Людмила Макаревич
Конспект открытой НОД с детьми подготовительной к школе группы «Хвойные деревья нашего леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 12 компенсирующего вида»
г. Сосногорска
КОНСПЕКТ
открытой НОД
с детьми подготовительной к школе группы
"Хвойные деревья нашего леса"
Воспитатель: Макаревич Л. А.
Цель:
Систематизация знаний детей о хвойных деревьях нашего леса
Публикация «Конспект открытой НОД с детьми подготовительной к школе группы „Хвойные деревья нашего леса“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Хвойные деревья. Изучаем ели, сосны, кедры
- Хвойные, ель, сосна. Конспекты занятий
- Темочки
Задачи:
1. Образовательная: Закрепить знания детей об отличительных особенностях ели, сосны, пихты, кедра, лиственницы; показать их сходные и контрастные признаки; учить группировать деревья по сходному признаку (хвоя).
2. Развивающая: Развивать воображение, умение путем логического мышления находить ответы на поисковые вопросы.
3. Воспитательная: Воспитывать гуманное отношение к природе, желание ее сохранять, беречь природу родного края.
Ход :
Дети здороваются с гостями. Воспитатель читает стихотворение:
Мы живем в Сосногорске, где тайга без конца,
Где высокие сосны тянутся в небеса.
Где дремучие ели, словно стражи стоят,
Где красивые пихты в глушь лесную манят.
Где могучие кедры – богатыри
Простирают над нами ветви свои.
- Ребята, что такое лес? Как одним словом называется наш лес (тайга).
Сегодня мы поговорим о хвойных деревьях нашего леса. Перечислите хвойные деревья? Как устроено дерево? (корень, ствол, ветви, листья или хвоя)
Игра «Отгадай загадку – покажу отгадку».
- Ничего себе не шьет, а в иголках круглый год (ель);
Приветствует вас веточка ели. Потрогайте веточку, какие у вас ощущения? Колется хвоя? Обратите внимание на расположение хвоинок – они растут по одной хвоинке. Посмотрите на экран.
Теперь вас приветствует веточка другого дерева, потрогайте хвою, хвоя не колючая, мягкая по сравнению с елью. Обратите внимание на расположение хвоинок – они как бы изогнуты. Посмотрите на экран.
Хвоя мягкая и имеет приятный запах.
Следующая загадка:
- У меня длинней иголки, чем у елки,
Очень прямо я расту в высоту,
Если я не на опушке, ветви только на макушке (сосна).
- Посмотрите, как здоровается с вами сосновая веточка, потрогайте. Какие ощущения? (хвоинки острые, длинные, жесткие и растут парами).
- А теперь с вами здоровается другая веточка: какая пышная, более пушистая (кедровая). Потрогайте ее хвоинки – они мягкие, не колючие, не острые. Хвоинки кедра самые дружные – растут по 5. Если у ели и пихты растут по одной, у сосны по две, то у кедра – по 5!
Детям предлагается игра «Хвоинки» : Под музыку дети двигаются по комнате. На сигнал: «Еловые хвоинки» - останавливаются и поднимают руки вверх. На сигнал: «Сосновые хвоинки» - становятся парами. На сигнал: «Кедровые хвоинки» - строятся в шеренгу по 5 человек, держась за руки. На сигнал: «Пихтовые хвоинки» - стоят по одному.
- Молодцы, ребята, а теперь послушайте еще стихотворение:
Я стою одна, нет хвои у меня…
- Ребята, расскажите, что вам известно про это дерево, почему у него сейчас нет хвои? (Это листопадное дерево, осенью хвоя опадает, остаются шишки, весной хвоя появляется). Дети рассматривают хвою лиственницы на экране.
-Ребята, мы познакомились с хвоей пяти деревьев. Хвоя используется в медицине для лечения различных заболеваний. Из хвои делают витаминный напиток, который повышает сопротивляемость к различным заболеваниям, т. е. укрепляет организм. Настой хвои лечит ревматизм, радикулит, органы дыхания.
У каждого хвойного дерева есть шишки. Посмотрите на экран.
Шишки ели – удлиненные, светло-коричневые, растут вниз;
Шишки пихты растут вверх, чешуйки плоские;
Шишки сосны округлой формы, чешуйки толще и короче;
У кедра шишки округлой формы, как шар, чешуйки толще сосновых, т. к. больше размером;
У лиственницы шишки небольшие, округлой формы, чешуйки короткие.
Рассказ педагога сопровождается показом изображений шишек на экране.
- А как же размножаются деревья? Правильно – семенами. А где находятся семена? Как это происходит? Верно, птицы и звери помогают разносить семена. Бурундуки, белки, клест питаются семенами.
А сейчас я предлагаю вам игру «С какого дерева шишки».
Молодцы, ребята, а теперь мне хочется рассказать вам еще о хвойных деревьях. Оказывается, каждое дерево имеет смоляные каналы, которые идут вдоль всего ствола. А для чего они нужны? Это защита дерева от проникновения вредных бактерий. В прошлые времена затвердевшую смолу, живицу, жевали для профилактики заболеваний десен и зубов.
Физминутка:
Выросли деревья в поле, хорошо расти на воле!
Каждое старается, к небу, солнцу тянется!
Вдруг подул веселый ветер, закачались тут же ветки,
Даже толстые стволы наклонились до земли,
Вправо – влево, назад – вперед,
Так деревья ветер гнет. Он их вертит, он их крутит,
Да когда же отдых будет?
Ветер стих, взошла луна, наступила тишина.
- Посмотрите по сторонам и скажите, как человек использует древесину?
(столы, стулья, подоконники, двери, окна, решетки и т. д.).
Воспитатель играет мелодию на деревянной дудочке.
- Вам понравилось, как я играла? А дудочка-то деревянная. Издавна считалось, что ель – это поющее дерево. Из нее и сегодня делают музыкальные инструменты. А еще из ели строят дома (показ иллюстраций на экране). Первым деревом для изготовления мебели была сосна. Древесина сосны считается целебной, кровати из сосны дают крепкий и здоровый сон.
Из сосны делают школьную мебель, поэтому сосну считают деревом знаний, также из сосны изготовляют бумагу, тоже строят дома, бани, сараи.
Кедр относится к наиболее ценным породам. Древесина используется для строительства домов, которые служат до 100 лет. Из древесины кедра делают мебель и музыкальные инструменты – трещотки.
Из лиственницы строят корабли, лодки, колодцы. Древесина лиственницы активно используется в строительстве любых изделий, которые часто соприкасаются с водой. У этой древесины высокая стойкость к влажности, износу.
Детям предлагается игра «Что изготовлено из древесины». Дети должны выбрать карточки с изображением предметов из древесины и поставить их к карточке с деревом, из которого сделан этот предмет (изображение лодки ставится к изображению лиственницы).
После игры дается оценка правильности выполнения заданий.
- Ребята, чтобы лес нас радовал, приносил нам пользу, как мы должны относиться к нему? (Не рубить, не ломать деревья, не жечь костры, не мусорить, охранять, защищать и оберегать лес).
Давайте вспомним пословицы о лесе:
- Лес – богатство и краса, береги свои леса!
- Враг природы тот, кто лес не бережет!
- Дерево крепнет корнями, а человек - друзьями.
- Много леса – не руби, мало леса – береги, нет леса – посади!
- В каждом дереве клад богатый, лишь открыть его надо, ребята.
Не губите, оберегайте! Возле дома деревья сажайте!
Встанет лес из деревьев разных, и наш город будет прекрасным!
- Ребята, я предлагаю вам сделать поделку из шишек по вашему замыслу. Выбирайте шишку, нужный материал и приступайте к работе.
После выполнения работ дети выкладывают свои поделки на макет зимнего леса и обсуждают результат.
- Я очень довольна вами, ребята, вы были активны, сравнивали, рассуждали, делали выводы. А что бы вам хотелось рассказать о нашем занятии дома, чем вы сможете удивить родителей? Давайте предложим гостям полюбоваться вашими прекрасными работами. Спасибо!