Анна Мишина
Конспект итоговой НОД по ознакомлению с природным миром «Мы друзья природы» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой и неживой природе.
Задачи:
1. Обучающие:
- расширять представления детей о лесе и его обитателях; показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов леса, закреплять умения делать объемную аппликацию на бумаге.
2. Развивающие:
- развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, а также память, связную речь, умение анализировать, делать выводы; развивать умения слушать друг друга, дополнять ответы товарища; развивать художественно-творческие способности, координацию речи и движений.
Публикация «Конспект итоговой НОД по ознакомлению с природным миром „Мы друзья природы“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
3. Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимания необходимости сохранения его целостности, умения вести себя в лесу.
Тип образовательной деятельности: итоговое, интегрированное занятие по обобщению и закреплению знаний.
Предварительная словарная работа: журчание, трель, лиственный, хвойный, смешанный.
Предварительная работа: рассматривание энциклопедий «Растения», «Птицы», «Животные»; экскурсии,наблюдения; чтение загадок и стихов; чтение рассказов М. Скребицкого «Сорока», М. Горького «Воробьишко»,М. Михайлова»Лесные хоромы», М. Пришвина «Весна в лесу»,К. Коровина «Белка»; д/и игры «4-й лишний», «Кто где живет», «Загадай мы отгадаем», «Живая и неживая природа»; рисование, лепка, конструирование из природного материала, изготовление панно «Лес».
Оборудование и материал:
Демонстрационный: схемы живой и неживой природы, панно для модели «Лес», панно для раздаточного материала, сигнальные карты, «магнитофон, запись «Голоса леса», конверт, мяч. Листья и ветки деревьев: ель, сосна, береза, рябина, осина, черемуха, дуб, клен, липа;
Картинки:
Лекарственные растения: подорожник, мать-и-мачеха, душица, липа, одуванчик, ландыш, крапива, малина, шиповник.
Ягоды: голубика, брусника, земляника, крыжовник.
Грибы: подосиновик, подберезовик, лисички, мухомор.
Птицы: дятел, сова, кукушка, клест.
Насекомые: бабочка, стрекоза, божья коровка, пчела.
Животные: рысь, лиса, белка, волк, медведь, еж, крот, барсук.
Картинка с изображением вырубленного леса.
Картинки «Береги природу».
Раздаточный: клей, цветная бумага, кисть, трафареты, лист белой бумаги, клеенка, салфетка, предметные картинки.
Методические приемы:
Словесные: беседа, художественное слово, беседа, объяснение, поощрение, индивидуальная работа.
Практические: дидактические игры, игровые упражнения, продуктивная деятельность.
Наглядные: рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок.
Ход образовательной деятельности:
I. Вводная часть
Воспитатель:
- Сегодня к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем, и больше не будем отвлекаться.
Дети: Всем, всем добрый день.
Прочь с дороги наша лень.
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться.
II.Основная часть.
1. Беседа о природе
Воспитатель:
- Послушайте отрывок из стихотворения Ф. Тютчева:
Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, плещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.
- Как вы думаете, о чем это стихотворение? (Стихотворение о природе.)
- Что такое природа? (Природа – это все, что нас окружает, не созданное руками человека).
- Какая бывает природа? (Природа бывает живая и неживая).
- Почему мы называем природу живой? (Потому что, все живое питается, растет, развивается, дышит, движется, умирает).
- Что относится к живой природе? (К живой природе относится человек, животные, птицы, рыбы, растения).
- Что относится к неживой природе? (К неживой природе относятся : вода, земля, Солнце, камни, песок, воздух, глина, Луна).
- Составьте схему природы. (Ребенок на фланелеграфе составляет схему природы).
- А может ли человек прожить без природы? Что дает человеку природа? (Нет. Человек – часть природы. Она дает человеку воздух, воду, тепло, пищу, одежду).
- А еще она дает человеку радость. Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Ребята, сегодня утром я обнаружила на столе необычное послание. Сейчас я вам его зачитаю.
Знаю лес и лес люблю,
В гости вас к себе зову.
Я люблю гулять по лесу,
В лесу хожу я каждый день.
Все в лесу мне интересно:
Каждый куст и каждый пень.
Я веселый старичок,
Старичок-Лесовичок!
-Ну что, ребята, примем приглашение Старичка-Лесовичка? Итак, отправляемся в путь.
- Чтобы попасть в лес, необходимо узнать дерево по листку или ветке.
2. Дидактическая игра «Узнай дерево по листку, ветке».
Воспитатель:
- Узнайте дерево по листку и ветке. (Сосна, дуб, береза, клен, осина, липа, рябина, черемуха, ель).
- Вы так много разных деревьев назвали. В каком лесу мы оказались? (В смешанном лесу).
- А какие еще бывают леса?
Ребенок: Кусты и деревья, листочки на ветках,
Лиственный лес это, помните, детки.
Дуб в нем, березки, липы, рябинки,
Лещина, шиповник, ясень, осинки.
Если иголочки вместо листвы,
Хвойным тогда этот лес назови.
Если же есть и листва, и хвоинки,
Рядом и ели растут, и осинки,
Смешанным лес тот зовется, друзья –
Тут все деревья от «А» и до «Я».
3. Остановка «Айболит»
Воспитатель:
- Вот мы и на лесной поляне. Первая стоянка на нашем пути: «Айболит». Ребята, вспомните, кто такой Айболит? (Он лечил зверей разными настойками, пилюлями, мазями).
- Многие лекарственные средства изготавливают из лекарственных растений, которые растут на нашей солнечной поляне. А какие – мы сейчас и узнаем.
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его – сережки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг
Лечит раны ног и рук.
(подорожник)
Летом рад я свежей ягоде медвежьей,
А сушенная в запас, лечит от простуды нас.
(малина)
- А какие еще растения используют для лечения простуды? (Мать-и-мачеха, душица, липа.)
- Какое лекарственное растение служит для улучшения аппетита? (Корень одуванчика)
- Отгадайте загадку:
Я на розу так похож,
Разве что не так хорош.
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды.
(шиповник)
- Шиповник богат витамином С. Какой цветок лечит больное сердце? (Ландыш.)
- На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Самая лучшая аптека – это Природа. Но запомните, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, а дети могут только помогать!
4. Остановка «Дары леса»
Воспитатель:
- Следующая остановка «Дары леса». Ребята, какие дары преподносит нам лес (Лес нам дает ягоды, грибы, орехи)
- Рассмотрите картинки, назовите что на них изображено и скажите, что лишнее.
Игра «4-й лишний».
-Ребята, что лишнее: клюква, голубика, земляника, крыжовник. (Лишний крыжовник, потому что это садовая ягода)
- Мухомор, лисички, подберезовик, подосиновик? (Лишний мухомор, потому что он ядовитый гриб, а остальные грибы съедобные.)
- Можно уничтожать мухоморы? (Нет. Мухоморы – лекарство для лосей).
5. Физкультминутка «Прогулка в лесу»
Воспитатель:
- Наш путь продолжается. (Проводится физкультминутка «Прогулка в лесу», включается фонограмма «Звуки леса»).
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали,
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крылышками махали.
На нос села пчела,
Посмотрите вниз, друзья.
Мы листочки приподняли,
В ладошку ягоды собрали.
Хорошо мы погуляли!
И немножечко устали!
6. Остановка «Музыка в лесу».
Воспитатель:
- Ребята, что можно услышать в лесу? (Шелест листвы, журчание ручьев, пение птиц).
- Наш лес тоже наполнен трелями разных птиц, а каких – давайте отгадаем.
Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.
(дятел)
И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся, дрожа!
Очень уж суровы
Филины и … (совы)
Гнездо не строит никогда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает.
(кукушка)
- Какая из этих птиц перелетная? (Кукушка).
- А каких еще обитателей леса можно увидеть порхающими над растениями? (Бабочки, жуки, стрекозы, пчелы, шмели).
- Как назвать их одним словом? (Это насекомые).
- Молодцы! Ребята, объясните пословицу: «Лес без птиц и птицы без леса не живут». (Лес – это дом и столовая для птиц. Птицы уничтожают вредных насекомых, которые губят деревья. Лес без птиц погибнет).
7. Фонетическая зарядка «На полянке»
Птицы щебечут, а жуки – жужжат (ж-ж-ж)
Ручейки журчат, а комарики звенят (з-з-з)
Бабочки порхают, а листочки шелестят (ш-ш-ш)
8. Остановка «Лесные звери».
Воспитатель:
- Посмотрите внимательно. Кто из животных решил занять чужой домик?
Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем». ( По плану: чем питается, где живет, окрас, особенности строения. Например: хищник, шерсть серая, живет в логове. Волк).
- Кто из лесных зверей меняет шубки! (Заяц, белка, лиса)
- Кто впадает в зимнюю спячку? (Еж, медведь, барсук)
- А сейчас проверим, знаете ли вы детенышей диких животных.
Дидактическая игра с мячом «Кто у кого».
- Вот мы и прошли весь путь, удачно справились с заданиями. Я уверена, что вы знаете как надо вести себя в лесу, чтобы не причинять вреда лесу и его обитателям. Рассмотрите рисунки. Какие дети поступают правильно? ( Работа с сигнальными картами: зеленый правильно, красный неправильно).
- Ребята, Старичок-Лесовичок оставил нам еще одно письмо.
«В лесу случилась беда. Кто-то вырубил много деревьев. Нужна ваша помощь».
- Как мы можем помочь? (Надо посадить новые деревья.)
- Правильно. Вот это правило леса вы должны обязательно знать и соблюдать.
Много леса – не губи,
Мало леса – береги,
Нет леса – посади.
- Я предлагаю наклеить на сухие деревья листья (береза, дуб) и посадить их в лесу у Старичка-Лесовичка.
9. Продуктивная деятельность «Дерево». (Аппликация).
Дети выбирают шаблон березового или дубового листочка, обводят его, вырезают и приклеивают на общую композицию. (Дети работают с цветной бумагой, звучит спокойная музыка.)
Самостоятельная работа детей. Напоминаю, как нужно правильно сидеть за столом. Провожу индивидуальную работу. Предупреждаю об окончании работы. (Готовые работы выставляются на мольберт).
- Молодцы! Я уверена, что Старичок-Лесовичок обрадуется, увидев ваш подарок. Он всегда будет рад видеть вас в своих владениях. А нам пора возвращаться в детский сад. (Дети проходят через импровизированные ворота).
III. Итог НОД
Воспитатель:
- Вот и закончилось наше путешествие в лес. На каких остановках мы побывали? («Айболит», «Дары леса», «Музыка леса», «Животные леса»).
- На какой остановке вам понравилось больше всего? (Ответы детей)
- Назовите игры, в которые мы играли.
- Что должен делать человек, чтобы сохранить природу?
Дети: чтение стихотворения «Лесные правила»
Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай
Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
- Занятие закончено. Давайте попрощаемся с гостями.