скоро начнётся полярная ночь. Нам нужно где - то переночевать.
Для защиты от холода мы с вами слепим чум.
В: А что такое чум?
Д: это палатка, шалаш из жердей
В: чум – жилище народов Севера – оленеводов. Дети фотографируют. А каких коренных жителей Севера вы знаете?
Ответы. Манси, нанайцы, ненцы, нихви
Практическая часть.
В: Возьмите кусок пластилина, скатайте из него колбаску, положите на основу. Чум строят из жердей, вставьте (палочки зубочистки, в форме конуса. Закрепите в верхней части пластилином и закройте тканью.
В: Расставьте свои чумы на материке.
В: А вот и ещё одно задание. Игра «Хозяин Арктики - Белый медведь»
ИКТ – ноутбук ( слайд: северное сияние)
Северное сияние показать. (гирлянда)
В: Даже ночью полярникам приходится работать. Читаю.
Слайд. Ребята, нужно найти на небе созвездие Белой медведицы.
На экране появляется белый медведь.
Нач-к: Мы прошли весь путь карты мы с вами хорошо поиграли.
Полярник: Ребята, вы хорошо поработали! Я с Вами прощаюсь, приезжайте ещё для новых исследований и наблюдений. До свидания!
В: Садимся в самолёт. Летим на самолёте.
В: Пора возвращаться в детский сад. Поспешите на посадку!
Руки сделаем вразлёт,
Получился самолёт
Мах крылом, туда- сюда,
Делай раз, и делай два.
Прилетели.
В: Ребята, мы со всеми заданиями справились, многое узнали, сделали и рассказали.
Рефлексия.
Ребята, где вы побывали? Дети выбирают фото - картинки. Рассказывают, что они успели сфотографировать. Продолжаем нашу игру в Арктике.
А вот и посылка из Арктики! Достаю угощение.