Светлана Безрукова
Конспект по окружающему миру в подготовительной группе с использованием ЦОР «Путешествие на Луну»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи: вызвать интерес к космическому пространству; расширить представления детей о профессии космонавта, воспитывать уважение к этой профессии; познакомить с естественным спутником Земли «Луной»; способствовать развитию умения находить нестандартные решения выявленных проблемных ситуаций; развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать; совершенствовать уровень накопительных практических навыков:
- проводить опыты совместно с педагогом;
- активизировать речь.
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций в книгах. Чтение о космических планетах.
2. Просмотр мультфильмов.
Публикация «Конспект по окружающему миру в подготовительной группе с использованием ЦОР „Путешествие на Луну“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
3. Опытная деятельность с различными приборами и приспособлениями.
4. Рисование на тему «Космос».
5. Конкурс на лучшую космическую поделку.
Оборудование:
Мультимедиа для демонстрации слайдов;
Презентация «на Луну»;
Наборы геометрических фигур.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку: “Рассыпался горох на тысячу дорог”. (Звёздное небо.)
Если мы посмотрим на ночное небо, то увидим сверкающие точки – это звезды. И самые маленькие из них наиболее удалены. Звезды настолько далеко от нас, что кажутся неподвижными, хотя на самом деле они движутся с огромной скоростью. У звезд есть свои названия: Полярная звезда, Сириус, Вега и др. В древности люди тоже любили наблюдать за звездами, и они соединили группы звёзд в созвездия. Какие созвездия вы знаете? (Скорпион, Козерог, Лев и др.)
Для вас, сегодняшние девочки и мальчики, полеты в космос – в порядке вещей. А когда-то люди только мечтали подняться ввысь. После того как человек изобрел самолет и завоевал небо, людям захотелось подняться еще выше.
Сколько интересного хранят звезды!. Как хочется оторваться от земли и пуститься в путешествие к далёким планетам и даже может встретить обитателей других планет.
- А вы, ребята, хотели бы стать космонавтами? Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (здоровым, сильным, выносливым, мужественным). Космонавты очень смелые, сильные, умелые. Они много тренируются и умеют хорошо ориентироваться в пространстве. Сейчас мы проведём небольшую тренировку для космонавтов.
Физминутка.
Правую руку вверх,
Правую руку вниз,
Правой рукой потрясём
И повернёмся кругом.
Левую руку вверх,
Левую руку вниз,
Левой рукой стряхнём
И повернёмся кругом.
Правую ногу вверх,
Правую ногу вниз,
Правой ногой стряхнём
И повернёмся кругом.
Левую ногу вперёд,
Левую ногу назад,
Левую ногу стряхнём
И повернёмся кругом.
Всем туловищем вперёд.
Всем туловищем назад,
Сделаем круг плечами
И повернёмся кругом.
Теперь нам предстоит определить, куда же мы полетим. Смотрите – вот звёздное небо. Никто пока не знает, какие планеты есть в далёком космосе… Но представить себе мы их сможем, если попробуем… Вот смотрите… (слайд).
Солнце вместе с большими и маленькими планетами составляет Солнечную систему. Солнце— источник жизни на Земле. Если посмотреть на небо, то солнце кажется плоским и маленьким. Но на самом деле — это огромный огненный шар, состоящий из раскалённых газов. Температура поверхности солнца 6 тысяч градусов! Солнце кажется нам небольшим потому, что находится очень далеко от нас. Земля вращается вокруг солнца, правда мы этого движения не замечаем. Если бы Солнце не согревало и не освещало своими лучами Землю, то наша планета превратилась бы в мёртвую ледяную пустыню, на ней царила бы вечная ночь. Погибли бы растения. Ведь для жизни им необходимы солнечный свет и тепло.
Вокруг Солнца движутся 9 планет с 68 спутниками, миллиарды астероидов, метеоритов и комет, а также огромное количество пыли и газа. Каждая планета движется по своему пути – орбите, вокруг Солнца. Люди живут только на Земле, на других планетах нет живых существ. Космонавты на другие планеты не летали. Их изучение ведётся с помощью автоматических межпланетных станций.
А теперь отгадайте загадку:
Ночь приходит – она восходит.
В небе сияет, тьму разгоняет?
Итак, я приглашаю вас в космическое путешествие на Луну. Занять места. Для полёта надеваем комбинезон, шлем, герметично соединяем части скафандра, перчатки. Предлагаю всем пристегнуть ремни. С вами говорит руководитель управления полётами. Космическому экипажу к старту приготовиться! Внимание! Внимание! Объявляется трёхминутная готовность! Ключ на старт! Начинаем обратный отчё т времени: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3 в звездный космос полети!
Упражнение «Перегрузка и невесомость» под музыку «Спейс»
(Звучит музыка взволнованного, беспокойного характера)
Воспитатель: – Какие ваши руки, ноги?
Дети: – Тяжелые.
Воспитатель: – А голова?
Дети: – Тяжелая.
Воспитатель: – Это перегрузка.
(Музыка меняется на спокойную)
Воспитатель: – А теперь вам становится легче, легче. Как вы себя чувствуете?
Дети: – Легко.
Воспитатель: – Это невесомость.
Дети:
В воздухе, как ласточки мы парим.
Из отсека в отсек мы летим.
Посмотри в иллюминатор, друг,
Чудеса одни вокруг!
(С помощью лазера на темной шторе имитируется падение звезды)
Воспитатель: – Ой, что это такое пролетело?
Дети: – Это, наверное, звезда упала.
Воспитатель: – Ребята, это не звезда, это метеорит пролетел. Метеориты – это осколки давно взорвавшейся звезды. Состоят они из камня, льда и даже железа. Есть такая примета: когда падает метеорит, нужно загадать желание, и оно обязательно сбудется. Давайте, каждый про себя загадает желание.
Будьте внимательны, мы ведем наблюдение и за космическими объектами и телами: в верхнем левом углу иллюминатора мы видим Солнце. (Дети берут желтый кружочек и выполняют задание). В правом нижнем углу появилась Луна. А посередине какие-то непонятные фигуры. Кто бы это мог быть? Это инопланетяне! Выложите инопланетянина из геометрических фигур.
Воспитатель: Внимание! Наш космический корабль приближается к планете Луна. Готовимся к посадке. Спускаемый аппарат летит в каком-то тумане. И вдруг – мягкий толчок и … тишина! Мы прилунились!
Ребенок: Очень нравится путешествие мне.
Радостью охвачена детвора.
Вот она Луна!
Воспитатель: Луна – это каменный шар размером намного меньше Земли. Днём на Луне стоит жара до 130 градусов, а ночью, наоборот, страшный холод -170 градусов. На Луне нет ни капли воды. Никогда не идёт дождь, не бывает снега. А туман, который встретил нас при посадке – был просто пылью, которую подняли двигатели.
Луна не излучает собственный свет, а отражает свет Солнца. Мы видим Луну потому, что её освещают солнечные лучи. Освещенная Солнцем под разными углами Луна видна нам в течение месяца по-разному.
Иногда мы совсем не видим Луны на небе. Такой ее вид называется новолунием
Через несколько дней мы уже видим тоненький полумесяц, а еще через несколько дней –
полукруг. Можно провести от него вниз черточку таким образом, чтобы получилась буква Р – это значит, что сейчас Луна растет.
Луна в форме круга называется полнолунием. Затем Луна будет уменьшаться и через некоторое время останется лишь половинка, затем Лунный диск вновь будет уменьшаться и, наконец, останется от Луны лишь серп, похожий на букву С. Говорят, что Луна убывает, стареет.
Луна всегда интересовала и притягивала людей. Поэтому на Луну отправляли автоматические станции и луноходы. С помощью приборов, установленных на луноходах, удалось узнать, что на ней есть горы, а также низменности, которые называются «морями». Побывали на луне и люди. Первым астронавтом, сделавшим шаг по поверхности Луны, был американец Нил Армстронг.
Ребята, скажите, без скафандров можно гулять по Луне? (нет)
Жизнь в Космосе сильно отличается от жизни на Земле. В Космосе существует невесомость, и нет воздуха. Поэтому без скафандра нас в открытый Космос не выпустят. Каждый скафандр со своей электростанцией, электрическим отоплением, водяным охлаждением, а на голову надевают огромный гермошлем. На шлеме – светофильтр, защищающий от ослепляющего солнца. А на плечи – тяжеленный ранец с баллонами, полными воздуха. Без скафандра космонавт либо сгорит в палящих лучах Солнца, либо замёрзнет в ледяной тьме космоса, куда не доходит солнечный свет.
Вот и приходится, отправляясь на прогулку, всё брать с собой! Каждый скафандр – это маленькая земля с тем климатом, к которому привык человек.
Давайте подумаем, как мы поступим, чтобы не заблудиться на планете Луна?
Дети: (делать заметки мелом; сыпать камушки; крошить кусочки хлеба; громко покричать; поднять куски яркой ткани; выложить на песке из камней, большое слово «SOS»; ориентироваться по небу) .
Правильно вы сказали, чтобы не потерять дорогу надо следить за небом.
Помните, я вам говорила, что Луна меньше Земли? А это значит, что на Луне каждый груз, каждая гиря, гораздо легче, чем на Земле. Значит громоздкие скафандры, и ранцы на Луне окажутся не такими тяжёлыми, как на Земле. А теперь, мы откроем дверь и пойдём гулять по Луне…
Смотрите внимательно под ноги здесь острые камни, целые каменные гряды и множество круглых ям – это кратеры.
Дети: Откуда на Луне столько больших и малых ям на поверхности?
Воспитатель: по этому поводу учёные долго спорили. Одни говорили, что виноваты метеориты – небесные камни из далёкого космоса. Это они «бомбардировали» Луну и оставили на ней свои следы. Другие учёные уверяли, что это дело вулканов. Только после того, как побывали на Луне люди, спорщики согласились, что есть здесь и то, и другое. На Луне нет воздуха, а значит, нет и ветра. Вот и след, который оставил на лунной поверхности космонавт, останется на миллионы лет, так как нет ветра, который мог бы уничтожить отпечатки ног.
На поверхности Луны немало чудес, над которыми до сих пор ломают головы учёные.
А нам пора возвращаться, ребята. Вы не забыли, в какую сторону мы отошли от своего космического корабля?
Воспитатель: Занять места! Космическому экипажу к старту приготовиться! Внимание! Внимание! Объявляется трёхминутная готовность! Ключ на старт! Начинаем обратный отчё т времени: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, старт!
Ведущий: Наше путешествие подошло к концу. Но оно никогда не закончится на самом деле. Потому что каждый человек ищет и создаёт в своей жизни свою звезду, свою планету. Я желаю вам счастливого возвращения на планету Земля.
Взгляните в окно: небо голубое, солнышко тёплое, ласковое, а листья на деревьях зелёные, говорливые. Чуден мир земной в своей красоте, и все в нем наполнено жизнью. Весь этот мир создан для жизни и пользы человека – для каждого из нас. Поэтому мы, ребята, должны любить этот мир, любить и беречь нашу планету Земля! Интересно на Луне, а на Земле лучше!
А теперь, нарисуйте, пожалуйста, то, что вы увидели на Луне. Конечно, вы можете изобразить и себя на поверхности Луны, ведь теперь вы самые настоящие лунные путешественники.