Светлана Богуш
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Планета Земля у нас одна!»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область «Познавательное развитие»
Задачи:
• способствовать усвоению детьми знаний о факторах, влияющих на здоровье нашей планеты (загрязнение окружающей среды, вырубка лесов и т. д.);
• содействовать расширению представлений у дошкольников о других планетах Солнечной системы;
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Планета Земля у нас одна!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• совершенствовать конструктивные навыки, умение (умение пользоваться опорными схемами при строительстве конструкций);
• создавать условия для развития памяти, ассоциативного мышления (применение мнемотаблиц);
• поддерживать познавательный интерес у детей старшего дошкольного возраста.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи:
• совершенствовать коммуникативные навыки (умение договариваться в рамках своей микрогруппы из 3-5 человек, согласовывать свои мнения);
• в сотрудничестве с взрослыми и детьми добиваться поставленной цели;
• содействовать личностному развитию каждого ребенка.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Задачи:
• совершенствовать навыки симметричного и силуэтного вырезывания при создании космических объектов;
• содействовать развитию у детей чувства композиции - умения гармонично размещать детали на листе бумаги;
• обеспечить условия для совершенствования умения резать ножницами;
• способствовать развитию творческого воображения;
• создать условия для детского творческого самовыражения.
Образовательная область «Речевое развитие»
Задачи:
• способствовать развитию умения поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения (согласие/несогласие, используя все части речи;
• содействовать расширению и активизации словаря дошкольников за счет слов: Земля, Луна, Сатурн, космос, космический корабль, ракета, космонавт, катастрофа.
Образовательная область «Физическое развитие»
Задачи:
• содействовать формированию у детей представления о том, что сохраняя «здоровье» нашей планеты, они сохраняют и свое здоровье;
• совершенствовать мелкую моторику рук при вырезывании и наклеивании деталей для аппликации;
• создавать условия для развития двигательной активности дошкольников во время динамической паузы;
• закреплять правила безопасного использования ножниц, клея.
Предварительная работа
Материал:
• презентация на тему «Жизнь на Земле под угрозой»;
• схемы постройки космического корабля;
• напольный строитель;
• мнемотаблица «Сатурн», простые карандаши, рамки для мнемотаблиц;
• разрезные картинки «На Луне», раздаточный счетный материал «звездочки»;
• картон, цветная бумага, фольга, клей, ножницы, тонированный лист ватмана;
• изображения планет Солнечной системы, космических кораблей;
• Телевизор, ноутбук
С детьми проведены:
1. Беседы с детьми:
• «Земля – наш дом во Вселенной»;
• «Что такое Солнечная система?»;
• «Метеориты, кометы, астероиды»;
• «Первый космонавт Земли».
2. Конструирование «Космический корабль (звездолет, шаттл)».
3. Рисование пластилином «Путь к звездам».
4. Аппликация «Космический пейзаж».
5. Дидактические игры:
• «Найди лишнее»
• «Укрась слово»
• «Звук потерялся»
• «Разведчики»
• «Что изменилось?»
6. Строительная игра «Космодром».
7. Сюжетно-ролевая игра «Космонавты».
8. Просмотр мультфильмов, видеофильмов и презентаций на тему «Космос».
9. Видеоигра (для планшета) «Космическое путешествие»
10. Чтение:
• К. Булычев «Тайна третей планеты»
• В. Медведев «Звездолет «Брунька»
• В. Бороздин «Первый в космосе», «Звездолетчики»
• А. Леонов «Шаги над планетой»
11. Оформление выставки книг о космосе.
12. Рассматривание тематического иллюстративного материала.
13. Составление рассказов фантастического характера.
14. Работа с мнемотаблицами.
В НОД использованы методические приемы: показ, рассматривание, использование наглядности, сюрпризный момент, объяснение воспитателя, беседа, игра, упражнения детей, проблемная игровая ситуация, индивидуальная работа, анализ.
Ход совместной деятельности
1 часть Групповой сбор – погружение в проблему
(дети сидят в круге)
Воспитатель: Ребята, сегодня на электронный адрес нашего детского сада пришло письмо от наших космонавтов, находящихся на орбите нашей планеты Земля.
(Демонстрация слайда №1 презентации «Жизнь на Земле под угрозой» - вид планеты Земля из космоса)
Воспитатель: Земля – это планета, на которой мы живем. Из космоса она выглядит как прекрасный голубой шар. Большая часть Земли покрыта голубой водой огромных океанов. Белые пятна – это облака, снег и лед. Суша – это большие пространства зелено-коричневого цвета, покрытые почвой и камнем.
Земля – это единственная известная нам обитаемая планета. Люди, животные и растения могут жить на Земле потому, что она не слишком горячая и не слишком холодная. На ней есть вода для питья и воздух для дыхания.
(Демонстрация слайда №2 – изображение космонавтов у иллюминатора ракеты)
Воспитатель: Космонавты, наблюдающие за нашей планетой из космоса, сообщили, что жизнь на Земле может стать невозможной. А вот почему, мы сейчас узнаем.
(Демонстрация слайдов №3-11 – изображения разных способов загрязнения окружающей среды)
Вопросы к презентации:
- Что способствует загрязнению воздуха? [ Дети: «Дым из труб заводов, выхлопные газы автомобилей».]
- Что приводит к загрязнению водоемов? [ Дети: «Сточные воды, мусор».]
- Что вредит почве? [ Дети: «Свалки мусора, загрязненная вода».]
Воспитатель: Действительно, на нашей планете может произойти глобальная катастрофа. На Земле не останется ни одного живого существа. Я предлагаю вам отправиться в космос и узнать, возможна ли жизнь на других планетах Солнечной системы. Как же можно добраться до этих планет? [ Дети: «Построить космический корабль».] Для постройки корабля мы используем напольный строитель и схемы вариантов построек. (Напольный строитель находится в центре круга)
Когда ракета мчится по безбрежным космическим просторам, в иллюминаторах открывается волшебный вид. Помогут нам его увидеть те, кто выполнит совместную аппликацию «Полет в космос». Я предлагаю вам пофантазировать о том, на каких космических аппаратах можно полететь в космос и к каким планетам. Но придумать космический корабль дело непростое. Поэтому на столе будут иллюстрации и схемы различных космических объектов.
Наш корабль пролетит мимо Луны. Чтобы узнать, есть ли жизнь на Луне, нужно сложить огромный паззл, решив правильно примеры на обратной стороне каждой детали. Решаем пример, ищем в таблице ответ такого же цвета, что и пример, кладем деталь в ячейку обратной стороной. Как только паззл будет собран, приклеиваем части мозаики. (Воспитатель показывает все на одной части мозаики.)
Дальше мы попробуем с вами отгадать есть ли жизнь на одной из планет Солнечной системы. Для этого потребуется расшифровать мнемотаблицу. (Демонстрация мнемотаблицы «Сатурн»)
Самое главное – вы самостоятельно выбираете то, что захотите сделать. Но количество участников ограничено, оно показано карточкой с числом.
Сейчас отправляемся в космос.
(Проводится динамическая пауза «Ждут нас быстрые ракеты», в конце которой дети приступают к работе.)
2 часть Самостоятельная работа детей
(Помощник воспитателя оказывает посильную помощь в случае затруднения детей)
1 задание «Постройка космического корабля по схеме из напольного строителя».
На полу: напольный строитель, схемы вариантов построек космических кораблей.
(Дети, предварительно обсудив и выбрав понравившийся вариант, приступают к постройке)
2 задание «Мнемотаблица Сатурн».
(Задание вместе с детьми выполняет воспитатель)
На столе: рамки для мнемотаблиц по количеству детей, простые карандаши.
Итак, в космосе есть много самых разных звезд. Вокруг многих из них вращаются планеты. Может быть, на этих планетах тоже есть живые существа, как и на Земле. Но чтобы жизнь стала возможна, планеты должны быть не слишком горячими, но и не слишком холодными. На них обязательно должны быть атмосфера и вода. Сейчас мы с вами попробуем определить, на какую планету мы с вами попали и возможна ли на ней жизнь. Перед вами зашифрованное название планеты с информацией о ней. Мы должны ее расшифровать, по памяти заполнить пустые таблицы и эту информацию отправить.
(Демонстрация мнемотаблицы «Сатурн»)
- Ребята, как вы думаете, что означает знак, расположенный в верхнем левом углу? [ Дети: «Шестая от Солнца».]
- Какой знак находится в первой строке второго столбца? [ Дети: «Цифра 2 и линейка».]
- Что этот знак может обозначать? [ Дети: «Вторая по размеру, величине».]
- Значит, эта планета находится на 6 месте от Солнца и является второй по размеру. Что вы видите в первой строке третьего столбца? [ Дети: «Круг».]
- Что этот знак обозначает? [ Дети: «Планета, форма круглая».]
- Что находится во второй строке первого столбца? [ Дети: «Кольцо».]
- У зашифрованной планеты есть кольцо. Какой знак находится во второй строке второго столбца? [ Дети: «Лед».]
- Это значит, что кольцо этой планеты состоит из частичек льда.
- Какой знак расположен во второй строке третьего столбца? [ Дети: «Нос, зажатый прищепкой».] Что может означать этот знак? [ Дети: «нельзя дышать».]
- Что обозначает знак, расположенный в третьей строке первого столбца? [ Дети: «Можно увидеть невооруженным глазом, без специальных приборов».]
- Следующий знак, который распложен в третьей строке второго столбца, называется серп – это символ зашифрованной планеты, т. к. ее назвали в честь римского бога земледелия.
- Какой знак в последней клеточке? [ Дети: «Буква «С».]
- Это значит, что ее название начинается с этой буквы. Догадались, какая планета здесь зашифрована? [ Дети: «Да. Сатурн».] Молодцы!
- Кто сможет составить рассказ об этой планете? [ Дети: «Эта планета находится на шестом месте от Солнца, вторая по размеру и имеет круглую форму. Вокруг планеты кольцо, состоящее из частичек льда. На этой планете невозможно дышать. Символ этой планеты серп. Называется она Сатурн. ]
- Сейчас я уберу таблицу, а вы по памяти заполните пустые клеточки. (Дети заполняют мнемотаблицу.)
3 стол. Коллективная аппликация «Полет в космос»
На столе: тематический иллюстрационный материал, схемы изготовления различных космических объектов, цветная бумага, фольга, клей, ножницы, тонированный различными оттенками черного и синего цветов лист ватмана.
(Дети приступают к совместной работе, результатом которой будет коллективная аппликация)
4 стол. Разрезные картинки «На луне»
На столе: лист бумаги с начерченной таблицей, в ячейках которой написаны числа от 1 до 10 (ответы примеров) четырех цветов, набор карточек с одной стороны которых часть изображения лунной поверхности, с другой – примеры на сложение и вычитание в пределах 10 (одна карточка – один пример, клей-карандаш по количеству детей, счетный материал – маленькие звездочки.
(Дети самостоятельно выполняют работу, в случае затруднения при решении примеров, пользуются счетным материалом)
3 часть Итоговый групповой сбор
(Дети берут выполненные задания и садятся в круг, в центре которого построенный по схеме космический корабль)
Воспитатель: Посмотрите, какой замечательный космический корабль у нас появился. Кто же его построил? Как? (Дети рассказывают о постройке корабля)
Воспитатель: А что можно увидеть в иллюминаторе нашей ракеты, летящей в космосе. Ребята, расскажите о своем космическом пейзаже. (Дети рассказывают, о том какие космические объекты они изобразили на коллаже.)
Воспитатель: Наше космическое судно пролетало мимо спутника Земли. В телескоп мы рассмотрели поверхность Луны и увидели что? Кто расскажет? Что нам расскажет собранный вами паззл? (Дети рассказывают, что на полученной картине изображены астронавты на поверхности спутника.)
Что надето на головах астронавтах? [ Дети: «Скафандры».] Почему? [ Дети: «На Луне нет атмосферы, на ней нечем дышать.»] Можно ли жить на Луне? [ Дети: «Нет. .»]
Наш корабль долетел до одной из самых дальних планет Солнечной системы. До какой? Нам расскажут дети, у которых в руках мнемотаблицы. (Дети по мнемотаблице рассказывают о Сатурне)
Воспитатель: И на Сатурне жить нельзя. А может на других планетах Солнечной системы есть жизнь. [ Дети: «Нет, только на Земле».]
Воспитатель: Наш корабль вернулся домой, на родную планету. Как же нам уберечь ее от гибели. [ Дети: «Не загрязнять водоемы, не устраивать свалки, не портить леса…».]
Воспитатель: И тогда наша планета будет здорова. Она у нас одна!