Татьяна Черномурова
Конспект педагогического мероприятия «Русский колокольчик» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мероприятия : формирование у детей чувства причастности к жизни своего народа, желание быть продолжателями русских традиций.
Задачи:
Образовательные:
• Расширять кругозор детей : знакомить с историей использования колокольчиков на Руси, со звучанием разных колокольчиков.
• Вырабатывать умение точно сочетать речь и движения в играх.
• Вызвать желание применять полученные знания в самостоятельной творческой деятельности.
Темочки:
Развивающие:
• Развивать интерес к историческому и культурному прошлому русского народа.
• Развивать слуховое внимание.
• Развивать умение использовать в речи разнообразные средства выразительности (сравнения, эпитеты).
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к музыке и искусству.
• Воспитывать уважение к народным традициям.
Оборудование и материалы:
• Мультимедиапроектор, ноутбук, экран.
• Мультимедийная презентация «Колокольчики в нашей жизни».
• Музыкальный центр, диск с записью звуков колокольчиков.
• Коллекция колокольчиков (разные виды, из разных материалов, поднос.
• Колокольчики для всех детей, сундучок.
• Материалы для изобразительной деятельности.
• Шарф или маска для игры «Звонарь», колокольчик.
Ход мероприятия:
1. Вводная часть.
Звучит звон колокольчиков.
-Ой, ребята, что это такое звучит? (ответы детей)
- Да, это колокольчики звенят. Ребята, наверное, колокольчики нас зовут в свою волшебную страну? Предлагаю навести порядок и отправиться за колокольчиками!
2. Основная часть.
После того как навели порядок, садятся за один большой стол.
ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК
- Прежде чем открыть сундучок, давайте договоримся, что будем брать колокольчик, звенеть им и передавать по цепочке. Договорились?
Воспитатель открывает сундучок и передает в разные стороны по колокольчику до тех пор, пока у всех ребят не окажется в руках по колокольчику.
- На что похож звон этого колокольчика, какой он?
- Ребята, с чем можно его сравнить?
- А этот звон какой?
- С чем можно сравнить этот звон? (ответы детей : похож на дождь, журчание ручейка, детский смех, звук глухой, звонкий, переливистый, тревожный, радостный, резкий)
- Какие вы красочные сравнения использовали! Я удивлена!
- Как вы думаете, с помощью чего колокольчик издаёт звук? (ответы детей)
- Правильно, с помощью язычка. Интересно как! – у нас есть язычок, с его помощью мы произносим слова и у колокольчика тоже. Может быть, он тоже слова передаёт? Попробуем? Может быть, разделимся на две группы? И первая группа позовет другую: «ско-рей, быст-рей!», а вторая группа будет празднично звонить: «ди-ли дон, ди-ли дон!» А теперь все вместе: «ве-се-ло всем!». (Дети по знаку воспитателя поочередно звонят в разном ритме)
- Вам понравилась эта игра? Интересно было с помощью звука колокольчика слова передавать? Было трудно или легко? (ответы детей)
- Ребята, поставьте колокольчики на поднос, – у меня есть для вас кое-что интересное. Закройте глаза.
Воспитатель ставит коробку на стол, достаёт хрустальный колокольчик, звенит им:
- Посмотрите, какой колокольчик необычный. Он сделан из хрусталя. Значит он какой? (хрустальный) Ещё раз звонит. Достаёт следующий.
- Колокольчик из глины – … глиняный. (позвенеть ими)
- Колокольчик … как вы думаете, из чего? из дерева – деревянный.
- Колокольчик из металла – металлический.
- Из фарфора – фарфоровый.
- Из пластмассы – пластмассовый.
- У каждого из них необычный голос. Свой голос, неповторимый! Вы слушали внимательно? Предлагаю поиграть в игру «Угадай-ка» : я буду звонить разными колокольчиками, а вы угадывать, какой колокольчик звучит.
ИГРА «УГАДАЙКА»
- Молодцы! Правильно вы угадали, внимательно слушали!
- Ребята, а как вы думаете, что вперед появилось – колокол большой или маленькие колокольчики? Интересно узнать?
- Колокольчики появились на Руси очень давно, почти шестьсот лет назад (в 1478 году). Красивая легенда говорит, что недалеко от Москвы, в городе Новгороде был очень большой колокол. И звон его слышали далеко-далеко по всей округе. Тогда царь Иван III, захотел, чтобы этот колокол был в Москве и там звонил. Сняли колокол, погрузили на сани и повезли в Москву. Но до Москвы он так и не добрался. На одном из склонов Валдайских гор сани, на которых везли колокол, покатились вниз, испуганные кони понеслись вскачь, колокол сорвался с воза и раскололся на части. Кузнецы из Валдая отлили из его обломков первые валдайские колокольчики.
Колокольчик из Валдая (показ валдайского колокольчика)
Звонким голосом звенит,
Своей песней провожая
Всех, кто в дальний путь спешит.
- Ребята, а кто в дальний путь спешит, как вы думаете?
- А где ещё раньше использовали колокольчики? (ответы детей)
- Как много вы знаете! А у меня тоже есть интересные факты об использовании колокольчиков. Хотите узнать?
- Тогда приглашаю вас посмотреть презентацию. Пока включается компьютер, давайте немного подвигаемся!
ФИЗМИНУТКА
Динь, динь, динь, динь колокольчик (наклон вправо, рука поднята вверх, как бы звонит в колокольчик)
Динь, динь, динь, динь колокольчик (наклон влево)
Динь, динь, динь, динь колокольчик (поворачиваемся вокруг себя, руки обе подняты вверх, как бы звонят в колокольчики)
Динь! Слушай колокольчик! (присесть, медленно опуститься на ковер)
- Располагайтесь на ковре, посмотрим презентацию.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Слайд 1
- Моя бабушка мне рассказывала, что, когда она жила в деревне, коровам, свиньям, козам на шею привязывали колокольчики. Может кто-нибудь из вас был в деревне и видел, – привязывают колокольчики козам, коровам на шею? (ответы детей)
- Как вы думаете, зачем? (ответы детей)
- Верно, чтобы они не потерялись. И для того, чтобы звук колокольчика отпугивал диких зверей, когда животные пасутся на лесных полянах.
- Ещё колокольчики привязывали к другим домашним животным, только не к шее, а к дуге. Догадались, о ком я говорю? (ответы детей)
Слайд 2
- Да, правильно, к лошадям. А для чего? (ответы детей)
- Действительно, для сообщения о прибытии, для того, чтобы уступали дорогу, лошадям под дугу привязывали колокольчик. Да не один, а несколько.
Слайд 3
Послушайте:
Тройка мчится, тройка скачет,
Вьется пыль из-под копыт.
Колокольчик то заплачет,
То хохочет, то звенит.
- Как говорится про колокольчик? (ответы детей : то заплачет, то хохочет, то звенит)
- Вот так русский народ выражал свою любовь и уважение к колокольчику, приписывал ему человеческие качества.
- А где вы видели колокольчики? (ответы детей)
Слайд 4
- А ещё колокольчики дарили на свадьбу, вешали на видном месте. (на свадьбах, на рыбалке, в церкви, на новогодней ёлке, на кораблях – колокол рядом со штурвалом – рында, на железнодорожных станциях)
- Да, верно, молодцы! Кто знает, как называется человек, который звонит в колокола? (звонарь). Научить вас народной игре «Звонарь»?
РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРА «ЗВОНАРЬ»
Правила игры: эта игра хороводная. Давайте встанем в круг и выучим слова: «Диги-дон, диги-дон, отгадай, откуда звон!». Теперь нам надо выбрать «звонаря» и «жмурку». Кто знает считалку? А я знаю такую считалку:
Я куплю себе дуду и по улице пойду,
Громче, дудочка, дуди: мы играем, ты води!
«Жмурка» и «звонарь» становятся в круг. «Звонарю» вручается колокольчик, а «жмурке» завязываем глаза (заранее приготовленной повязкой). Остальные ребята водят хоровод и приговаривают: «Диги-дон, диги-дон, отгадай, откуда звон» (три раза). За это время «жмурке» необходимо услышать откуда звон и поймать «звонаря». Причем «звонарь» не выходит из круга и постоянно звонит в колокольчик.
- Весёло вам, ребята? Какая замечательная игра с колокольчиком! Теперь вы можете играть в эту игру в группе или на улице.
- Не зря считалось, что колокольчик оберегает от бед и несчастий, а его звон улучшает здоровье, приносит благополучие. А посмотрите еще, какая куколка-колокольчик бывает. Её делали для развлечения детей. Хотите такую сделать? Рассаживайтесь за столы.
КУКОЛКА-КОЛОКОЛЬЧИК
Предлагаю Вам сделать самим такую вот «Куколку-колокольчик» :
Ни манишка, ни кафтан – будет кукле сарафан.
Ветошь белую возьму, обозначу личико.
Туго ниткой обвяжу, где головка покажу.
Плат накину на головку, завяжу два кончика,
Будет куколка моя лучше, чем Дюймовочка.
Звон пойдет по всей земле, чистый и красивый,
Знайте, куколка моя родом из России!
- Издавна колокольчик считался очень ценным и важным подарком. Подарив колокольчик, мы желаем человеку счастья и здоровья (во время изготовления).
- Какие у нас замечательные куколки-колокольчики получились! Себе оставите или подарите?
3. Заключительная часть.
- Ребята, что нового вы сегодня узнали? Чему научились? Кто хочет сказать? Вы родителям расскажите о сегодняшнем занятии? О чем расскажете?