Ирина Шемерянкина
Конспект по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Сельские пейзажи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство с сельскими пейзажами.
Задачи:
Образовательные: Продолжить знакомство с творчеством русских художников. Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ деревенских пейзажей, ассоциации с собственным опытом восприятия картин деревенской жизни. Обогащать словарь детей эмоционально-оценочной лексикой, эстетическими и искусствоведческими терминами. Формировать познавательный интерес, побуждать к самостоятельной поисковой работе
Публикация «Конспект по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе „Сельские пейзажи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Развивающие: Развивать художественное восприятие пейзажных картин, видение содержания и средств выразительности живописи: цветосочетания состояния природы, вызывающие соответствующие им настроения, рисунок, передающий характер образов, композиционные построения картин. Развивать эстетические оценки, суждения, умение соотносить образы по настроению в живописи, музыке, поэзии, художественной прозе.
Воспитательные: Воспитывать интерес к творчеству русских художников. Воспитывать умение видеть и понимать прекрасное, радоваться красоте природы, окружающему миру. Воспитывать интерес к живописи. Воспитывать интерес к природе родного края.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально коммуникативное развитие».
Предварительная работа: Слушание музыки (Времена Года — Зима» А. Вивальди, П. И. Чайковского, рассматривание фоторепродукций пейзажей, чтение стихов о деревне, наблюдение на прогулке. Тонировка фона детьми в технике по –сырому.
Материалы и оборудование: Фоторепродукции Дубовской Н. «Морозное утро», К. Маковский «Деревенский пейзаж», К. Головин 2Зимний пейзаж», И. И. Шишкин «Дорога», И. И. Левитана «Золотая осень. Слободка», И. И. Шишкин «Старые липы», «Полдень. В окрестностях Москвы»
Содержание образовательной деятельности:
Организационный момент:
Воспитатель:
Сегодня мы продолжим знакомство с пейзажной живописью, а говорить мы будем о деревенских или сельских пейзажах. Приглашаю на выставку картин, которая расположена в нашей изостудии. А название этой выставки «Русская деревня».
Завораживающая красота деревенских пейзажей заставляет испытывать гордость за землю, которой с таким мастерством и любовью посвятили свое творчество русские художники. Произведения художников показывают нам жизнь деревень, разбросанных по необъятным просторам России. Под огромным высоким небом мы видим их то утопающими в снегу, то во время весенней оттепели, то в клубах летней пыли. С сочувствием и интересом художники пишут живописные уголки деревни и окружающую ее природу.
Наша милая деревня,
Сколько прелести в тебе!
Несмотря на все невзгоды,
Нас ты вновь зовёшь к себе.
Здесь бесхитростные лица,
Здесь нужда всегда живёт.
Надо день-деньской трудиться,
А иначе жизнь уйдёт. Воздух чистый, птичьи трели,
Колосится хлеб в полях.
Мы сберечь в душе сумели
Сельской удали размах.
Воспитатель:
А сейчас внимательно рассмотрим пейзаж Николая Дубовского.
Искусствоведческий рассказ:
Дубовской увидел поэзию русской зимы, казалось бы в простом мотиве: укутанные снегом деревенские избы, покрытая льдом речка и на фоне розовеющего неба скованный холодом силуэт дерева.
Художник построил пространство, которое как бы окружает нас со всех сторон. Сквозь сугробы, мы видим изгиб береговой линии. Её неторопливое плавное движение подхватывается силуэтами домов, неторопливо «разбредающихся» на линии горизонта. Их прерывистая цепочка, замыкая видимый окоём, теряется в розовеющей дали. Недвижимость реки, «узорочье» дерева, застывшего в холодном свете неба, увязшие по крышу в снегу дома с ленивыми струйками печного дыма рождают полную внутренней «тихости» картину морозного зимнего утра.
Воспитатель: Какие цвета преобладают в картине художника? (Ответы детей)
Какое утро художник изобразил на своей картине? (Ответы детей)
Воспитатель: Предлагаю вам познакомится еще с одной картиной. Эту картину написал знаменитый художник И. И. Шишкин. На полотне представлен типичный русский пейзаж. На улице полдень и буквально только что прошелся летний дождь. По обычной деревенской дороге идут крестьяне в руках, которых грабли. Они дождались окончания дождя и идут в поле работать. После дождя еще свежо, но солнце уже пригревает, и земля быстро высыхает.
На полях растет хлеб, и его золотистые колосья в солнечных лучах блестят золотом. Для крестьян хлеб итак, как драгоценность, ведь благодаря хорошему урожаю можно не переживать за будущее, деревня будет обеспечена пропитанием. Крестьянский труд тяжелый, но люди делают свою работу с любовью, так как знают, что работают ради себя и ради жителей всей деревни.
И. И. Шишкин как всегда мастерски выписывает все детали. Вдалеке виднеются деревенские дома и церковь. Именно из этой деревни и идут крестьяне. Судя по всему, путь не близкий, люди все еще идут, а деревню скоро станет почти не видно. Большую часть пейзажа занимает небо. Перламутровые облака уже уплывают вдаль, унося с собой летний дождь. Небо кажется высоким и бескрайним. Оно настолько чистое и глубокое, каким бывает небо только в сельской местности. Ночью на таком небе можно увидеть каждую, даже самую маленькую звездочку. На этом пейзаже небо – это главный объект.
Художник, как и во всех своих полотнах, умело восхваляет красоту русской природы. После дождя природа как будто оживает и радуется теплым лучам солнца. Земля жадно впитала все до единой капли освежающего дождя, и даже трава стала зеленее. Вся природа посвежела после живительной влаги, посланной небесами. Не зря пейзажист так вдохновляется родной природой.
Воспитатель: Какие цвета использовал художник в этой картине? (Ответы детей)
Какое время суток изображено на этой картине? (Ответы детей)
Какой мы видим день на картине? (Ответы детей)
Воспитатель: Мы сегодня познакомились с двумя совершено разными по колориту пейзажами.
Воспитатель: Но что же их объединяет? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно мы увидели сельские пейзажи. Жизнь человека всегда была глубоко связана с природой родного края. Люди селились по берегам рек и озёр в окружении лесов. Они строили свой мир в неразрывном единстве с природой.
А сейчас я предлагаю совершить небольшую прогулку по деревне.
Физкультминутка: «Что увидел я в деревне?»
Видел, как травы косят.
Раз, два, три, четыре –
Вот как дружно мы косили.
Видел, как кладут стога,
А стога –под облака.
Раз, два, три, четыре –
Наклонились, распрямились.
Вот по полю скачут кони –
Даже ветер не догонит.
Раз, два, три, раз, два, три –
Вот веселые прыжки, Прыг-скок.
Прыг-скок -Приземлятся на носок.
Воспитатель: Впечатления от увиденного я предлагаю отразить в своих рисунках и нарисовать свой неповторимый, деревенский пейзаж. Прежде чем приступить к работе продумайте о построение картины, что у вас займет больше места небо или земля, что вы изобразите в перспективе картины. А какие тона вы используете, будет зависеть настроение вашего деревенского пейзажа. Продумайте в какой технике вы будете рисовать свой пейзаж.
Пальчиковая гимнастика:
Держим кисточку вот так,
Это трудно? Нет, пустяк!
Вправо, влево, вверх и вниз
Побежала наша кисть
Закружилась как волчок
За тычком идет тычок.
Продуктивная деятельность: (звучит легкая музыка)
Рефлексия:
Расскажите о своем пейзаже, что вы нарисовали, какой настроение у вашей картины почему вы так думаете?
Ребята, у вас на столах лежат звездочки разных цветов. Приклейте на панно розовую –если вам очень понравилось занятие, голубую если вы что-то хотели бы сделать по-другому, а если совсем не понравилось, то ничего не приклеиваете.
Знакомство с творчеством Айвазовского.
Дети тонировали фон в технике по – сырому. Один фон без рисунка смотрится очень красиво, и эта техника несложная. Полюбуйтесь на наши работы.
(Волны рисовали бутылочкой с приклеенной ниткой)