ОЛЬГА ТЕСЛЯ
Конспект открытого занятия «Знакомство с русской народной деревянной игрушкой-свистулькой, роспись птички свистульки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить с русской народной игрушкой – свистулькой. Учить детей на силуэте птички строить нарядный узор при помощи чередования цветовых пятен, упражнять в передаче элементами декоративного узора точек, мазков, волнистых линий. Учить правильно, держать кисть, регулировать силу нажима, осуществлять последовательность операций.
Задачи:
Публикация «Конспект открытого занятия „Знакомство с русской народной деревянной игрушкой-свистулькой, роспись птички свистульки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Открытые занятия. Конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы, птички. Рисование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Образовательные: Познакомить с деревянной народной игрушкой – свистулькой. Познакомить детей с особенностями духовых музыкальных инструментов. Закрепить навыки аккуратного рисования. Подводить к образной оценке готовых работ.
Развивающие: Развивать ретроспективный взгляд на происхождение духовых музыкальных инструментов. Развивать умение определять духовые музыкальные инструменты по звучанию на слух. Продолжать развивать умение создавать узоры из готовых элементов. Развивать слух, творчество, чувство ритма в узоре, мелкую моторику.
Воспитательные: Формировать основы уважительного отношения к русской культуре, осознание национальной принадлежности; Развивать этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе.
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Оборудование:
Матрешки, деревянные игрушки, деревянные свистульки, гуашь, баночки с водой, 2 кисточки, салфетки, картинки птичек – свистулек 8 наборов, аудиозапись с птичьими голосами «Вечер в лесу».
1. Организационный момент. (Дети сидят на ковре полукругом).
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. А мы гостям всегда рады, какими словами мы встречаем гостей? Дети: Здравствуйте.
2. Вводная часть. (На столе стоят разнообразные деревянные игрушки)
Воспитатель: Отгадайте загадку: Мы хотя и небольшие, но такие славные: Все цветами расписные, а одна – за главную. Есть средь нас и крошки. Кто же мы? Дети. Матрешки. (Показ матрешки)
Воспитатель: Что еще вы видите на столе? (ответы детей)
Воспитатель: Из чего сделаны все эти предметы? (из дерева)
Воспитатель: Как, одним словом мы можем назвать эти предметы?
(спрашиваю несколько детей поименно) Дети: Деревянные игрушки.
Воспитатель: Какие еще деревянные игрушки вы знаете? (ответы детей)
Воспитатель: Какие деревянные игрушки есть у нас в группе? (отв. детей)
3. Знакомство с русской народной деревянной игрушкой – свистулькой.
Воспитатель: Послушайте еще одну загадку:
Очень весело поет, если дунете в нее, ДУ-ДУ, ДУ-ДУ.
ДА-ДА-ДА, вот так поет она всегда.
Не палочка, не трубочка, а что же это? Дети: Дудочка.
Воспитатель: Это дудочка. Дудочка, это какой музыкальный инструмент? Дети: Духовой.
Воспитатель: Какие еще духовые музыкальные инструменты вы знаете? Дети: Флейта, саксофон, тромбон, труба.
Воспитатель: Почему эти инструменты получили название «духовые»?
(Ответы детей) (спрашиваю нескольких детей, как они думают).
Воспитатель: Правильно, чтобы получить звук, в эти инструменты надо дуть. Именно по - этому они называются духовыми.
Вы слышали про такой музыкальный инструмент свистулька? (ответы детей).
Воспитатель: Свистулька — древнейший Русский народный духовой музыкальный инструмент. Появилась она очень-очень давно. Наши дальние предки использовали свистульку, как магический инструмент, чтобы вызывать в летнюю засуху и жару долгожданный дождь. В наше время, свистульки из серьезных магических инструментов превратились в детскую забавную игрушку. Свистульки можно услышать и в современных народных музыкальных коллективах.
Воспитатель: Посмотрите, какие разнообразные свистульки. Показываю свистульки на картинках (птички, животные, матрешки)
Воспитатель: Послушайте, как звучат свистульки.
Воспитатель: Маша (Аня, Адем и т. д.) попробуй подуть в свистульку.
Воспитатель: Какой замечательный оркестр у нас с вами получился!
Воспитатель: Как вы думаете, почему свистульку называют духовым инструментом?
Дети: Потому, что в нее надо дуть (спрашиваю нескольких детей, как они думают).
4. Физминутка.
Воспитатель: Сейчас мы с вами выполним упражнение «Лебедушка».
Вдоль по реченьке лебедушка плывет. Выше бережка головушку несет. (прошу проговаривать слова вместе со Белым крылышком помахивает, На цветы водичку стряхивает. мной)
Воспитатель: А сейчас, я вас всех приглашаю в нашу художественную мастерскую. Берем стульчики и садимся за столы. Сели все ровно, красиво, спинки выпрямили.
5. Обобщенное обследование.
Воспитатель: Теперь давайте рассмотрим свистульки. В форме кого они сделаны? (ответы детей)
Воспитатель: Какую форму имеет голова? Дети: Форму круга.
Воспитатель: Какую форму имеет туловище свистульки? Дети: Форму овала.
Воспитатель: Правильно ребята! А где у нее хвост? Дети: Там, где отверстие, куда нужно дуть.
Воспитатель: Посмотрите на роспись свистульки. Какие узоры, элементы росписи вы видите вот на этой птичке? (Ответы детей)
Воспитатель: А на этой? (Ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите, хвост у нее раскрашен? (нет)
Воспитатель: Какие цвета здесь использованы? (Ответы детей)
Воспитатель: Каким способом мы можем нарисовать цветок? Дети: Примакиванием.
Воспитатель: Каким способом мы можем нарисовать точки и круги? Дети: Тычком.
Воспитатель: Как вы думаете, какую часть птички мы не будем расписывать? (хвост)
С какой части птички лучше всего начать роспись? (ответы детей) Лучше всего начать роспись с туловища, потом лапки, потом голову. Держать птичку удобнее так : большим пальцем под лапки, указательным сверху головы, возьмите птичку в руки, попробуйте; или за хвост, попробуйте.
Воспитатель: Как вы думаете, почему у вас на столе 2 кисточки? (Одна для рисования крупных элементов, другая - для мелких)
Воспитатель: Перед вами лежат картинки, на них вы видите несколько образцов росписи птичек – свистулек. Рассмотрите их и выберите себе ту картинку, которая вам больше всего понравилась.
Ребята, у каждого из вас на столе есть птичка – свистулька.
Посмотрите на них, какие они? (Белые, скучные, не расписанные)
Воспитатель: Давайте распишем наших птичек по тому образцу, который вы выбрали. У вас у каждого только одна птичка, поэтому расписывать свою птичку надо аккуратно.
Пальчиковая гимнастика.
Воспитатель: Но перед тем, как приступить к росписи своей птички, давайте разомнем свои пальчики, мы сделаем гимнастику для пальчиков, называется она «Птичья гимнастика».
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек стайка. Хлопки
Эта птичка соловей
Эта птичка воробей
Эта птичка совушка,
Сонная головушка
Эта птичка - свиристель,
Эта птичка - коростель,
Эта птичка - скворушка,
Серенькое пёрышко.
Эта - зяблик, эта - стриж.
Эта - развесёлый чиж.
Ну а эта - злой орлан, Поочередное поглаживание всех пальчиков
(прошу проговаривать слова вместе со мной)
Птички, птички, по домам! Пальчики прячутся в кулак
6. Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель: Приступайте. Кисточку возьмите правильно. (2 кисточки у каждого)
Звучит аудиозапись с птичьими голосами «Вечер в лесу».
7. Итог. Анализ работ:
Воспитатель: Посмотрите, какие чудесные птички-свистульки у вас получились!
Какие цвета для росписи ты использовал?
Какими приемами рисования ты пользовался? (спрашиваю несколько детей)
Воспитатель: С какой деревянной игрушкой вы сегодня познакомились?
(Русской народной игрушкой - свистулькой).
Вы сегодня не только узнали много нового об этих игрушках-забавах, но и научились их расписывать. Давайте организуем выставку и покажем ваши работы родителям. Я думаю, что им это очень понравится. Теперь приводим в порядок свои рабочие места.