Нина Сергеевна Якушкина
Конспект занятия по ознакомлению с социальным окружением «Путешествие в типографию» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: Познавательное развитие
Вид деятельности: Ознакомление с социальным окружением
Тема: «Путешествие в типографию»
Цель: Познакомить детей с трудом работников типографии.
Программное содержание
Образовательные задачи:
- показать значимость каждого компонента труда в получении результата;
- познакомить с процессом создания, оформления книги;
- познакомить с профессиями (печатник, резчик бумаги, переплетчик (фальцовщик, редактор, корректор).
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с социальным окружением „Путешествие в типографию“ в подготовительной группе» размещена в разделах
Развивающие задачи:
- развивать у воспитанников любознательность, фантазию, общую
мотивацию, поощрять детскую инициативу.
Воспитательные задачи:
- воспитывать любовь к книгам, уважение к людям, создающим их.
Предварительная работа: Беседы о профессиях, рассматривание книг в разных переплетах, газет, журналов.
Материалы и оборудование: презентация «Путешествие в типографию»; предметные картинки, старинная книга, различные книги, журналы, газеты.
Ход деятельности
1. Вводная часть:
Воспитатель: Добрый день, друзья! Я предлагаю вам отгадать загадку, и тогда вы узнаете, о чём пойдёт речь.
Загадка.
Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу,
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться. (Книга)
Воспитатель: Правильно, это загадка о книге. А как вы догадались, что речь идет о книги? (ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите, какая у нас выставка. Здесь есть книги, журналы, газеты. Мы собирали вместе эту выставку. Что вы можете сказать о книгах? (Книги бывают разные по содержанию и оформлению, размеру).
Воспитатель: А как вы думаете, для чего нам нужны книги, журналы, газеты? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, все эти издания нужны нам для всеобщего развития, из газет и журналов мы с вами узнаем разные события, которые происходят в мире.
2. Основная часть:
Воспитатель: С древности люди сочиняли сказки, песни, пословицы. Эти произведения, чтобы не забыть, надо было записывать. Давайте вспомним, на чем раньше люди все это записывали? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, люди писали на глиняных и каменных табличках, на бересте, на папирусе. Обычно книги писали люди, у которых был очень красивый, разборчивый почерк. Такой подчерк называют каллиграфический. Люди красиво украшали и оформляли книги, рисовали иллюстрации, заставки. Выделяли заглавные буквы, украшали буквы яркими красками.
Воспитатель: Скажите, какие вы знаете книги? ( по содержанию: детские книги: сказки, рассказы, стихи; энциклопедии, учебники, книги для взрослых; по размеру: книжки-малышки, большие, маленькие; по переплё ту: мягкий, твёрдый).
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, кто создает материалы для книги? (писатели, поэты, художники)
Воспитатель: Правильно, книгу создает писатель, поэт - они создают произведение - стихи, рассказы, сказки. Художник рисует иллюстрации.
Писатели и поэты очень творческие люди, у них прекрасное воображение и яркая фантазия. А еще им необходимы особые умения, например, для того, чтобы написать стихи, надо уметь подобрать рифму к каждому слову. Давайте как поэты попробуем сочинить стихотворные строки, закончив фразу так, чтобы получилось складно. Например,
В заболоченной речушке
Громко квакают … (лягушки)
Папа у своей машины
Подкачать намерен … (шины)
«Уходите поскорей!»
Нам чирикал … (воробей)
Мы укладываем спать
Куклу в мягкую … (кровать)
Молока попив из миски
Лапкой ротик моет … (киска)
Посмотри скорей в оконце
И увидишь в небе … (солнце)
Воспитатель: Когда появилась потребность в создании множества книг, человек придумал печатный станок и еще более сложные машины для печатания книг.
Воспитатель демонстрирует детям картинки или слайды с печатными станками разных лет.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, где печатают книги? Правильно в типографии. (Ответы детей)
Воспитатель: Кто работает в типографии? (Ответы детей)
Воспитатель: В типографии работают люди разных профессий. Чтобы создать книгу, она должна пройти через руки многих людей.
Воспитатель сопровождает рассказ слайдами.
Наборщик – набирает текст на компьютерах. Эти люди быстрые и внимательные в своей работе.
Специалист допечати – он должен видеть слабые места в изображениях и текстах.
Печатник– должен контролировать подачу бумаги, вязкость краски, распределение ее по зонам, подачу воды, отсутствие грязи на печатных формах, и многое другое.
Резчик «оператор резальной машины» – это очень важная работа. Резчик доводит продукцию до окончательного вида (буклеты, плакаты, книги) или готовит ее для передачи на следующий участок типографии.
Переплетчик (фальцовщик) – когда книги были рукописными, и выпускались небольшими тиражами, их сшивали между собой иглой, и обрезали ножами. В наше время, переплетчику помогает машина. Она нарезает отпечатанные листы, красочные иллюстрации, складывает их, стягивает, а потом одевает красивый переплет. И вот красивая книга готов.
Воспитатель: Так же над книгой кропотливо работают люди, которые находят и исправляют ошибки в тексте – это редакторы и корректоры. Предлагаю вам поиграть в игру «Звук заблудился»
Воспитатель читает детям стихотворные строки. Дети называют слово, которое звучит неправильно, и определяют «заблудившийся» звук, произнося слово правильно.
1. На виду у детворы
крысу (крышу) красят маляры
2. Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
«Там ползёт зелёный лук (жук)
С длинными усами!»
3. Жучка будку (булку) не доела:
Неохота, надоело!
4. Миша дров не напилил,
Печку кепками (щепками) топил
5. Сели в ложку (лодку) -и айда!
По реке туда-сюда!
6. На болоте нет дорог.
Я по кошкам (кочкам) - скок да скок!
7. Закричал охотник: Ой!
Двери (звери) гонятся за мной!
8. Посмотрите-ка, ребятки,
Баки (маки)выросли на грядке.
9. Ехал дядя без жилета (билета)
Заплатил он штраф за это.
10. Мама с бочками (дочками) пошла
По дороге вдоль села.
11. На поляне весной
Вырос зуб (дуб) молодой.
Воспитатель: Ребята книга – результат трудовых умений, кропотливого труда всех работников типографии.
3. Заключительная часть:
Воспитатель: Ребята наше занятие подошло к концу. Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие в типографию. С какими профессиями мы с вами познакомились? (Ответы детей)
Воспитатель: Что вам понравилось больше всего, и вы расскажете об этом дома. (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, вы были внимательными, я думаю, вы много сегодня узнали нового. Спасибо всем!