Вера Кареева
Конспект открытого занятия по знакомству с торжокской народной глиняной игрушкой для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
«Знакомство с Торжокской народной глиняной игрушкой»
.
Воспитатель второй категории
Кареева Вера Дорофеевна, МБДОУ детский сад №17
п. Де-Кастри, Ульчского района, Хабаровского края, 2015г.
Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями русского народного-декоративно прикладного искусства, с Торжокской народной глиняной игрушкой. Развивать интерес к историческим, традиционным, художественным особенностям промысла.
Публикация «Конспект открытого занятия по знакомству с торжокской народной глиняной игрушкой для детей средней группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Открытые занятия. Конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2015
Задачи: 1. Показать художественные особенности, средства выразительности
Торжокской народной глиняной игрушки и художественной пластики:
игрушки лепятся из красной глины, из целого куска создается основа игрушки – овоид, вытягивая отдельные ее части и детали, дополняя налепами: капельками, горошинками, маленькими бусинками. Расписывают игрушки кружочками, мазками, точками; используя в росписи яркие тона красок.
2. Развивать интерес к русским народным Торжокским глиняным игрушкам, к организации группового «Мини – музея» художественного народного творчества его просветительской и культурной миссии.
3. Продолжать воспитывать эстетическое восприятие и чувства прекрасного, желание создавать это прекрасное своими руками.
4. Обогащать и активизировать словарь детей : православные церкви, служба, ярмарка, трели, жилища, фон, гимназия, здание «Управы», традиции, округа, забава, игрища, преподаватель, колледж, археологи, архивы, процесс, музеи, именитые купцы, мастерицы, гончар, овоид, налепы, запамятовала.
Предварительная работа: Пение песенки «Ай, да березка», знакомство с подвижной русской народной игрой «Гуси, вы гуси», разучивание сценки «Раз у нашего Степана.» -- участники девочка и мальчик; подвижная игра «Отыщи кота в сметане», беседа на тему: «Что мы знаем о музеях, какие бывают музеи?»; рассказывание сказки «Кот в сапогах» братьев Гримм, русской народной сказки «Кот, петух и лиса», разучивание русской народной песенки «Жили у бабуси два веселых гуся».
Материал и оборудование: Фотографии Торжокской народной глиняной игрушки, выполненные народной художницей Г А Климовской; портрет художницы, фотографии города Торжка его исторической части, старинной горшечной мастерской, работы народного мастера, и современные игрушки - «утицы» из Торжокской мастерской глиняных изделий (в оригинале -- 3шт.) Игрушки, выполненные мною из пластилина, Кареевой В Д («Лебедушка», «Гуси-лебеди», «Котик», «Утица»; «Бабушка» из кукольного театра «Би-ба-бо», сюжетная игрушка «Котик – братик», аудио запись русской народной плясовой мелодии.
1 часть. Вводная – вызов (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации).
(дети сидят на стульчиках полукругом, перед ними стол с Торжокскими игрушками, звучит один куплет русской народной песни : «- Дети, вам нравятся эти игрушки? Какие они?
Хотите, я вас с ними познакомлю? Тогда слушайте.
2 часть. Основная – (Осмысление, получение новых знаний). Когда-то давным-давно, примерно десять веков назад недалеко от Москвы, был построен небольшой город Мастеров. И назвали его Торжок, от слова торг, торговать. Посмотрите, какие старинные здания и "Управы города", водонапорная башня, и железнодорожный вокзал сохранились до наших дней ( воспитатель показывает фотографии: «Общий фон города», здание "Управы", железнодорожный вокзал и «Торжокской гимназии» на берегу реки Тверь.
В городе Торжке жили и работали мастеровые люди – гончары, которые лепили из глины разную посуду : глиняные горшки, миски, чашки, кружки, подносы кувшины для кваса «квасники» (воспитатель показывает фотографию гончарной мастерской, а также красивые, яркие, необычные глиняные игрушки - свистульки; и продавали их на больших воскресных базарах, традиционных народных весенних праздниках, ярмарках «Свистунья», «Праздниках урожая», «Рождественских праздниках»; куда приезжали люди со всей округи.
Игрушки покупали очень охотно малышам на забаву, а взрослые украшали ими свои жилища. А,вы, хотели бы украсить свое жилище своими игрушками? Покупали свистульки: птичек – невеличек, гусей – лебедей, совушек, медведей, глухарей, коняшек, барашек и т. д. Что и говорить,- игрушки свистульки выдавали трели на все голоса: от тончайшего соловьиного заливистого пения до медвежьего рыкания и совиного уханья! Девушки и молодые ребята заводили хороводы, песни, пляски, частушки, веселые игрища под балалайку и разухабистую русскую гармонь. А мастерицы на все лады расхваливали свой товар:
«Всяк на свой лад», а заодно секреты мастерства подсматривали, опытом делились друг с другом. Приезжали на эти ярмарки и именитые купцы, они покупали игрушки в большом количестве и увозили их продавать далеко в заморские страны по всему белому свету.
Вот и пошла гулять слава о Торжокской игрушке по всему миру. Однако со временем традиции изготовления Торжокской игрушки утратились. Люди стали забывать секреты мастерства. И только в 1970 году Галина Алексеевна Климовская – преподаватель педагогического колледжа г. Торжка буквально возродила этот промысел. Она изучала записи в архивах, библиотеках и музеях Москвы, Нижнего Новгорода, Рязани и других старорусских городах; посещала старых мастеров, которые еще долго сохраняли секреты игрушки. И по глиняному осколочку, который ей достался от археологов, восстановила весь процесс изготовления игрушек. (Показ фотографий народной художницы). Торжокская игрушка стала делом всей ее жизни и моей тоже, как оказалось в дальнейшем.
Однажды прочитав статью в ж. «Советская женщина» в 1980 году, я влюбилась в эту прекрасную игрушку раз и навсегда. Обратите внимание, - это «Уточки» (показ игрушек). «Утицы»» - так любовно называли их народные мастерицы в художественной мастерской, которую организовала Г А Климовская, благо мастерства местным умелицам было не занимать, да и красной глины по овражкам и пригорочкам было полным – полно.
Из целого кусочка глины делали основу игрушки – овоид, вытягивая отдельные ее части, например, ( воспитатель показывает птицу: уточку, лебедушку, голубку, глухаря, шейку, головку и хвостик, придавая им определенное положение шейки, головки. А уже затем украшали разнообразными налепами: капельками, горошинками, бусинками, рыбок – чешуйками. Мастерицы сушили, обжигали и расписывали игрушки. Краски брали яркие, сочные, красивые. Какие цвета красок использовали народные мастерицы для росписи своих игрушек? Посмотрим, какого цвета красок больше всего в этих игрушках?
Игрушки, сделанные руками Торжокских мастериц пользуются большой популярностью. В магазинах - сувенирах их очень быстро раскупают. Этих уточек я купила 15 лет назад и до сих пор берегу и храню их с особенным теплом и любовью.
(Воспитатель показывает игрушку «Лебедушку»)
- «Вдоль по реченьке лебедушка плывет,
Выше бережка головушку несет.
Белым крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает».
- Кто это? Что делает лебедушка? Дети, вам нравится «лебедушка»? И мне она тоже очень нравится. «Лебедушка, действительно, необыкновенно прекрасная игрушка.
Послушайте кто – то громко разговаривает?
«У меня не усы, а усища, не глаза, а глазищи.
Если только захочу зверя в мышку превращу!»
Кто это может быть, посмотрим, кто же такой грозный? «Вот он я, разве, вы, не видите?», (воспитатель незаметно вносит игрушку «Маленького кота»,- теперь мы видим, покажись – ка нам, дружок. Да ты не такой уж грозный и большой, а совсем еще маленький. Дети, из какой сказки он к нам пришел? А почему он такой маленький, кто уже догадался? (Потому что он съел маленькую мышку.) Да он, однако, еще и маленький проказник. Лиза и Леня расскажут вам забавную историю, которая произошла с котиком.
Сценка: «Раз у нашего Степана» участники Лиза Б и Леня.
Раз у нашего Степана караулил кот сметану,
А пока настал обед - кот сидит, сметаны нет!
(воспитатель обращается к детям)
Помогите – ка, Степану отыскать кота в сметане?
Подвижная игра: «Отыщем кота в сметане» (дети вместе с педагогом пытаются отыскать «Торжокского котика» под столом, в шкафу, в «магазине», в игровом уголке находят маленького котика и его братика - «Большого кота». Он сидит в кресле в «спит», сердито
кричит МяУ, МяУ, МяУ! просыпается и бежит за детьми, с «Котом», а они убегают на стульчики в «Дом» игра повторяется 1-2 раза).
- Дети, слышите, кто – то плачет. Ой, да это бабушка:
Ой, горе мне горе,- пропал гусенок – да самый лучший, да самый больший!
Не печалься, бабусечка, мы поможем тебе отыскать гусенка. Да самого лучшего, да самого большего! Дети спросим у тех гусей, которые плавают на лесном озере (дети имитируют плавательные движения гусей). Проводится игра «Гуси, вы гуси»
Воспитатель: «Гуси вы. гуси, красные лапки!
Где вы бывали? Что вы видали?
Дети: - Мы видали волка: унес он гусенка,
Да самого лучшего, да самого большего!
(в роли «Серого волка» выступает воспитатель)
«Волк» «Я серый волк – зубами щелк, У леса на опушке,
Живу в лесной избушке.
Люблю я лакомиться гусятками,
Утятками, да малыми ребятками!
Ры-ы. ры-ы. ры-ы!
Воспитатель: - Гуси, вы гуси, красные лапки!
Щипите, вы волка! Ищите гусенка!
(Дети догоняют «волка» и щипят его легонько, машут руками и кричат: Га-а! Га-а! Га-а)
«Волк» - Детушки, простите! Малые, не шалите!
Возвращаю вам гусенка,
Да самого лучшего! Да самого большего!
Буду вежливым, воспитанным,
И в меру упитанным!
Обещаю, обещаю малышей не обижать!
Бабушек и дедушек – всегда уважать!
(Стихотворение «Я серый волк» написала Кареева В. Д.)
Дети, скажите, каким стал серый волк – зубами щелк? Дети, давайте спросим у бабушки, а того ли мы гусенка ей вернули. Бабушка, а того ли гусенка тебе вернули? (Воспитатель показывает «бабушке и детям гусенка и рассказывает стихотворение)
«Мой гусенок,- это да
Полюбуйтесь – ка, друзья!
У него походочка,
Как в море лодочка!
Хвостик долотцом!
Шапочка с пером!
На груди звезда.
А во лбу заря! Знают взрослые и дети,
Он милее всех на свете!
(Стихотворение «Мой гусенок» написала Кареева В. Д.)
Воспитатель с детьми рассматривают гусенка: Как украшены крылышки? Хвостик? (ответы детей). Значит, мы ничего не перепутали? Возвращаем, бабулечка, тебе гусенка.
«Да самого лучшего, да самого большего».
3 часть. Заключительная – рефлексия (осмысление, рождение новых знаний).
- Дети, что нового, вы, узнали сегодня? Кто знает, почему они так называются? Из чего лепили игрушки? Вам нравятся Торжокские игрушки? Вспомним, как называется город, в котором лепили такие прекрасные игрушки? Как лепили Торжокские игрушки? Как называются украшения игрушек? Какие налепы, вы, знаете? Из какой сказки приходил к нам котик? А еще, в каких сказках живет котик? Кто украл гусенка? Каким стал волк? (воспитатель рассказывает стихотворение) :
«Глиняные все игрушки,
Простой казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор!
Под ваши веселые звонкие пляски,
Они оживают, как будто бы в сказке!
Дети, эти игрушки останутся у нас в группе в «Музее народного творчества» приглашаем всех к нам в гости. Вместе с нами полюбоваться необыкновенной красотой, фантастичностью Торжокских игрушек. А сейчас можно посвистеть. У нас «уточки» замечательные свистульки. Не забывайте, что с игрушками нужно обращаться осторожно, так как они очень хрупкие и могут поломаться.