Мария Сафонова
Конспект занятия по окружающему миру «Путешествие на Север» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера; формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки.
Ход занятия:
Сюрпризный момент: Появляется кукла, изображающая Герду из сказки «Снежная королева». Она просит детей рассказать ей о Северной стране, где ей предстоит искать Кая.
- Ребята, давайте поможем Герде, расскажем ей о Северной стране.
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру „Путешествие на Север“ в старшей группе» размещена в разделах
- Ну, что ребята, отправимся в путешествие? (Да)
– Что бы вам хотелось увидеть на Севере? (Ответы детей)
– Что бы вы хотели узнать нового?
– Ребята, а что бы вы взяли с собой?
– Вы бы вот так отправились в путешествие на Северный полюс, как вы сейчас одеты? (Надо тепло одеться) .
– Почему вы решили, что надо тепло одеться? (На Севере очень холодно) .
– Как мы определим, в каком направлении Северный полюс? Что нам может помочь? (Надо рассмотреть карту)
– Как вы думаете, почему Северный полюс окрашен в белый цвет? (На Северном полюсе кругом снег и лёд) .
– Можно ли Северный полюс назвать ледяной пустыней? (Можно) .
– Почему вы так решили? (Потому что там много льда и снега) .
Вот мы и оказались на Северном полюсе.
Здесь всегда холодно: и зимой, и летом. День с ночью не чередуются, как это происходит у нас. Здесь шесть месяцев солнце скрывается за горизонтом, а затем так же долго солнце не сходит с неба. На смену длинной ночи приходит полярный день. Круглые сутки светло. Наступает короткое лето. Солнце совсем не скрывается за линией горизонта. Но оно поднимается невысоко, его лучи мало нагревают поверхность, покрытую льдом и снегом. Только у берегов сильными ветрами лёд взламывается и начинает таять. В этих местах холодно в течение всего года: и зимой и летом.
-Не замёрзли, ребята? Давайте разогреемся.
Физкультминутка
Снежок
Раз, два, три, четыре,
Загибаем пальчики по одному
Мы с тобой снежок лепили,
«Лепим» двумя руками
Круглый, крепкий,
Чертим руками круг
Очень гладкий,
Одной рукой гладим другую
И совсем, совсем не сладкий.
Грозим пальчиком
Сначала на Северном полюсе наступает полярная ночь. Ночь на Северном полюсе очень длинная. Много месяцев подряд везде темно и не видно солнца. Животные, которые живут в Арктике, просыпаются, засыпают, завтракают, ужинают – а солнышка все нет и нет! Кругом темная ночь, а день все не наступает!
Арктика-это суровый край, там всегда холодно, вот поэтому там и построила свой дворец «Снежная Королева».
- Солнце здесь никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности Земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему, на Северном полюсе царство льда и снега.
- Герда, ты не пугайся, если увидишь в небе очень необычное явление, удивительной красоты. Что это, ребята?
- Правильно. Северное сияние.
- Словно разноцветный занавес колышется в темном небе. Для всего живого, условия там очень тяжелые.
- А каких животных мы встретим на Севере?
Морж, тюлень, северная сова, белый песец, северный волк, олень.
Олень наш друг и помощник на Севере.
Северный олень.
Возят груз большой без лени
В тундре северной олени :
Хоть копыта и не шины,-
Выполняют роль машины.
А теперь, Герда, будь внимательна! Мы тебе расскажем, кого нужно опасаться в пути - это белый медведь.
- У белого медведя длинная шерсть, широкие лапы, питается медведь рыбой и тюленями. Белые медведи бродят среди льдов, а самки, на зиму залегают в снежные берлоги. Здесь в разгар зимы рождаются крошечные медвежата. В берлоге морозы и ветры им не страшны. Мать кормит своих детенышей молоком, согревает.
Белый медведь.
Где сугробы, стужа, лёд,
Где пурга снега метёт,
Там хозяин в шубе снежной
Ходит по снегам безбрежным.
Весь он белый от зимы,
От метельной кутерьмы.
Так давно живёт он здесь,
Потому и белый весь.
Лишь черны глаза и нос:
Пощадил их злой мороз.
- Когда они подрастают, то выходят вместе с мамой из берлоги. Медведица научит их ловить рыбу, а потом и тюлений.
Белых медведей осталось немного, они занесены в Красную книгу.
Морж.
Морж -животное морское,
Весит, будто паровоз,
И клыков имеет двое,
И почти, как рыбкин, хвост.
Он плывет по океану,
Словно темная гора,
А когда совсем устанет,
То на льдинке иногда.
Тюлень.
Тюлень лежит на льдине,
Как будто на перине.
Вставать он не торопится:
Жирок под шубкой копится.
Песец.
Песец - полярная лисица,
Пушистой шубкою гордится.
Многие северные животные питаются рыбой, которую они вылавливают в океане. Да-да! Они с удовольствием погружаются в эту холодную воду и совсем не мерзнут. Почему?
Шерсть многих северных животных и птиц очень густая и хорошо согревает их от холода. Кроме того, она смазана особым животным жиром, поэтому не намокает в воде.
-Ты все запомнила, Герда? Вот я сейчас и проверю, насколько ты и ребята были внимательны.
Игра «Кто лишний»
Появляются картинки с разными животными: холодных и жарких стран.
Найти животных Севера.
-Вот какое интересное место есть на нашей Земле - холодный и снежный Северный полюс!
Там, где море холодное очень,
М куда не посмотришь-снега,
Где полгода-полярные ночи,
Где свирепствует злая пурга.
Там на льдинах дрейфуют медведи
В белых шубах, с морскою душой —
Им Полярная звёздочка светит, и медведица в небе — ковшом.