Юлия Гандина
Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы Тема: «Царство грибов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
НОД с детьми подготовительной к школе группы
(с использованием технологии проблемного обучения)
Тема «Царство грибов»
Цель: познакомить родителей с использованием технологии проблемного обучения в образовательной деятельности с детьми.
Программное содержание:
- дать детям знания о грибах, как о разновидности растений, через решение проблемной ситуации;
Публикация «Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы Тема: „Царство грибов“» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- продолжать развивать умение детей сравнивать, обобщать, прогнозировать, устанавливать причинно– следственные связи;
- продолжать развивать у детей навыки доказательной речи;
- воспитывать осознанное, гуманное отношение к природе.
Предварительная работа:
Рассматривание книг, картинок о грибах, составление коротких рассказов по личным впечатлениям «Как мы в лес за грибами ходили», загадки о грибах.
Материал: два обруча, картинки растений, животных, птиц, насекомых, рыб, символы функций частей растений, картинки грибов, муляжи грибов, лупы, кусочки хлеба с плесневыми грибами, листы бумаги, клеевой карандаш, алгоритм решения проблемной ситуации, схема «Источники знаний», энциклопедия, схема частей растений., символы растений: дерево, куст, цветок, грибы.
Словарная работа:
- активизация: растения, корень, стебель, лист, цветок, размножение, вешенки, шампиньоны, подосиновик, подберезовик, опята, лисички, мухомор, масленок;
- обогащение: грибница.
Ход:
Вводная часть: (Дети приходят на занятие вместе с родителями).
– Ребята, как здорово, что к нам на занятие пришли ваши родители, которые помогут нам в одном очень интересном и полезном деле.
В нашу группу пришло письмо от детей младших групп о помощи. Малыши начали знакомиться с растениями которые растут в наших лесах. И им пока трудно понять, что же это такое – растение. Как дети группы которые уже скоро пойдут в первый класс, я предлагаю помочь малышам. Нам с вами пришла замечательная идея. Помните какая? (Мы придумали сделать для малышей альбом «Растения»).
– А вы, уважаемые родители, готовы нам помочь в изготовлении этого альбома? Если вместе собирается столько умных голов и умелых рук, то дела идут очень быстро.
Основная часть:
– И так за дело. Сначала мы отберем картинки для нашего альбома. Для удобства будем работать командами. (Дети с родителями делятся на две команды. Каждая команда работает в своем обруче – отбирают лишние картинки (птицы, рыбы, животные, насекомые). Дети аргументируют свой выбор).
– Ребята, вы все уверены, что мы выбрали для своего альбома только растения? А вы, уважаемые взрослые? У меня сомнения насчет грибов – растения они или нет. Как вы думаете? Даже не знаю, можем ли мы их поместить в альбом растений?
ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
1. 2. 3.
I
Постановка проблемы Воспитатель фиксирует внимание детей на обнаружении противоречий.
– Действительно, грибы слишком не похожи на все остальные растения. Может, все–таки не будем помещать их в наш альбом?
– Да, трудный вопрос. Но на трудные вопросы мы умеем находить ответы. А помогает нам в этом наша волшебная карта открытий. (Выставляется алгоритм решения проблемной ситуации).
Итак, на какой вопрос мы хотим найти ответ? Дети осознают создавшееся противоречие.
Часть детей соглашается с воспитателем, другая часть – не соглашается.
Дети рассматривают алгоритм решения проблемной ситуации.
1. 2. 3.
– Сначала мы вспомним, что нам известно о растениях, потом подумаем и предположим можно ли отнести грибы к растениям и почему, проверим в лаборатории и будем знать ответ на трудный вопрос. Дети осознают цель поиска:
– Действительно ли гриб– это растение, можно ли картинки грибов поместить в альбом растений Дети «присваивают» проблему, участвуют в ее формулировке
II
Актуализа–ция знаний Отправляемся по дороге знаний.
–Попробуем вспомнить какие части есть у всех растений.
–Какие части есть у гриба?
–Какие части гриба похожи на части других растений?
– Какие части есть только у гриба? Ответы детей:
–Корень, ствол, ветки, листья, цветы, плоды.
– Грибница, ножка, шляпка.
–Грибница похожа на корень растения; ножка гриба – на ствол растения.
– шляпка
III
Выдвиже–ние гипотез, предположений –Подумаем, выполняют ли части гриба ту работу, которую выполняют части других растений.
–Для этого мы вспомним, что делает корень любого растения? И корень гриба тоже… Корень гриба называют грибницей.
– Почему его так называют, как вы думаете?
– Чем питается гриб? Как и все растения.
– Для чего нужен стебель растению? Выполняет ли ножка гриба эту работу – функцию?
– Как вы думаете, почему ее назвали ножкой?
– Теперь сравним оставшиеся части растений с оставшейся частью гриба. (Листья, цветок, а у гриба – шляпка)
– Интересно, а что для гриба шляпка– лист или цветок? Рассуждаем дальше. Какую работу выполняет лист? А шляпка может выполнять такую работу?
– А зачем растениям цветок? Как же образуются семена гриба, если он никогда не цветет? Дети принимают программу поиска, участвуют в обсуждении, размышляют, рассуждают:
–Корень растения впитывает в себя воду и питательные вещества из земли.
–Корень гриба называют грибницей, потому что он является его частью.
–Гриб питается водой и питательными веществами, растворенными в ней.
–Стебель нужен растению, что бы доставлять воду и питательные вещества к листьям, цветам и плодам, и ножка гриба выполняет эту же работу.
– на ножке гриба держится шляпка, и ножка гриба является для нее опорой.
Дети проводят поисковую деятельность, выдвигают идеи, обосновывают их:
– Шляпка для гриба, как лист для растения: благодаря ей гриб «дышит», так же, как «дышит» дерево с помощью листьев.
1. 2. 3.
Дети «принимают» программу поиска.
IV
Проверка решения – Предлагаю обратиться к источникам знаний (схема «Источники знаний»).
– Сегодня нам повезло, мы можем обратиться к нашим родителям.
(Рассказ родителя, при затруднении чтение из книги Д. Уокера «Семена, луковицы и споры» : «Грибы обычно растут в сырых местах и образуют миллионы семян – спор, которые разносятся ветром, дождями. Споры образуются на пластинах, расположенных на нижней стороне шляпки гриба.»). Дети перечисляют по схеме источники, к которым они могут прибегнуть в ходе поиска ответа на трудные вопросы.
Дети слушают рассказ родителя.
– Мы с вами сегодня сможем рассмотреть те пластины гриба, на которых образуются споры.
– Споры гриба настолько маленькие, что мы с вами их увидеть не сможем даже с помощью лупы.
– Вы хотите убедиться, что действительно споры гриба находятся на пластинках шляпки?
– Я провела такой опыт. Попробуйте по алгоритму рассказать, что я сделала?
– Что из этого получилось. Мы сейчас посмотрим.
– Значит, что мы узнали?
Дети рассматривают с помощью луп грибы шампиньоны или вешенки, находят пластины, на которых образуются споры.
– Да, хотим.
Дети описывают по алгоритму, что сделала воспитатель:
– Разломила на кусочки шляпка гриба и посадила в землю.
Дети видят маленькие грибы, проросшие из кусочков шляпки.
Формулируют выводы:
– Шляпка гриба – это его лист и цветок.
V
Введение в систему знаний – Теперь мы можем ответить на трудный вопрос? Что вы можете сказать? Дети присваивают новые знания и умения:
– Грибы это действительно растения. Значит, картинки грибов мы будем помещать в альбом растений?
Дети участвуют в размещении в уголке Открытий результатов поиска.
– Мы сегодня так много говорим о грибах, а вы грибы узнавать умеете? Проверим, какие вы грибники. (Дети отгадывают загадки и находят картинки грибов, складывают в корзину).
1) «Лета первая примета – под березой,
в холодке, гриб коричневого цвета,
на пятнистом корешке» (подберезовик).
2) «Что за ребята на пеньках,
столпились тесной кучкой,
и держат зонтики в руках,
застигнутые тучкой» (опята).
3) «Я в красной шапочке расту
под стройною осиною,
меня узнаешь за версту, зовусь я …» (подосиновик).
4) «Растут в лесу сестрички, рыжие …» (лисички).
5) «А этот красавец на беленькой ножке,
он в красненькой шляпке,
на шляпке – горошки» (мухомор).
– Можно ли его класть в нашу корзину? Почему? Какие еще ядовитые грибы вам известны? Зачем же они нужны? Наверное, следует их уничтожить, чтобы не было их в лесу? (ответы детей о значении мухоморов для животных леса).
6) «В подстилке из иголочек,
средь молодых сосенок,
в блестящей темной шляпке растет грибок…» (масленок).
– Чем грибы отличаются друг от друга? (в виде дидактической игры «Кто больше назовет»; команды: родители–дети).
– Чем грибы похожи друг на друга?
Мы с вами сегодня узнали очень много полезной информации о грибах., и нам с вами нужно закончить еще одно важное дело – сделать альбом для малышей. Давайте разделимся на команды и каждая команда получит символ той группы растений, которую они будут располагать на свой лист ( символы: дерево, куст, цветок, грибы). В свою команду можно пригласить и родителей.
(С помощью клеевого карандаша дети наклеивают картинки, а взрослые аккуратно складывают листы в по разделам, и скрепляют их в общий альбом).
Заключительная часть:
– Какой отличный альбом о растениях у нас с вами получился в результате нашей с вами общей работы.
– Кого бы вам хотелось поблагодарить в конце нашего занятия? (слово детям и родителям).