Ольга Колдашова
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Спасение китенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад №25» Г. Магнитогорск
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе
«Спасение Китенка»
Подготовила: Колдашова О. В
2022г
Цель: Создание условий для формирования у детей элементарных математических представлений.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе „Спасение китенка“» размещена в разделах
- Кит, китообразные
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2023
• Учить делить квадрат на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть.
• Совершенствовать навыки счета в пределах 10, умение обозначать число цифрами.
• Развивать представление о том, что результат счета не зависит от его направления.
• Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу (вниз-вверх, вперед-назад)
Развивающие:
• Развивать речевую активность.
• Совершенствовать умение отвечать на вопросы полным предложением.
• Развивать диалогическую речь. Развивать пространственное мышление и мелкую моторику.
Воспитательные:
• Воспитывать умение детей работать в коллективе.
• Воспитывать способность к сопереживанию.
Предварительная работа: игровые упражнения на совершенствование навыков счёта, математические диктанты.
Оборудование:
Демонстрационный материал: картинки кита и китенка, две схемы разрезания квадрата, набор цифр от 0 до 9.
Раздаточный материал: на каждого ребенка по два квадрата синего и красного цветов, листы-основы с силуэтом корабля, ножницы, клей-карандаш, доски для наклеивания, набор цифр о 0 до 9, разлинованные в клетку листы-маршруты формата А5, проверочные прозрачные листы, трехцветные якоря для самооценки на каждого ребенка.
Методы и приемы: проблемная ситуация, беседа, объяснение, показ, помощь взрослого и товарища, поощрение, самооценка.
Ход
I.
- Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, давайте поздороваемся.
- Приглашаю вас на занятие
- Извините у меня звонок с другого города, нужно ответить. Это информация МЧС. Сигнал SOS. Передают, что на море во время шторма потерялся китенок. Нужна помощь. Помогите, кто может.
- Ребята, нужно помочь маме- киту найти своего китенка.
- Поможем? (Да)
- Это будет не просто. Но если мы будем действовать вместе быстро и слаженно, то мы справимся.
- Для начала, что нужно сделать? (Отправиться в море)
- Да, для начала нужно отправиться в море
-Какой транспорт нам понадобиться? (Перечисления детей)
- Вы все правильно назвали, это все водный транспорт
- Я предлагаю построить корабли с парусами и ветер понесет нас.
- А вот из чего построить, вы узнаете, отгадав загадку.
- «Четыре угла, четыре сторонки
Похожи точно родные сестренки
В ворота его не закатишь, как мяч
И он за тобой не пуститься вскачь
Фигура знакома для многих ребят
Узнали, что это?» (квадрат)
- Конечно квадрат
- А как вы догадались? (у квадрата 4 стороны и 4 угла)
- А стороны какие? (равные)
- Да, стороны похожи, как родные сестренки
- Проходите на места
II.
-У вас на столах два квадрата синего и красного цветов
- Они одинаковые по размеру, как вы думаете? (да)
- Как проверить можно? (наложить их друг на друга)
-Да, проверим методом наложения друг на друга
- Соединим стороны и углы. Квадраты одинаковые по размеру
- Нам нужно разделить квадраты на две равные части для постройки корабля
- Круг мы умеем делить на части, а сейчас научимся делить на равные части и квадрат
- А теперь возьмите квадрат синего цвета
- Скажите, как вы думаете, как можно разделить квадрат пополам, чтоб получились равные части? (согнуть пополам)
- Да, согнуть пополам, как круг и разрезать по линии сгиба
- Вот такая схема деления квадрата пополам (на доску вывешивается 1 схема)
- Согните квадрат пополам, совмещая противоположные стороны
- А теперь разрезаем квадрат по линии сгиба.
- Какие геометрические фигуры у вас получились из одного квадрата? (Два прямоугольника)
-Сколько частей у нас получилось при делении квадрата? (две части)
- Да, у нас теперь две части квадрата.
- Эти две части одинаковые по размеру? (да)
- А как можно проверить? (наложением)
- Наложите прямоугольники друг на друга, соедините углы и стороны
- Покажите половину квадрата и красный целый квадрат
- Что больше, целый квадрат или одна его часть? (квадрат)
- А что меньше, квадрат или его часть? (часть)
- А еще можно разделить квадрат на две равные части другим способом.
- Как вы думаете, каким (ответы детей)
- Да, согнуть пополам, совместив углы
- Вот еще одна схема деления квадрата пополам (на доску помещается 2 схема)
- Возьмите красный квадрат. Совместите противоположные углы.
- Какая геометрическая фигура получилась? (треугольник)
- Разрежьте треугольники по линии сгиба.
- Сколько получилось треугольников? (Два)
- Как проверить, одинаковые ли треугольники? (наложить их друг на друга, совместив углы и стороны)
-И получилось у нас две части квадрата
- В этом случае, что больше одна часть квадрата или целый квадрат? (целый квадрат)
- А что меньше, квадрат или его одна часть? (часть меньше)
- Возьмите в руки одну синюю часть и одну красную часть. Вам эти части напоминают корабль?
- Да, синяя часть, прямоугольник, похожа на мачту, а красная часть, треугольник, – на паруc
- У нас есть нижняя и верхняя части корабля. Справились!
- Нужно приступать к следующему заданию. Теперь осталось собрать эти части в корабль, ведь мы идем спасать китенка. Он маленький и, наверное, ему страшно, он хочет к маме.
- Теперь на белые листки – основы приклейте части по пунктирной линии
(на столах приготовлены белые листки, на которых с одной стороны силуэт корабля, с другой – магнит)
- Я предлагаю вам на свои корабли приклеить флажки в верхний левый угол, чтобы можно бы знать, чей это корабль.
- Корабли к отправке для спасения китенка готовы!
- Наведите порядок на своем рабочем месте, чтобы в пути нам ничего не мешало
- А теперь расположите свои корабли на доске друг за другом.
(Если кто то не справляется, то воспитатель нацеливает детей помочь своему товарищу)
III.
Физкультминутка
- Встанем в круг. Нам нужно размяться перед выходом в море, ведь путь предстоит сложный, серьезный.
- «В круг широкий, вижу я, встали все мои друзья
Мы пойдем сначала вправо
А потом пойдем налево
В центре круга соберемся
И на место все вернемся
Улыбнемся, подмигнем и в хорошем настроении путешествие по спасению начнем»
IV.
- Проходите за столы.
- Сядьте ровно, спинку прямо, ведь вы капитаны своего корабля
- Нужно посчитать, сколько всего кораблей отправляется в море.
- Саша, выйди к доске, посчитай, сколько всего кораблей. (10)
- А вы, ребята, с места посчитайте. Маргарита, сколько кораблей у тебя получилось? (10)
- А у тебя, Миша? (10)
-Давайте вместе посчитаем.
-Саша, вот тебе набор цифр от 0 до 9, покажи нам на доске количество кораблей числом. Какие цифры тебе понадобятся, чтобы составить число 10?
- А вы ребята на своих местах покажите, из каких цифр получается число 10.
- Саша, какие цифры ты взял? (1 и 0)
- У вас также? (дети показывают или воспитатель смотрит на столах)
- Молодцы, ребята.
- Мы посчитали с вами корабли слева направо, и у нас получилось 10.
- А теперь ты, Василина, посчитай корабли справа налево
-Изменилось ли количество кораблей? (нет)
-Получилось также 10 кораблей.
- Какой вывод можно сделать? (ответы детей)
- Да, количество не меняется, результат счета не зависит от его направления, но принято все же считать слева направо
- А теперь определим порядковое место каждого корабля
- Посчитайте корабли по порядку слева направо, называя его порядковое место.
- Вот, Миша, твой корабль который по счету? (первый)
- А теперь, Миша, посчитай по порядку корабли справа налево
- А теперь который по счету твой корабль? (десятый)
- Порядковое место твоего корабля изменилось или нет? (изменилось)
Каждый ребенок считает с места и определяет порядковое место своего корабля
- Какой можно сделать вывод? (порядковое место меняется, смотря с какой стороны мы считаем)
- Да, порядковое место предмета меняется в зависимости от того, с какой стороны мы начинаем считать.
- Но! Принято считать слева направо.
- А умение считать в разные стороны: слева направо, справа налево, вверх и вниз, нам в жизни пригодится
- Корабли к отправке готовы: количество кораблей определено, порядковый номер установлен, отправляемся в путь!
V.
- У вас на столах карты участка моря. По спутниковой связи нам телеграфировали, в каком квадрате затерялся китенок. Вы его видите у себя на карте. А мы с вами сейчас находимся в квадрате, обозначенной точкой
- По карте нужный квадрат совсем близко, но это место опасно рифами и придется следовать указанному маршруту, чтобы не сесть на мель.
- Вот сейчас вам и пригодится умение считать в разные стороны!
- Приготовились! Сядьте ровно, ножки дружно. Возьмите простой карандаш, поставьте на отправную точку
По словесному заданию воспитателя, дети выполняют шаги на расчерченных в клеточку листах
-Все корабли дошли до нужного квадрата? (да)
- Давайте проверим. Возьмите прозрачные листы – маршруты, наложите их на карту участка моря, и вы увидите, сбились вы с пути или прошли по указанному маршруту
- Если кто-то ошибся, не расстраивайтесь, другие ребята помогли, а у вас в другой раз все обязательно получится.
- Вы молодцы, справились. Вот мама-кит и китенок встретились (на доску помещается картинки кита и китенка).
- Ребята, вам понравилось наше необычное путешествие по спасению? (да)
- А что запомнилось больше всего? (ответы детей)
- Как вы оцениваете свою работу? Со всеми ли заданиями вы справлялись или столкнулись с небольшими трудностями?
- Если у вас не было сложностей с выполнением заданий, возьмите якорь нужного цвета
(зеленого)
- Если вы испытывали небольшие затруднения, возьмите якорь другого, нужного цвета
(желтого)
- А якоря красного цвета, думаю, никому в этот раз не понадобятся
- Оставшиеся части от синего и красного квадратов возьмите себе, кто захочет, сделаете в свободное время еще один корабль
- Спасибо за работу!