Эрзи Алидарова
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие к звездам» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по
ознакомлению с окружающем миром
(интегрированное)
«Путешествие к звездам»
(подготовительная группа)
Цель: закрепить знания детей по теме «Космос».
Задачи:
Образовательные:
- закреплять знания о солнечной системе, о последовательности расположения планет солнечной системы на своих орбитах, обобщать и расширять знания детей об особенностях планет;
- закреплять активный словарь по теме «Космос»;
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- развивать диалогическую речь (уметь высказывать свою точку зрения);
- закреплять умение подбирать слова - антонимы;
- упражнять в согласовании числительного с прилагательным и существительным;
- закреплять умение ориентироваться на плоскости, работать по схеме;
- упражнять в обратном счете, сложении и вычитании в пределах 10;
- продолжать учить отвечать полными распространенными предложениями, развивать связную речь.
Развивающие:
- развивать память, творческое воображение, фантазию, логическое и образное мышление, находчивость.
- закреплять умение осуществлять самостоятельную совместную деятельность;
- формировать коммуникативные качества, дружелюбие;
- развивать умения следовать инструкциям педагога, навыкам работы в командах.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса;
- воспитывать чувство гордости за нашу великую страну, которая смогла первой послать человека в космос.
Интеграция образовательных областей:
- познание,
- коммуникация,
- социализация,
- музыка.
Предварительная работа:
Чтение энциклопедии о космосе; беседы о первом космонавте, животных, побывавших в космосе, звездах и планетах, Вселенной; просмотр мультфильмов о космосе; рисование на тему «Космос»; рассматривание иллюстраций, энциклопедий, книг о космосе; игровые ситуации «Космодром», «Найди планету»; заучивание считалки «Планеты»; разучивание стихов.
Демонстрационный материал:
костюм звездочета (синяя накидка, расшитая звездами и шляпа, карта солнечной системы, шапочки с изображением планет, музыкальные композиции группы «Земляне», «Space».
Ход занятия:
Воспитатель:
– Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Дети: Хорошее, радостное, веселое.
Воспитатель: – Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся и подарим гостям наше хорошее настроение.
Дети: – Здравствуйте.
Воспитатель: – Хорошо. Послушайте, о чем следующее стихотворение.
Летит в космической дали
Стальной корабль
Вокруг Земли.
И хоть малы его окошки,
Всё видно в них
Как на ладошке:
Степной простор,
Морской прибой,
А может быть
и нас с тобой!
– Скажите ребята, о чем я прочла сейчас стихотворение? Скоро наша страна отмечает «День космонавтики». Исполняется 58 лет с момента полета в космос первого человека. Это праздник космонавтов и людей, кто участвует в создании космических ракет. А вы ребята хотели бы стать космонавтами? Кто такие космонавты? Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым и т. д.).
– Сегодня у нас будет необычное занятие : мы с вами полетим в космос. Каждый человек знает, что такое космос. Космос –то же самое, что и Вселенная. Это пространство, которое мы видим вокруг нашей Земли, со всеми находящимися в нем небесными телами, разными частицами и излучением. Стройная система планет, которая вращается вокруг Солнца, хвостатые кометы, метеориты — все это космос. Людям всегда хотелось знать, есть ли жизнь на других планетах? А если есть, то кто там живет? (ответ детей)
Как раз сегодня мне на электронную почту пришло письмо, в котором инопланетяне прислали подсказку. Если у нас получится ее разгадать, то сможем отправиться в путешествие. Прочитайте слова и назовите транспорт, на котором мы отправимся в путешествие.
Рак
Апрель
Комета
Единица
Тьма
Атом
Воспитатель. – Правильно, ребята, мы полетим на ракете. Итак, мы скоро отправимся в космическое путешествие к планетам солнечной системы.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости придет еще один гость. Давайте дождемся его. А пока ответьте пожалуйста:
- А вы знаете, кто летает в космос? (у нас в России – космонавты, а в Америке – астронавты; самыми первыми полетели в космос собаки, они были испытателями; а первым человеком, полетевшим в космос, был наш космонавт – Юрий Гагарин).
Заходит Звездочет
Звездочет : здравствуйте, ребята! Вы такие любознательные, а я очень люблю умных и любознательных детей. Скажите, ребята, вы хотите путешествовать по моему космическому царству?
Звездочет : А какое оно, мое царство? Попробуйте его описать (холодное, темное, мерцающее, блестящее, огромное и т. д.).
Звездочет : А где космонавты проходят подготовку к полетам? (в Центре подготовки космонавтов).
Звездочет : Все ли желающие могут стать космонавтами? (нет, космонавтами могут стать здоровые и закаленные; космонавты должны быть умные и смелые; они должны уметь все делать в невесомости, а это очень трудно, поэтому надо много тренироваться; надо быть храбрым, хорошо знать Солнечную систему и устройство корабля)
Космонавтом чтобы стать,
Надо многое узнать.
Быть проворным и умелым,
Очень ловким, очень смелым.
(Д. Чибисов)
Звездочет : Какие вы молодцы, я не ошибся, вы действительно очень умные. Поэтому я вас хочу пригласить в необычное космическое путешествие. Вас ждут интересные приключения, различные испытания. Вы согласны? Не боитесь трудностей? (Ответ детей)
Воспитатель: Ну вот, мы почти готовы к полёту. Но для того, чтобы полететь в космос нам нужна ракета. Давайте мы её сейчас соберём. Ребята, пройдите на свои места и спроектируйте нашу будущую ракету (предлагает детям сложить ракету из набора геометрических фигур или из счетных
палочек, проявляя воображение и фантазию).
Воспитатель: Ракета наша готова. А из каких геометрических фигур вы её собрали?
Дети: Прямоугольник, круги, треугольники, шестигранник.
Мы придумали ракету –
Корабля быстрее нету.
Приглашаем всех в полет,
Нас ракета понесет!
Звездочет : Спасибо, ребята. По вашему проекту будет собрана ракета. Чтобы полет прошел удачно, вот вам всем по волшебной звездочке (раздает детям звездочки, они помогут в полете.
Артикуляционная гимнастика.
Воспитатель: Ребята, давайте представим, что вы создали настоящую ракету
и прежде, чем мы начнем наше путешествие, давайте проверим, все ли системы работают исправно на нашем корабле.
Проверим топливо дети произносят «ш-ш-ш»
(язык в форме чашечки поднят вверх)
Проверим плотно ли закрыты люки. произносят звук «а» с усилением
(рот широко открыт) голоса
Проверяем радио произносят звук «у» в разных
(губы в форме трубочки) регистрах
Проверяем двигатель произносят звук «р» и вращают
кулачком перед грудью
- Ура! Двигатель исправен! Складываем инструменты и занимаем свои места!
Звездочет : я предлагаю вам провести перед полетом небольшую разминку.
Физкультминутка «Космос»
Один, два, три, четыре, пять, (ходьба на месте)
В космос мы летим опять. (соединить руки над головой)
Отрываюсь от Земли, (подпрыгнуть)
долетаю до Луны. (руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим, (покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим. (ходьба на месте)
Воспитатель: Ребята, а что такое звезда?
Что такое звёзды?
Если спросят вас -
Отвечайте смело:
Раскалённый газ.
И ещё добавьте,
Что притом всегда
Ядерный реактор -
Каждая звезда!
Ребенок. Звезды – это раскаленные (газовые) шары, похожие на Солнце. Они находятся очень далеко от Земли, поэтому не греют и кажутся очень маленькими.
Звезды бывают белые, желтые, красноватые.
Воспитатель: Почему звезды разного цвета?
Ребенок. Потому что они имеют разную температуру.
Воспитатель: Да, вы правы, ребята. Учеными изучены различные звезды по составу, способу образования. Рождение, жизнь и затухание звезд изучает наука астрономия. Белые звезды (например, Сириус) – очень-очень горячие. Они горячее Солнца. Желтые звезды (Капелла) холоднее белых. Они примерно такие, как наше Солнце. Звезды красноватого цвета (например, Альдебаран) – холоднее Солнца.
Воспитатель: Звезды горячие, но почему же они так плохо греют?
Дети: Они находятся очень далеко от нашей планеты.
Воспитатель: Звезд так много, что в них ни за что не разберешься! Вот поэтому, чтобы разобраться в звездах, люди объединили группы отдельных звезд в созвездия. Самым ярким дали имена. И мы с вами уже знаем несколько созвездий. Давайте вспомним, что такое созвездие? (Это группа наиболее ярких звезд). На небе есть созвездия Льва, Дракона, Лебедя, Кита, Орла. О таких рисунках из звезд складывались легенды. Давайте проверим, как же вы запомнили созвездия. Вам предлагается игра.
«Подбери созвездие».
Соединить созвездие с нужной картинкой.
Воспитатель:
А какую самую большую звезду вы знаете? Правильно, солнце самая большая и горячая звезда в нашей Солнечной системе. Нельзя долго смотреть на нее открытыми глазами. Давайте сделаем гимнастику для глаз, чтобы они отдохнули.
– Давайте нарисуем звезду глазами.
– До звёзд ещё люди не долетали, а вот планеты уже изучали.
6. «Карта солнечной системы»
- Чтобы найти планету, на которую мы полетим, нам нужна карта солнечной системы. Но с ней что-то не так. Что вы на ней видите? (звезды, орбиты, несколько планет).
- Что такое орбита? (путь, по которому планеты вращаются вокруг солнца)
- Почему планеты, вращаясь вокруг солнца, не наталкиваются друг на друга? (планеты вращаются по своим орбитам)
- Все планеты солнечной системы вращаются строго по своей орбите. Среди планет есть большие и маленькие. Одни из них находятся ближе к Солнцу, другие – дальше от него. Наша задача - правильно разместить недостающие небесные тела на свои места на карте солнечной системы.
Воспитатель: - Давайте проверим нашу карту с помощью пальчиковой гимнастики:
На Луне жил звездочет,
Он планетам вел учет.
Меркурий – раз,
Венера – два-с,
Три – Земля,
Четыре – Марс.
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восемь - Нептун.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Ну, а десять – это Солнце,
Не планета, а звезда,
Ярко светит нам она!
Звездочет : молодцы, ребята. Сейчас я предлагаю поиграть: вам нужно надеть шапочки с изображением планет, я буду называть планеты, а вы должны занять соответствующее место в Солнечной системе. Все планеты вращаются вокруг солнца, каждая по своей орбите.
Подвижная игра «Солнечная система». Дети надевают шапочки с изображением планет и солнца. В центре ребенок - Солнце, а вокруг него дети-планеты на обозначенных «орбитах». По сигналу планеты начинают вращаться вокруг Солнца. Остальные дети наблюдают, оценивают правильность выполнения. Затем игра повторяется с другими детьми.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель:
- Перед каждым из вас карта звездного неба, и прибор «Зоркое око». В разных частях карты расположены небесные тела. (Солнце, Земля, Луна, Марс, Сатурн, метеоритный дождь, метеорит, кометы, млечный путь).
- Сначала я, а потом вы будете задавать друг другу вопросы, при помощи «зоркого ока» вам надо зафиксировать названное небесное тело и определить его местоположение.
Воспитатель задает вопрос, обращаясь к ребенку: «Где находиться солнце?» ( Ребенок находит на карте солнце и отвечает на вопрос: «Солнце находится в центре карты). Далее вопрос задает ответивший ребенок «Что находится в правом верхнем углу?» (Планета Сатурн, и так по порядку, следующий вопрос задает ответивший ребенок. «Где находится планета Земля?», «Что находится справа от планеты Земля?», «Где находится Марс? и т. д. Если ребенок затрудняется, педагог помогает ему с формулировкой вопроса.
Итог:
В. Зарядились космической энергией?
- Как вы себя чувствуете? (ответы детей).
- Ребята, понравилась вам наше занятие?
- Что запомнилось?
- Что нового вы узнали? (ответы детей)
- Какие задания больше понравились? (ответы детей).
- А кто, по-вашему, занимался лучше?
- А кто хуже?
- А мне понравилось, что вы старались, и были очень активны.
- Молодцы!
Воспитатель: ребята, но мы ведь так и не отправились в путешествие. Нужно исправить ситуацию. Еще раз представьте, что мы с вами создали настоящую ракету. Приготовились. К полёту готово. Начинаем обратный отсчёт.
Дети: 10,9,8,7,6, 5, 4, 3, 2, 1, 0 -пуск! (звучит музыка дети убегают за Звездочетом)
Воспитатель: счастливого полета!