Наталья Сафронова
Конспект занятия по окружающему миру в старшем дошкольном возрасте «Выдающийся изобретатель И. П. Кулибин»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить с жизнедеятельностью замечательного изобретателя –прославившего Нижегородский край мастером – самоучкой Иваном Петровичем Кулибиным.
Задачи:
- Учить конкретно высказывать вои мысли.
- Закреплять знания о понятии «человек – изобретатель».
- Обогащать знаниями о мире открытий и изобретений.
- Активизировать логическое мышление; прививать любовь к природе.
- Воспитывать чувство уважения к труду взрослых и желание быть похожими на них.
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру в старшем дошкольном возрасте „Выдающийся изобретатель И, П, Кулибин“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
Материал: Набор иллюстраций «Мастерская природы», короли, таблица ТРИЗ, колокольчики- цветы (для поляны, колокола, аудиозапись «Звон колоколов».
Используемые технологии активации детской деятельности: ИКТ (презентация, ТРИЗ.
Ход занятия.
Воспитатель: Давным-давно человек был близок к природе. Люди как – заметили, что есть животные, которые гораздо лучше человека видят, лучше слышат, лучше охотятся, и стали использовать эти преимущества. Например, человек заметил, что у кабана очень острые клыки, и решил себе сделать такие же: он изобрел (на стенде разложены картинки с изображениями разных предметов, дети выбирают…
Дети: Нож…
Воспитатель: Это был изобретатель. Изобретатель был очень любопытным, любил наблюдать за природой. Как – то поранив руку о колючки растений, он решил и себе сделать такие, чтобы использовать их в качестве….Ребята. а как вы думаете в качестве чего? (дети выбирают соответствующие картинки
Дети: Иголки, наконечники для стрел, рыболовные крючки.
Воспитатель: Изобретатель – такой же человек, как и мы с вами, но только более любознательный и наблюдательный. Он самый первый делает интересные, полезные и нужные предметы, он их изобретает.
-У кого же учиться человек? Кто его главный учитель?
Дети: Природа
Воспитатель: Чему мог научиться человек, глядя на летающих птиц? Человеку тоже очень хотелось летать. Сначала он решил сделать себе крылья, как у птицы. Забирался на вершину горы и прыгал с такими крыльями вниз. Но в результате только ломал себе ноги и руки. Однако, он не успокаивался и придумал - таки диковинную птицу, с неподвижными крыльями. Как называется эта чудо – птица?
Дети: Самолет
Воспитатель: А что общего у птицы и самолета?
Дети: У самолета и птицы есть крылья и хвост.
Воспитатель: Самолет – это хорошо, но есть у него один недостаток. Ребята, подумайте и назовите его.
Дети: Чтобы взлететь, самолету нужна взлетная полоса
Воспитатель: Это не всегда удобно. Однажды присмотрелся человек к стрекозе. Сидит она на цветке и вдруг, сразу, без разбега, взлетает вверх. И придумал человек машину, которая сразу поднимается вверх и летит по небу. Что же это за машина, похожая на стрекозу? Отгадайте загадку и узнаете что это.
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полет,
Что же это?
Дети: Вертолет.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти картинки (птицы, самолета, Стрекозы, вертолета) Чем похожи и чем отличаются?
Физкультминутка
Мы садимся в самолет
Начинается полет.
Полетаем над горами,
Над лугами и полями
1 2 3 4 5 начинай полет опять.
(Дети вместе с воспитателем имитируют движения самолета)
Воспитатель: А что изобрел человек, глядя вот на это растение? (Показывает одуванчик). (Ответы детей).
Воспитатель: А если подуть на такой пушистый белый цветок, что получиться?
Дети: Полетят пушинки, как парашютики
Воспитатель: Как хорошо, что человек наблюдательный. Посмотрите, что еще придумал человек, наблюдая за цветами. (Колокольчик и колокол). Вы слышали когда – нибудь, как звонят колокола? Давайте послушаем колокольный перезвон (слушают в аудиозаписи). А колокольчик – цветок, звенит? Давайте устроим эксперимент. Посмотрите на нашу лужайку, какие цветы растут на ней?
Дети: Колокольчики.
Воспитатель: Подойдите поближе, присядьте, дотроньтесь пальчиком до цветка и прислушайтесь. Звенит ли колокольчик?
Дети: Нет
Воспитатель: Даже есть загадка об этом:
Эй, звоночек, синий цвет,
С язычком, а звона нет.
Как вы думаете, что человек придумал, наблюдая за рыбами? (Ответы детей)
Воспитатель: Их обтекаемая форма помогла создать подводную лодку. Наблюдая за рыбьим хвостом, человек сделал ласты. Тело рыбы покрыто чешуей – человек стал покрывать крыши домов черепицей. (Прилагаются иллюстрации). И таких примеров очень много. В природе можно найти много интересного, она останется первым мудрым учителем для человека. Природу надо любить, беречь и очень внимательно наблюдать и изучать. Если кто – нибудь из вас еще найдет сходство чего – либо в природе с изобретениями человека, обязательно расскажите об этом всем нам
(Выслушиваем высказывания детей)
Воспитатель: Когда- то в нашей стране жил знаменитый мастер, умелец и изобретатель по фамилии Кулибин. Он изобрел много технических устройств, механизмов. И хотя это было 200 лет тому назад, мы помним об этом человеке. В школе вы подробно познакомитесь с его изобретениями. Иван Кулибин был трудолюбивым, аккуратным, целеустремленным человеком. Над некоторыми своими изобретениями он трудился в течение всей своей жизни. Старался сделать их лучше и полезнее для людей. Он много знал, много умел, всему учился самостоятельно, обращался за советами к ученым. Он оставил после себя добрую память и ного замечательных изобретений.
Найдя правильные ответы к загадкам, мы свами узнаем, какие изобретения принадлежат И. Кулибину.
Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса,
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем.
(Велосипед)
Не летает, не жужжит
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
(Автомашина)
Я весь день жужжу-жужжу,
Ветерком тебя стужу
(Вентилятор)
То снизу вверх. То сверху вниз
Он целый день послушно ходит.
Ты только к кнопке прикоснись –
Он тут же сам к тебе приходит.
(Лифт)
Воспитатель: А вы хотите быть изобретателями? (ответы детей).
А как вы думаете, что для этого нужно? (ответы детей)
Обратить внимание детей. Как много открытий было сделано людьми. Провести опрос «Кто кем хочет стать, когда вырастет»