Власова Юлия
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Мир бумаги»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности.
В старшей группе. Тема: «Мир бумаги».
Цель: обобщить знания детей о значении и разнообразии бумаги в нашей жизни.
Задачи: формировать и поддерживать интерес детей к миру природы; обогащать представления о связях между природными явлениями; научить определять качество бумаги и свойства; развивать словесно-логическое мышление, воображение и творчество; воспитывать бережное отношение к природе, ее охране: желание бережного использования бумаги.
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Мир бумаги“» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Материалы и оборудование: использование ИКТ; столы для экспериментирования; емкость с водой; деревянные предметы: матрешка, кубик, ложка; книга, разные листы бумаги, конверт с письмом, посылка.
Раздаточный материал: Ножницы; тарелочки с бумагой разных видов, плотности и назначения; посуда для эксперимента с водой, форма для лабораторной работы.
Содержание образовательной деятельности
(дети стоят в кругу)
Воспитатель: Добрый день, ребята! Сегодня хороший день и чтобы он стал еще лучше, улыбнитесь соседу справа, а потом соседу слева. Молодцы! Садитесь на свои места.
1. Сюрпризный момент
Стук в дверь. Заходит почтальон Печкин и приносит посылку.
Печкин: Ребята вам пришла посылка, только я ее не отдам. У вас нет документов.
Дети: Есть
Печкин: Какие?
Дети: Нам по 5-6 лет и мы ходим в детский сад № 17.
Печкин: Ладно, получите, распишитесь.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, от кого посылка и что в ней? Посылка из сказочной страны коротышек, город Цветочный, от Незнайки.
Воспитатель открывает коробку, в ней лежат деревянные предметы (матрешка, деревянная ложка, деревянный кубик, лист бумаги, салфетка, цветной картон, конверт, а в нем просьба о помощи от Незнайки)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что лежит в этой посылке? (достает на стол и дети перечисляют предметы (воспитатель помогает)
2. Проблемная ситуация
Воспитатель: Ребята, а в конверте письмо! (достает письмо)
«Здравствуйте ребята! Знайка загадал мне загадку: «Что объединяет все эти предметы?». Помогите, пожалуйста, разобраться и разгадать эту загадку!»
Воспитатель: Поможем Незнайке?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, а вы знаете отгадку? Все предметы разные, но что их объединяет? Что у них общее?
Дети: Эти предметы сделаны из дерева.
Воспитатель: Но почему среди деревянных предметов лежит бумага?
Дети: Она тоже сделана из дерева.
Воспитатель: Вот об этом мы сегодня поговорим, и поможет нам Профессор Почемушкин.
3. Рассказ о возникновении бумаги
Воспитатель: Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. Одни народы писали на глиняных плитах, другие – на дощечках, залитых воском, выдалбливали буквы острой палочкой.
- Очень давно, люди писали на бересте. Береста – это наружная часть березовой коры. Были так называемые берестяные грамоты - письма, документы, написанные на бересте. Буквы процарапывали особыми костяными инструментами. Однако такой способ письма был неудобен.
-Тогда люди придумали другой способ письма - листы из тонкой кожи животных - пергамент. Это очень прочный материал. Были даже целые книги, напечатанные на пергаменте.
- Но со временем появился новый материал, который намного тоньше пергамента. На нем было очень просто писать. Это – бумага.
- Рецепт приготовления бумаги придумали в Китае. Диковинкой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века Европа узнала, как делать это чудо.
4. Просмотр видеоролика «Как делают бумагу».
Воспитатель: Чтобы узнать, как делают бумагу, необходимо отправиться на бумажную фабрику. Давайте посмотрим видео ролик о производстве бумаги. (Просмотр)
Воспитатель: Ребята, теперь вы узнали, почему дерево и бумагу называют родственниками?
Дети: Потому что бумагу делают из дерева.
Воспитатель: А сейчас, ребята, скажите: для чего нужна бумага?
Дети: Чтобы на ней писать, рисовать, печатать книги, для упаковки и др.
Воспитатель: Конечно, все это - делают из бумаги. Для всего этого нужно много бумаги, ее выпуск все растет и растет. Но при этом быстро сокращаются площади лесов. Чтобы больше не вырубать леса, бумагу пробуют изготовить из камня, стекла, синтетических волокон.
5. Пальчиковая гимнастика.
Мы бумагу режем, режем,
Мы бумагу рвем, рвем,
Мы бумагу клеим, клеим,
Мы бумагу мнем, мнем.
(на экране появляются вопросы)
Воспитатель: Ребята, Профессор Почемушкин задает нам вопросы, какими свойствами обладает бумага.
Воспитатель: Сколько, здесь вопросов?
Дети: Шесть.
Воспитатель: Чтобы на них ответить мы с вами отправимся в лабораторию, проводить опыты с бумагой. Для этого нам нужно одеть специальную форму (одеваем).
Воспитатель: Давайте повторим правила поведения в лаборатории.
1. Внимательно слушать воспитателя;
2. Не шуметь, не мешать друг другу;
3. Аккуратно работать с материалом;
4. Выполнять все задания.
Воспитатель: Еще повторим технику безопасности при работе с ножницами.
Воспитатель: Теперь закройте глаза и скажем все вместе: «Раз, два, три в лабораторию заходи»
Воспитатель: Выберите себе рабочее место.
(Дети подходят к столам, обращаю внимание на тарелочки, где лежат листочки разной бумаги)
6. Экспериментальная деятельность
Опыт 1.
Воспитатель: А сейчас проведем первый опыт и попробуем узнать, какая бумага мнется? (дети мнут разную бумагу : картон, салфетка).
Воспитатель: У всех бумага смялась?
Дети: У всех.
Воспитатель: А всем было легко смять?
Дети: Нет.
Воспитатель: А почему? Как вы думаете одну бумагу смять легко, а другую трудно?
Дети: Тонкая – салфетка; плотная – картон
Воспитатель: Вот видите, ребята, с трудом, но всю бумагу удалось смять.
Вывод: Бумага мнется, чем толще бумага, тем она крепче.
Опыт 2.
Воспитатель: Возьмите листы бумаги, сложите лист на два прямоугольника, четко, выделите линию сгиба, а потом разверните бумагу и попробуйте удалить линию сгиба (пальцами, (ксероксный лист)
Воспитатель: Получится ли это у нас?
Дети: Не получится, потому что линия уже оставила отпечаток на бумаге.
Вывод: бумага гнется, и линия оставляет отпечаток на бумаге.
Опыт 3.
Воспитатель: А теперь проверим, какая бумага порвется? (Дети отрывают небольшие кусочки бумаги от тетрадного листа и от картона)
Воспитатель: Вся бумага порвалась?
Дети: Да
Воспитатель: В каком случае нужно приложить больше усилий?
Дети: Картон чуть – чуть труднее рвется.
Вывод: бумага рвется, чем толще бумага, тем нужно больше усилий.
Опыт 4.
Воспитатель: Возьмите листы бумаги, ножницы и разрежьте ее.
Воспитатель: Получится ли это у нас?
Дети: Получается.
Вывод: бумагу можно разрезать
Опыт 5.
Воспитатель: Ребята, для следующего опыта нам понадобится вода. Положите листочки в воду (салфетка и картон).
Воспитатель: Что произошло с бумагой?
Дети: Намокла.
Воспитатель: Вся бумага намокла?
Дети: Да.
Воспитатель: Какая бумага намокла быстрее? (достаем тонкую бумагу, она распадается).
Дети: Тонкая бумага.
Воспитатель: Толстая бумага тоже намокает, только для этого потребуется больше времени.
Вывод: Бумага намокает и распадается, для толстой бумаги потребуется больше времени.
Опыт 6.
Воспитатель: Следующий опыт – «Бумага горит» и легко воспламеняется.
Это свойство бумаги мы экспериментировать не будем. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому, что это очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму глаз и др.
Воспитатель: Как вы думаете, какая бумага сгорает быстрее?
Дети: Салфетка – она тонкая.
Вывод: Бумага горит, тонкая бумага сгорает быстрее.
Воспитатель: Подойдите ко мне и закройте глаза. Скажем все вместе: «Раз, два, три из лаборатории выходи». Сядем на свои места и подведем итоги наших опытов.
Теперь будим открывать вопросы Профессора Почемушкина.
1. Выставляем значок: «Бумага мнется».
2. Выставляем значок: «Бумага гнется».
3. Выставляем значок: «Бумага рвется».
4. Выставляем значок: «Бумага режется».
5. Выставляем значок: «Бумага намокает».
6. Выставляем значок: «Бумага горит».
7. Синквейн
Воспитатель: Ребята, давайте составим стихотворение из пяти строк про бумагу по методике синквейн. Берем наше основное слово БУМАГА
Воспитатель: Бумага какая?
Дети: Гладкая, белая, мягкая, шершавая и др.
Воспитатель: Выберем два признака: гладкая, белая
Воспитатель: С бумагой что можно сделать?
Дети: Мнется, гнется, режется, рвется, мокнет, горит.
Воспитатель: Выберем три действия: мнется, мокнет, режется
Воспитатель: Для чего нужна бумага?
Дети: Нужна детям для рисования.
Воспитатель: И последняя строчка нашего стихотворения должна состоять из оного слова, которое повторяет суть первого. Бумага полезна для человека?
Дети: Да!
Воспитатель: Значит последнее слово польза
Воспитатель: Прочитаем наше стихотворение полностью:
Бумага
гладкая, белая
мнется, мокнет, режется
Нужна детям для рисования.
Польза.
8. Рефлексия
- Ребята, что нового вы сегодня узнали?
- Какое доброе дело мы сделали с вами?
- Кому расскажите об этом дома?
- Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали.
- Я вами довольна!