Вера Кареева
Мастер-класс для воспитателей «Знакомство детей дошкольного возраста с Торжокской народной игрушкой»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мастер – класс» Кареевой В. Д, воспитателя МБДОУ, детский сад №17 п. Де–Кастри
Ульчского района, Хабаровского края. Тема: «Знакомство детей дошкольного возраста с Торжокской народной игрушкой, лепка с воспитателями игрушки лебедушки».
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Знакомство детей дошкольного возраста с Торжокской народной игрушкой“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
Ознакомление дошкольников с народным декоративно – прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Педагог не только дает детям определенный объем знаний, но и учит их видеть и понимать красоту окружающего мира предметов, воспитывает уважение к труду народных мастеров, знакомит стехнологией и декоративными особенностями изделий.
Начинать эту работу необходимо с составления перспективного плана по всем возрастным группам. При этом надо определить наличие предметов. в данном случае, изделий Торжокских мастеров, определить их подлинность. Если в наличии таковых не имеется значит необходимо определиться и иллюстративным материалом. Это могут быть (фотографии и иллюстрации из журналов, художественных альбомов; «детские альбомы по знакомству с народной игрушкой», книжки – раскраски, материалы интернет сайт: «Новоторжская игрушка – «Город Мастеров», и подобрать художественный материал (это может быть глина или пластилин).
Цикл занятий по ознакомлению с предметами декоративно – прикладного искусства, с народной игрушкой, состоит из трех этапов:
1) Знакомство с историей промысла Торжокской народной игрушки с особенностью возникновения, лепки и росписи. Игрушки лепятся из целого куска глины – овоида, яйцевидной или грушевидной формы и украшаются налепами (бусинками, капельками, горошинками разнообразной величины, хорошенько просушиваются и обжигаются в печи. А уже потом расписываются яркими эмалевыми красками (мазочками, кружочками и точками различной величины). Для особенной красоты и прочности игрушки покрываются лаком.
Для работы с детьми младшего дошкольного возраста (младшей и средней группы) рекомендуется использовать игрушки наиболее легких форм («уточки», птички – невелички) .
2)Углубление знаний о промысле, знакомство с более сложными, интересными, выразительными по пластике и художественной росписи, выделение и исполнение более сложных элементов росписи (сочетания элементов узора, колорит, композицию). С этой целью в старшем дошкольном возрасте рекомендуется использовать более сложные в художественном исполнении игрушки, такие как («петушки и курочки», «коняшки, барашки, олешки» и т. д.)
В подготовительной к школе группе («Чудо - птицы», «Красавцы - павлины», «Павушки», «куропаточки», «Сирин - птица»» или «Финист - ясный Сокол», «русалочки», «чудо -рыбы», «Величественные «сфинксы» и т. д. При этом задача воспитателя – научить дошкольников рассматривать изделия народных мастеров так, чтобы они затем могли самостоятельно выделять средства выразительности любого произведения народных мастеров. Для этого используется прием сравнения, который не только повышает уровень восприятия, но и подводит детей к пониманию общих закономерностей декоративного искусства, его традиций и средств выразительности, что позволяет использовать их, как некий алгоритм. Например, в начале года воспитатель познакомив детей с Торжокской игрушкой, изображающих птиц через некоторое время, знакомя детей с «Дымковскими игрушками и тоже птицами( «курочками», «петухами» и «индюками», сравнивают их, выделяя сходства и различие.
3) Творческое использование полученных знаний, умений и навыков не только на занятиях художественно – эстетического цикла, но и в других видах непосредственно -- образовательной деятельности, тематических праздниках и развлечениях, народно – обрядовых праздниках, тематических итоговых занятиях, в выставках художественного творчества, в коллективных работах детей (в декоративной аппликации из бумаги, в лепки и рисовании, в оформлении групповых комнат, музыкального зала и других мероприятий; в совместной и самостоятельной художественно – продуктивной деятельности детей). Так, например, планируя цикл занятий по знакомству с Торжокской народной игрушкой следует предусмотреть лепку «Утицы», коллективное творчество детей в исполнении художественной выставки – диорамы «В осеннем лесу», «Осеннем пруду» (с использованием природного и бросового материала, сюжетное рисование в подгруппах и индивидуально «Осеннего пейзажа», зверушек.
В старшем дошкольном возрасте лепка игрушек «Чудо - птица», «Сирин – птица», «Финист – Ясный Сокол» следует предусмотреть в руководстве непосредственной образовательной деятельности: «сказочную тематику» в совместной художественно -- продуктивной деятельности педагога и детей, коллективную оформительскую деятельность детей к организации театрально -- игровой, познавательно – речевой деятельности, праздников и развлечений, работу с родителями. Такой интегрированный творческий подход несомненно окажет благотворное влияние на художественно - эстетическое развитие детей, воспитание интереса и любви к русской народной культуре, литературе, музыке, играм и танцам; нравственно - эстетических и патриотических чувств детей.
Используемая литература:
М, просвещение, 1984г. ; «Как мы используем торжокскую игрушку на занятиях лепкой»,
ж. «Дошкольное воспитание», № 2 – 1984г, Чумаринова Т; «Хранители традиций народной игрушки» Л. Берсенева, ж. «Дошкольное воспитание», № 8-2007г. ; «Радость творчества» народное искусство в работе дошкольниками» Соломенникова О. Ж. «Дошкольное воспитание», № 1 – 2005г; «Ознакомление с народным декоративно – прикладным искусством», Грибовская А. А. Ж. «Дошкольное воспитание» № 6 – 2006г., Е. С. Сидоровская. «Новоторжская глиняная народная игрушка», материалы интернет сайта: «Страна Мастеров»; «Поющая керамика» Баринова Н. Е. ; «Торжок – моя малая родина». Конспект НОД Тема: «Беседа о Торжокской игрушке» в старшей группа (итоговая). МБДОУ детский сад №11 г; Торжок, Николаева Любовь Анатольевна.
Отзывы педагогов о проведении «Мастер – класс» Кареевой Веры Дорофеевны
, воспитателя МБДОУ детский сад №17 п. Де – Кастри, 20 мая 2015г.
Приложение к мастер классу «Торжокские игрушки» выполнены автором.