Светлана Лазарева
Конспект занятия по исследовательской деятельности в старшей группе «Резина и ее свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по исследовательской деятельности в старшей группе
Цель: Формировать представление детей о резине и ее свойствах.
Задачи:
1. Учить детей делать выводы о свойствах резины на основе опытно-экспериментальной деятельности;
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Резина. Свойства резины
- Старшая группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Экспериментирование. Конспекты с опытами
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
2. Развивать в детях интерес к поисково-познавательной деятельности; логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между материалом и предметом;
3. Активизировать речь детей, обогащать словарный запас.
Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением обуви, чтение стихотворения К. Чуковского «Чудо-дерево», беседа о назначении разной обуви по сезонам, закрепление обобщающего понятия «Обувь».
Оборудование:
ноутбук, кинопроектор, слайды, Незнайка, вырезанные лужи, мяч, одноразовые шапочки для детей, лейка с водой, шарик, салфетки по количеству детей, кусочки резины, ножницы, резиновые перчатки.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Незнайка заходит в группу и сильно плачет.
Воспитатель: -Что с тобой случилось? Незнайка от чего ты так расстроен?
Незнайка: -Я прыгал по лужам и промочил ноги, мои ботинки промокли насквозь до ниточки, я заболею и умру.
Воспитатель: -Незнайка, разве ты не знаешь что по лужам нужно ходить в специальной обуви. Ребята, что нужно Незнайке, чтобы ноги не промокли?
Дети: -Резиновые сапоги!
Незнайка: -И что это прямо специальная обувь прыганья по лужам?
Воспитатель: -Конечно! Чтобы ноги не промокли, нужны резиновые сапоги! Кстати, а вы знаете, ребята, из какого материала делают резиновые сапоги?
Дети: Из резины.
Основная часть:
Воспитатель: Резина - это всем знакомый, широко распространенный материал. Раньше резину получали из сока дерева Гевея, этот сок называется каучук. Растет это дерево в Южной Америке. СЛАЙД #1
Гевея – это высокое дерево высотой с пятиэтажный дом. С густой кроной и плотными листьями. В стволе этого дерева бежит белый млечный сок. Когда дерево достигает 10-12 лет, на его стволе делают надрез и сок стекает по стволу вниз. Сок собирают в специальные емкости СЛАЙД #2. Застывая на воздухе, сок становится густым и тягучим, как жевательная резинка. Его называют каучук. Каучук отвозят на фабрики где делают различные резиновые изделия, так нужные людям!
Этот упругий и довольно прочный материал может быть мягким и эластичным, т. е. может сильно растягиваться. А может быть и твердым, жестким- например: для подметок и каблучков.
Воспитатель: Ребята, а что еще делают из резины?
Дети: Ответы.
Воспитатель: Правильно, из резины изготовляют шины для автомобилей, велосипедов, воздушные шары, надувные и резиновые игрушки, шланги для воды, ластики, резиновую обувь и много другое. СЛАЙДЫ #3
Воспитатель: Как вы видите нас окружает очень много изделий из резины. И чтобы это доказать.
Давайте поиграем в игру с мячом. "Назови резиновый предмет".
Воспитатель бросает мяч ребенку, он называет предмет сделанный из резины.
3. Исследовательская деятельность :
Воспитатель: -Резина – очень нужный материал для людей. А какие у резины свойства мы с вами проверим в научной лаборатории, где проведем опыты. Хотите?
Дети: Да!
Музыка-превращалочка.
Воспитатель:
«Чики-чики-чикалочка, игра-превращалочка
Вокруг себя повернитесь, в ученых превратитесь!»
Дети одевают шапочки на голову, подходят к столам, накрытым для опытов.
Воспитатель: -Ребята, в лаборатории нужно обязательно соблюдать правила:
1. На столах ничего не трогать без разрешения воспитателя.
2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
4. Бережно и аккуратно обращаться с оборудованием. Поработал-аккуратно положи всё на место.
5. Помни, что некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
Воспитатель: Нашим главным инструментом исследования будут наши руки, давайте немного их разомнем.
Пальчиковая гимнастика:
Разотру ладошки сильно, Растирают ладони.
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну. Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги.
Руки я затем помою, Потирают ладони.
Пальчик к пальчику сложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу. Складывают пальцы в замок.
Воспитатель: наши руки готовы и у вас есть всё необходимое для работы.
Опыт 1
Воспитатель: - Итак, первый опыт. Изучим резину на цвет. Какая она бывает?
Дети: Белая, черная, желтая, синяя.
Воспитатель: Значит она?
Дети: Разноцветная, разного цвета.
Опыт 2
Воспитатель: - Переходим к следующему опыту. У каждого материала есть свой запах. Какой же запах у резины?
Дети нюхают резину. Имеет свой запах – запах резины.
Опыт 3
Воспитатель: - Следующий опыт. Проведите рукой по поверхности резины. Какая она на ощупь?
Дети: Гладкая, шелковистая, не шершавая. А вот шины велосипедов наоборот шершавые.
Воспитатель: -Значит у резины может быть разная поверхность.
Опыт 4
Воспитатель: - Наполним шарик водой с помощью лейки. Что происходит с резиной?
Дети: Шарик не рвется.
Воспитатель: - Почему?
Дети: Резина не рвется, потому что она прочная.
Опыт 5
Воспитатель: - Сожмите салфетку в кулак. Откройте кулак. Что произошло с салфеткой?
Дети: Салфетка смялась.
Воспитатель: - Попробуйте сжать резину в кулак. Откройте кулак. Что случилось с резиной?
Дети: Она разогнулась, распрямилась.
Воспитатель: - Это свойство резины называется упругость.
Опыт 6
Воспитатель: - Следующий опыт. Воспитатель показывает резиновую перчатку. Что это такое? Из чего она сделана?
Дети: Это резиновая перчатка.
Воспитатель: - Что мы можем проверить, с ее помощью? Давайте оденем перчатку на руку и опустим ее в воду. Какая стала перчатка?
Дети: Мокрая.
Воспитатель: - А теперь выньте руку из перчатки. Она какая?
Дети: Сухая.
Воспитатель: - Почему?
Дети: Резина не промокла, она непромокаемая.
Воспитатель:- Ребята давайте еще раз сделаем вывод с помощью игры «Карусель» и назовем все ее свойства для нашего Незнайки. Теперь ты понял, почему нужно иметь сапожки из резины на весну!
Незнайка: -Да, я всё понял, спасибо вам ребята за интересные опыты, мне у вас было очень интересно! Пока!
Вывод:
Воспитатель: Молодцы ребята! Теперь вы все знаете о свойствах резины, и Незнайку научили!
Дети: Дети проговаривают все свойства резины.
Список литературы:
1. Похващева Т. А. Познавательно-исследовательская деятельность детей 6 – 7 лет. Практико-значимый проект «Посмотри, как хорош мир, в котором ты живешь». ФГОС ДО, 2015г.
2. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность, 2018г.
3. Батова И. С. Опыты и эксперименты с веществами и материалами, 2019г.
4. Интернет ресурсы:
www.maam.ru
www.infourok.ru
www.открытыйурок. рф