юлия меньшикова
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие по реке времени»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД "Путешествие по реке времени"
Цель: развитие познавательного интереса к понятиям "часы", "Время"
Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения часов, подвести к пониманию их назначения и функции.
2. Уточнить знания детей о часах и их видах.
3. Обогащать словарный запас детей.
Материалы и оборудование:
Публикация «Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром „Путешествие по реке времени“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Проектор, ноутбук, заготовки для детей – круг из картона (циферблат, 2 стрелки (короткая и длинная, цифры (от 1 до 12, клей – карандаш, клеенки, салфетки матерчатые и бумажные.
Ход занятия:
Организационный момент
Посмотрите на наши часы. Кажется, они опять сломались. Как же нам быть? (ответы детей. Подвести детей к тому, что нужно смастерить новые часы)
А вы знаете, кто мастерит и ремонтирует часы? (часовщик. Демонстрация изображения)
А где он их ремонтирует? Как называется это помещение? (часовая мастерская. Демонстрация изображения)
Нам пора отправляться в путь! Мы отправляемся в часовую мастерскую в гости к часовщику. На чем мы можем отправиться? Я предлагаю отправиться на самолете – так будет быстрее (физминутка "Самолеты")
Основная часть
Вот мы и прибыли в часовую мастерскую (на экран выводится изображение мастерской). Давайте заглянем внутрь и посмотрим, что здесь есть?
1 слайд. Изображение солнечных часов.
Наблюдая за солнцем, люди изобрели солнечные часы. Ходит солнце по небу, а по площадке ходит тень от колышка. Такие часы показывают время только в солнечную погоду. На прогулке мы попробуем сделать такие часы. И понаблюдаем за ними. История часов продолжалась. Люди стали придумывать другие часы.
2 слайд. Изображение водяных часов.
Они придумали водяные часы. Водяные часы сообщают о времени и ночью и днём и в хмурый день. Эти часы были двух видов. Из одних часов вода вытекала. А в другие, наоборот, наливалась. Чтобы определить время на сосуде делали пометки-чёрточки. По капелькам вода перетекала из одного сосуда в другой. С тех пор так и говорят «Много воды утекло», т. е. много времени прошло. Эти часы давали возможность узнать, сколько времени прошло с определенного момента. Но и такие часы оказались неудобны, т. к. постоянно приходилось доливать воду.
3 слайд. Изображение огневых часов.
Они показывали время, а в ночные часы они еще и освещали жилище. Это очень простые часы в виде длинной тонкой свечи с нанесенной по ее длине шкалой. Свеча, сгорая, уменьшалась на одно деление. Свечи, применявшиеся для этой цели, были длиной около метра. Отсюда и происходит обычай измерять длину ночи количеством сгоревших за ночь свечей.
4 слайд. Изображение песочных часов.
Потом люди сделали часы из песка. И назвали их – как? (ответы детей) Песочные часы! За определённое время мельчайший песочек высыпается из одной части в другую. На них просто приятно смотреть. Песочные часы есть на 2, 3, 5 и 10 минут. Вспомните, где вы могли видеть такие часы?
Физминутка "Арам- зам – зам…"
5 слайд. Изображение механических часов.
И всё-таки прежние часы были не очень точны, громоздки и неудобны в обращении. Как измерить время, когда вода замерзает, а огонь гаснет на ветру?. Нужно было придумать такой двигатель для часов, который мог бы действовать независимо от времени суток и погоды. Тогда люди придумали пружину и поместили ее в часы. Такие часы стали называть механическими. Они показывали время не зависимо от погоды.
6 слайд. Изображение Курантов.
Так появились башенные часы - на башне. Появился циферблат и была только одна стрелка – часовая. Немного позже на башенных часах появилась вторая стрелка. Сможете назвать самые известные башенные часы в России? (куранты) Они были очень громоздкими и сложными.
7 слайд. Часы с боем. Часы с кукушкой. Часы – будильник.
Шло время, и люди придумали новые приборы для измерения времени. Теперь в часах появился звук. Для того, чтобы узнать, который час, нужно было послушать, сколько раз пробьют часы. Позже люди посадили в часы кукушку. Ненастоящую, конечно. И вместо боя слушали, сколько раз она прокукует. А еще позже изобрели будильник. Будильником называют часы, которые будят человека в назначенное время с помощью звукового сигнала.
8 слайд. Электронные часы.
Современные часы – это электронные часы. Посмотрите внимательно и скажите, чем отличаются механические часы от электронных? В механических часах время нам указывают стрелки. А в электронных часах стрелок нет. Время на них нам показывают цифры.
9 слайд. Петух.
Как вы думаете, при чем здесь петух? (ответы детей). Это живой будильник. Он всем говорит, что наступило утро и пора вставать.
Гимнастика для глаз
А теперь немного поиграем. Вставайте в круг.
Игровое упражнение с мячом "Названия часов"
А сейчас я проверю, насколько вы были внимательны.
Скажите, как называются часы, которые носят на руке? (наручные)
. часы для детей? (детские)
. часы для женщин? (женские)
. часы для мужчин? (мужские)
. часы, которые стоят на столе? (настольные)
. часы, которые висят на стене? (настенные)
. часы, которые носят в кармане? (карманные)
. часы, сделанные из золота? (золотые)
…на башне - башенные,
на полу-напольные,
из цветов - цветочные, из песка - песочные,
из воды – водные и т. д.
Молодцы! Как много мы сегодня узнали о часах. Как вы думаете, сможем мы сами смастерить себе часы? (ответы детей)
Подойдите, пожалуйста, к столу. Посмотрите: у вас есть основа (демонстрирую большой круг). Как вы думаете, для чего? (циферблат) и отдельные детали (цифры и стрелки). Посмотрите на экран. Цифры на часах расположены в определенном порядке. Если перепутать их места, то наши часы будут показывать время неправильно. Будьте внимательны и аккуратны. Пора приниматься за работу!
Пальчиковая гимнастика "Мышь полезла"
Дети изготавливают часы. Воспитатель помогает.
Анализ
Ребята, скажите, вам понравилось наше путешествие? Где мы были? У кого? Какие часы больше всего запомнились?
Заключительная часть
Готовая работа вывешиваются в раздевалке на стенд.