Ирина Сергеевна Кондратенко
Конспект открытой НОД по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ТНР по теме «Посуда»
Разработали: Воспитатель высшей квалификационной категории - Купченко Людмила Николаевна
Публикация «Конспект открытой НОД по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Учитель-логопед первой квалификационной категории - Кондратенко Ирина Сергеевна
Цель: развитие связной речи детей, уточнение и расширение представлений детей о посуде.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• познакомить детей с историей возникновения и совершенствования предметов посуды, показать историю эволюции посуды.
• закреплять и расширять знания о свойствах глины и камня.
• систематизировать и обобщить знания детей о посуде; материала, из которого она сделана;
• расширять и активизировать словарный запас детей по теме : «Посуда» (братина, ставец, кубок, черпак, блюдо, самовар, ковш, миска глиняная, стеклянный, металлический, каменный век).
• совершенствовать грамматический строй речи : образование относительных прилагательных (из стекла – стеклянная);
• обучение составлению описательного рассказа по модели.
Коррекционно-развивающие :
• закреплять умение пользоваться в речи распространённым предложением.
• закреплять навык строить полные и чёткие предложения при ответе на вопрос.
• продолжать развивать плавный длительный выдох.
• развивать зрительно-пространственные восприятия и представления;
• развивать артикуляционную моторику.
• развивать мелкую моторику.
• развитие психических процессов: слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания; формирование мыслительных операций (навыков анализа, сравнения, обобщения).
Коррекционно-воспитательные:
• формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и со взрослыми.
• воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности, активности, внимательности.
• развитие умения слушать партнёра, не перебивая, реагировать на высказывание сверстника, соблюдать в беседе очерёдность, быть доброжелательным.
• воспитание бережного отношения к посуде.
Интеграция образовательных областей:
На занятии была связь со всеми образовательными областями:
• «Социально-коммуникативное развитие» (развитие общения и взаимодействия детей с педагогами, сверстниками, формирование позитивной установки к занятию;
• «Познавательное развитие» (знакомство и усвоение нового материала);
• «Речевое развитие» (ответы на вопросы, составление предложений, рассуждения, составление описательного рассказа о свойствах предмета по модели, заучивание стихотворения);
• «Художественно-эстетическое развитие» (Закрепление знаний о свойствах глины и камня, развитие слухового внимания и памяти)
• «Физическое развитие» (манипуляции с глиной и камнем, зрительная гимнастика, ориентировка в пространстве).
Форма организации: подгрупповая.
Категория возраста: дети 6 - 7 лет.
Предварительная работа: чтение К. И. Чуковского «Федорино горе», Сказок: "Муха-Цокотуха", "Дудочка и кувшинчик", "Горшочек каши", рассматривание посуды и беседа о её назначении, материалах, из которых она сделана; частях, из которых она состоит; беседа о деятельности Петра I.
Образовательные технологии:
• Информационно – коммуникативная;
• Технология исследовательской деятельности.
Материалы и оборудование:
Телевизор, проектор, интерактивный стол, компьютер.
Глина и камни (по количеству детей, подставки под глину и камни, сундук маленький, свиток из бересты с письмом, волшебный мешочек, сухая глина, молоток, ориентиры эпох, модель для описания свойств камня и глины, посуда (глиняная, металлическая, деревянная, пластмассовая, стеклянная, сундук большой, изображения посуды с смайликами.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Логопед: Ребята, посмотрите, что необычного вы видите в группе? (ответы детей) Я вам принесла волшебный сундучок, а вы догадываетесь, что в нем? (дети открывают сундучок и видят кусочек сухой глины и свиток с надписанным посланием о путешествии: Я волшебный сундучок из прошлого приготовил вам подарки, но чтобы их найти, вам придётся отправиться в путешествие и выполнить задания). Как вы думаете что можно сделать из этого куска глины? (Ответы детей) Попробуйте отгадать загадку и узнаете о чём мы будем сегодня говорить.
Если б не было ее
Было б кушать тяжело.
Некуда и суп налить
И котлетку положить.
Что это? (Посуда) Что такое посуда?
Воспитатель: Как вы думаете, всегда ли посуда была такой как сейчас? (Нет)
А вы хотите узнать об истории появления посуды?
Мы, предлагаем отправиться в путешествие по Реке Времени. Время течёт так быстро, как вода в реке. На пути нам будут встречаться острова, мы узнаем много нового и интересного. А помогут нам путешествовать вот эти часы. (СЛАЙД)
Тик-так, тик-так,
Время отмеряет шаг.
Стрелки мы переведём
В Каменный век мы попадём.
(на телевизоре картинка с каменным веком)
Воспитатель: Ищите где здесь каменный век? (сопоставляют картинку на телевизоре с картинкой в группе). Когда появилась первая посуда?
Как вы думаете, из чего люди делали посуду? Почему? (ответы детей, то что они знают об этих материалах)
А как узнать удобно ли было пользоваться такой посудой? (ответы детей)
Посмотрите, что вы видите на столе? (глина и камни)
Воспитатель: Какой камень на ощупь? (берут взрослые, а за ними и дети)
Логопед: Что с ним будет, если мы его помнём? (дети мнут, а педагог подводит к тому, что он не мнётся, потому, что он твёрдый).
Воспитатель: А можно ли его раскатать? Давайте попробуем.
Логопед: Что с ним произошло, когда мы его раскатывали? (педагог подводит к тому, что камень нельзя раскатать, потому, что он твёрдый).
Воспитатель: А давайте его разделим. (производим действие, а педагог подводит к тому, что он не делится на части.
Логопед: А как проверить прочный он или нет? (ответы детей)
Давайте ударим по нему молотком. Что произошло? (педагог подводит к тому, что он не разбился, потому, что твёрдый и прочный).
Воспитатель: Расскажите, что вы узнали о камне по схеме. (ответы детей)
Логопед: Теперь рассмотрим глину. Какая она на ощупь? (берут взрослые, а за ними и дети)
Логопед: Что с ней будет, если мы её помнём? (дети мнут, а педагог подводит к тому, что она мнётся, потому что она мягкая).
Воспитатель: А можно ли её раскатать? Давайте попробуем.
Логопед: Что с ней произошло, когда мы её раскатывали? (педагог подводит к тому, что изменила форму).
Логопед: И что мы можем о ней сказать?
Дети: Глина меняет форму, потому что она мягкая, влажная, липкая.
Воспитатель: А давайте её разделим. (производим действие, а педагог подводит к тому, что она делится на части).
Логопед: А как проверить прочная она или нет? (ответы детей)
Давайте ударим по ней молотком. Что произошло? (педагог подводит к тому, что глина не бьётся, потому что она влажная и мягкая).
Воспитатель: Вспомните, а что было в сундучке? А какая там глина? (сухая) Можно ли её разбить? (педагог подводит к тому, что её можно разбить, потому что она непрочная).
Логопед: Расскажите, что вы узнали о глине, вот по этой схеме. (ответы детей)
Воспитатель: Да посуду стали делать из глины, но она была непрочной. А какой подарок нам оставил каменный век?
А, вы хотите узнать, какая посуда появилась потом?
Давайте поплывём дальше по нашей Реке Времени на следующий остров.
Тик-так, тик-так,
Время отмеряет шаг.
Стрелки мы переведём
В древность мы попадём.
Это Великая Русь.
(на телевизоре картинка с избой)
Воспитатель: Ищите где здесь Великая Русь? (сопоставляют картинку на телевизоре с картинкой в группе)
Скажите, может, вы знаете, из чего делали, посуду на Руси? Как её делали? Какими целебными свойствами обладала?
В это время традиционно посуда была деревянной. Почему её делали из дерева? (Говорят дети.)
Логопед: Посмотрите сколько разной посуды, сделанной из дерева было на Руси. Как она называется? И для чего нужна? (ответы детей)
Воспитатель: В каждой клеточке волшебного квадрата изображена посуда. Только одна клеточка пустая. От нее мы будем прослеживать глазками, и называть предмет, который я загадала.
Например: две клеточки вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, какая посуда находится в этой клеточке квадрата.
Воспитатель: Ребята, а это что за сундук? (ответы детей) Испокон веков люди сочиняли сказки и рассказы.
Вот у меня сундучок, а в нём разная посуда. Назовите кто же хозяин (достаёт их сундука кувшин и тарелку, три деревянные миски и ложки, маленький самоварчик, два глиняных горшочка.)
Кувшин и тарелку подарили лиса и журавль, миски и ложки - три медведя, самоварчик - горшочки - Красная Шапочка, девочка из сказки "Горшочек каши", Вини-Пух, Федорино горе, «Дудочка и кувшинчик»
Например: Этот кувшин из сказки «Лиса и журавль»
Этот чашка из сказки «Муха – Цокотуха»
Этот горшочек из сказки «Горшочек каши» и т. д.
Логопед: Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
Муха Цокотуха пьёт чай – губы трубочкой подуть на горячий чай.
Тараканы пили чай и были очень довольны «улыбочка»
Лиса облизывала мордочку языком – «Вкусное варенье»
Мишутка пьёт из чашки - покажем, какая была «чашечка» у мишутки.
Воспитатель: Пора плыть дальше по нашей Реке Времени на следующий остров.
Тик-так, тик-так,
Время отмеряет шаг.
Стрелки мы переведём
В Царские времена мы попадём.
(на телевизоре картинка с Петром I)
Воспитатель: Ищите где здесь Царские времена? (сопоставляют картинку на телевизоре с картинкой в группе)
Как вы думаете, кто это? (ответы детей) А чем ещё он знаменит? (ответы детей).
Логопед: А вы знаете какая бывает металлическая посуда? (Дети говорят о посуде)
Выберите карточки и разделитесь на группы. (логопед и воспитатель параллельно проводят игры)
Логопед: Игра «Чего не стало?» (на интерактивном столе)
Посмотрите на посудную полку.
Назовите, дети, что на полке стоит?
Ответы детей : На полке стоит чайник (тарелка, кубок, братина, стакан, ковш, повар).
Я уберу один из предметов посуды, а вы, открыв глаза, назовёте, чего не стало.
- Запомните, а теперь закройте глаза.
(Ответы детей).
Воспитатель: Дидактическая игра «Что лишнее?»
(воспитатель показывает карточку с изображением посуды 5 картинок – из которых одна лишняя. Дети находят лишнюю картинку и объясняют почему она лишняя.)
Воспитатель: Какая последняя картинка оказалась лишней в вашей команде и в вашей (поварёшка и повар)
Давайте составим предложение с двумя этими словами. (ответы детей)
Логопед: Посмотрите на экран кто там появился Повар. Давайте выучим стихотворение про него.
Заучивание стихотворения по мнемотаблице «Ходит повар в колпаке»
Воспитатель: Вы хотели бы посмотреть какой посуда стала потом? Тогда давайте поплывём по Реке Времени на другой остров.
Тик-так, тик-так,
Время отмеряет шаг.
Стрелки мы переведём
В Современность попадём.
(на телевизоре картинка с современной кухней)
Воспитатель: Ищите где здесь современная кухня? (сопоставляют картинку на телевизоре с картинкой в группе)
Я вам всем задачу дам всё расставить по местам. Расставьте посуду на соответствующую полку.
Стеклянная: стакан, тарелка, блюдо.
Пластмассовая: поднос, ковш, миска
Металлическая: кастрюля, чайник, сковорода
Логопед: Какая посуда стоит на этой полке?
Например: Эта посуда стеклянная, потому что сделана из стекла.
Воспитатель: Шли годы, люди учились использовать новые материалы для изготовления посуды. Давайте вспомним, как называются острова по которым мы путешествовали (ответы детей).
Логопед: Какие подарки мы принесли из нашего путешествия, расположите их в нужной последовательности.
Молодцы! Вам понравилось наше путешествие.
Оценка!