Инесса Мурзина
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «В королевстве Речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие коммуникативных способностей, активизация речевой деятельности
Задачи:
Образовательная:
упражнять в умении читать по слогам,
обогащать словарь детей прилагательными, глаголами
закреплять умение связно, последовательно излагать ход придуманной сказки.
Развивающая :
развивать у дошкольников творческое мышление, фантазию при составлении сказок по набору персонажей,
развивать речевые способности.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе „В королевстве Речи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Воспитательная:
Воспитывать желание оказывать помощь, приходить на выручку.
Оборудование: проектор, экран для презентации, «кочки» с буквами, конверт с запиской, листы с изображением букв, сундучок, в котором лежат фигурки дед, бабка, забор, коза, морковь, капуста, домик, дерево, клубочек с нитками.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие.
Ход непрерывной образовательной деятельности.
1. Организационный момент.
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие в королевство Речи, но отправиться туда можно только в хорошем настроении.
«Круг радости».
Утром ранним кто – то странный
Заглянул в моё окно.
На ладони появилось
Ярко – рыжее пятно.
Это солнце заглянуло:
Будто руку протянуло
Тонкий лучик золотой.
И, как с первым лучшим другом,
Поздоровалось со мной.
Идём по кругу, взявшись за руки,
Руки козырьком к глазам, повороты в стороны
Руки по очереди вперёд, ладошками вверх
Потереть ладошку об ладошку
Правую руку в сторону, левую руку в сторону, взявшись за руки, покачиваем взад – вперёд
Хлопнуть по ладошке соседа справа и слева, поочерёдно обнять своих соседей.
Воспитатель: Путь в королевство Речи проходит через волшебное болото. Как нам его преодолеть?
Дети: Нужно пройти по кочкам (На каждой кочке буква).
Воспитатель: Наступая на каждую кочку, называйте слово с нужной буквы.
Воспитатель: Вот мы и перед замком королевы Речь (на слайде замок). Но с замком что – то не то (все двери закрыты на замочки, сбоку конверт с запиской).
«Дорогие ребята! Злые ошибки захватили мой замок и заперли меня внутри. На каждый замочек они наложили заклятие, открыть его можно только пройдя испытание. Сначала нужно открыть верхний замочек, затем замочек слева внизу, следующий справа вверху и последний справа внизу. Конверт возьмите с собой и после каждого открытого замочка заглядывайте туда. Желаю удачи!»
2. Основной этап.
Воспитатель: Первое испытание – интеллектуальное. Нужно прочитать отрывок и назвать, к какому литературному жанру он относится.
Дети читают на слайдах пословицу, загадку, стихотворение, отрывок из сказки и называют жанр.
Воспитатель: Давайте посмотрим, удалось ли нам открыть первый замочек? (на слайде с двери исчезает замочек).
Воспитатель: А в конверте появилось сердечко со слогом, что бы это могло означать?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте поместим его на доску, а сами отправимся дальше. Какой замочек на очереди?
Дети: Слева внизу.
Воспитатель: Это испытание творческое (на столах лежат листы с буквами). Сейчас каждый из вас станет фокусником. Посмотрите, на что похожи буквы и превратите её в этот предмет. А потом расскажете про свой рисунок.
Дети: У меня была буква О, я превратил её в корзинку и т. д.
Воспитатель: Поглядите-ка, ещё один замок открыт. (Сердечко со слогом на доску)
Осталось ещё два замочка и на них изображён сундучок. С какого замочка начнём?
Дети: Справа вверху.
Воспитатель: Значит, для прохождения испытаний нам нужен сундук со сказками. Он волшебный, потому что тот, кто возьмёт предмет из него, превратится в этот предмет. ( В сундуке предметы: домик, забор, коза, капуста, морковь, дерево, дед, бабка).
Воспитатель: Вы расскажете о себе по плану: (Схема на слайде)
1. Кто или что я?
2. Какой я?
3. Для чего я нужен?
4. Где можно меня встретить?
5. Что я могу сделать? Что из меня можно приготовить?
Посмотрим, кто или что живёт в сундуке. (Рассказы детей по плану).
Дети: Я - домик. Я маленький, деревянный, уютный, тёплый. Во мне живут люди. Они прячутся во мне от ненастья, они собираются все вместе за столом, на ночь… Я бываю в городах и сёлах. За мной надо ухаживать: ремонтировать, закрывать двери на ночь, мыть окна.
Я - капуста. Я овощ. Я белокочанная, сочная, витаминная, большая, расту на огороде. Если я созрела, можно из меня сделать салат, сварить борщ, потушить капусту. Но на меня в огород нападают гусеницы – капустницы, надо меня опылять. Так же меня любят не только люди, но и зайцы, лошади, козы…
Я – морковь. Я овощ, расту в огороде. Я оранжевая, сочная, вкусная, полезная. Из меня можно сделать салат, добавляют во многие блюда, пекут пирожки. Меня любят люди и животные.
Я – забор. Я бываю железным, деревянным, высоким и низким. Меня ставят возле дома, вокруг огорода, сада. Я защищаю дом от врагов, огород от вредителей. Если я сломаюсь, меня нужно починить.
Я – коза – дереза. Я – домашнее животное. Я хитрая, шустрая, быстрая, умная. Я даю человеку молоко, козий пух. Из пуха можно связать тёплые вещи. Я бываю проказницей, когда лезу к хозяевам в огород, потому что люблю капусту и морковь. Для этого я нахожу лазейки в заборе.
Я – дерево яблоня. Я расту возле дома. Зимой я отдыхаю, а летом – на мне висят вкусные яблоки. Яблоки сочные, вкусные, сладкие, большие. Из них варят варенье, компот, делают яблочный сок. Меня поливают, удобряют, защищают от животных и гусениц.
Я – дед. Я человек. Я сильный, умный, хитрый, добрый. Я живу в доме. Выращиваю в огороде овощи и фрукты. Пасу козу, охраняю от врагов.
Я – бабка. Я – человек. Я скромная, хозяйственная, добросердечная, ответственная. Я пропалываю огород, дою козу, вяжу варежки из козьего пуха. Ещё я варю обеды, яблочное варенье, борщ из капусты.
Воспитатель: Как вы думаете, открыли мы замочек? (На слайде замочек с двери исчезает). Получаем сердечко.
Воспитатель: А теперь расставим наших персонажей для последнего испытания, потому как они помогут придумать сказку. И откроем последний замочек.
Согласование сюжета сказки с детьми.
Воспитатель корректирует – советует, как переставить предметы, чтобы получился сюжет.
Воспитатель: Интересно, как взаимосвязаны все предметы в нашем сюжете? Давайте протянем верёвочки от одного героя к другому.
- Как взаимосвязаны коза и морковь с капустой? Ответы детей
Дети протягивают верёвочку козы к овощам.
- А коза с забором? Ответы детей
Дети протягивают верёвочку от козы к забору и т. д.
- А забор с капустой и морковью?
- А морковь и капуста с дедом и бабкой?
- А дед с бабкой?
- Посмотрите, как все предметы взаимосвязаны между собой, какая паутина у нас получилась.
Воспитатель: Давайте подумаем, а может ли коза съесть капусту и морковь?
Дети: - Нет, потому что мешает забор. Дед охраняет огород.
Воспитатель: А что хитрая коза может придумать, чтобы пробраться в огород? (Варианты ответов).
- Как может помочь спасти урожай яблоня?
- А бабка?
- А дед?
- Что же объяснил дед козе, почему нельзя рвать капусте и морковь?
- А когда собирают урожай капусты и моркови?
- Что может пообещать дед козе?
- Скажите. Какой характер будет у козы?
- Мы видим, что мы составили сюжет замечательной сказки. Как мы её назовём? (Варианты ответов).
Воспитатель: Чтобы сочинить сказку, надо помнить, что в сказке есть начало, середина, где разворачивается сюжет и конец сказки. Используйте все слова, которые помогли нам узнать о предмете, какой он.
Составление сказки. 1- 2 человека
Дети составляют сказки.
Воспитатель: Ребята, стоит добавить какой-нибудь волшебный предмет, сказка станет волшебной и изменит свой сюжет.
- А теперь представьте, что в сказке могут появиться волшебные предметы. Какие?
Обратим внимание на замок.
Воспитатель: Вот мы открыли последний замок, в честь освобождения в замке устроили праздничный салют. А мы получили еще одно сердечко и если их правильно сложить, то получится МОЛОДЦЫ!
3. Заключительный этап.
Воспитатель: Вы и правда молодцы. А пока Королева Речь чистит своё королевство от ошибок, давайте вспомним, чем мы занимались, что вам понравилось больше всего, что вам запомнилось?
Пришла пора обратно через волшебное болото возвращаться в группу. (Кочки переворачиваются, на них слова СПАСИБО, БЛАГОДАРЮ, УМНИЦЫ, ОЧЕНЬ ПРИЗНАТЕЛЬНА).