МААМ-картинки

Конспект открытого занятия по знакомству с торжокской народной глиняной игрушкой для детей средней группы

Вера Кареева
Конспект открытого занятия по знакомству с торжокской народной глиняной игрушкой для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы

«Знакомство с Торжокской народной глиняной игрушкой»

.

Воспитатель второй категории

Кареева Вера Дорофеевна, МБДОУ детский сад №17

п. Де-Кастри, Ульчского района, Хабаровского края, 2015г.

Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями русского народного-декоративно прикладного искусства, с Торжокской народной глиняной игрушкой. Развивать интерес к историческим, традиционным, художественным особенностям промысла.

Публикация «Конспект открытого занятия по знакомству с торжокской народной глиняной игрушкой для детей средней группы» размещена в разделах

Задачи: 1. Показать художественные особенности, средства выразительности

Торжокской народной глиняной игрушки и художественной пластики:

игрушки лепятся из красной глины, из целого куска создается основа игрушки – овоид, вытягивая отдельные ее части и детали, дополняя налепами: капельками, горошинками, маленькими бусинками. Расписывают игрушки кружочками, мазками, точками; используя в росписи яркие тона красок.

2. Развивать интерес к русским народным Торжокским глиняным игрушкам, к организации группового «Мини – музея» художественного народного творчества его просветительской и культурной миссии.

3. Продолжать воспитывать эстетическое восприятие и чувства прекрасного, желание создавать это прекрасное своими руками.

4. Обогащать и активизировать словарь детей : православные церкви, служба, ярмарка, трели, жилища, фон, гимназия, здание «Управы», традиции, округа, забава, игрища, преподаватель, колледж, археологи, архивы, процесс, музеи, именитые купцы, мастерицы, гончар, овоид, налепы, запамятовала.

Предварительная работа: Пение песенки «Ай, да березка», знакомство с подвижной русской народной игрой «Гуси, вы гуси», разучивание сценки «Раз у нашего Степана.» -- участники девочка и мальчик; подвижная игра «Отыщи кота в сметане», беседа на тему: «Что мы знаем о музеях, какие бывают музеи?»; рассказывание сказки «Кот в сапогах» братьев Гримм, русской народной сказки «Кот, петух и лиса», разучивание русской народной песенки «Жили у бабуси два веселых гуся».

Материал и оборудование: Фотографии Торжокской народной глиняной игрушки, выполненные народной художницей Г А Климовской; портрет художницы, фотографии города Торжка его исторической части, старинной горшечной мастерской, работы народного мастера, и современные игрушки - «утицы» из Торжокской мастерской глиняных изделий (в оригинале -- 3шт.) Игрушки, выполненные мною из пластилина, Кареевой В Д («Лебедушка», «Гуси-лебеди», «Котик», «Утица»; «Бабушка» из кукольного театра «Би-ба-бо», сюжетная игрушка «Котик – братик», аудио запись русской народной плясовой мелодии.

1 часть. Вводная – вызов (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации).

(дети сидят на стульчиках полукругом, перед ними стол с Торжокскими игрушками, звучит один куплет русской народной песни : «- Дети, вам нравятся эти игрушки? Какие они?

Хотите, я вас с ними познакомлю? Тогда слушайте.

2 часть. Основная – (Осмысление, получение новых знаний). Когда-то давным-давно, примерно десять веков назад недалеко от Москвы, был построен небольшой город Мастеров. И назвали его Торжок, от слова торг, торговать. Посмотрите, какие старинные здания и "Управы города", водонапорная башня, и железнодорожный вокзал сохранились до наших дней ( воспитатель показывает фотографии: «Общий фон города», здание "Управы", железнодорожный вокзал и «Торжокской гимназии» на берегу реки Тверь.

В городе Торжке жили и работали мастеровые люди – гончары, которые лепили из глины разную посуду : глиняные горшки, миски, чашки, кружки, подносы кувшины для кваса «квасники» (воспитатель показывает фотографию гончарной мастерской, а также красивые, яркие, необычные глиняные игрушки - свистульки; и продавали их на больших воскресных базарах, традиционных народных весенних праздниках, ярмарках «Свистунья», «Праздниках урожая», «Рождественских праздниках»; куда приезжали люди со всей округи.

Игрушки покупали очень охотно малышам на забаву, а взрослые украшали ими свои жилища. А,вы, хотели бы украсить свое жилище своими игрушками? Покупали свистульки: птичек – невеличек, гусей – лебедей, совушек, медведей, глухарей, коняшек, барашек и т. д. Что и говорить,- игрушки свистульки выдавали трели на все голоса: от тончайшего соловьиного заливистого пения до медвежьего рыкания и совиного уханья! Девушки и молодые ребята заводили хороводы, песни, пляски, частушки, веселые игрища под балалайку и разухабистую русскую гармонь. А мастерицы на все лады расхваливали свой товар:

«Всяк на свой лад», а заодно секреты мастерства подсматривали, опытом делились друг с другом. Приезжали на эти ярмарки и именитые купцы, они покупали игрушки в большом количестве и увозили их продавать далеко в заморские страны по всему белому свету.

Вот и пошла гулять слава о Торжокской игрушке по всему миру. Однако со временем традиции изготовления Торжокской игрушки утратились. Люди стали забывать секреты мастерства. И только в 1970 году Галина Алексеевна Климовская – преподаватель педагогического колледжа г. Торжка буквально возродила этот промысел. Она изучала записи в архивах, библиотеках и музеях Москвы, Нижнего Новгорода, Рязани и других старорусских городах; посещала старых мастеров, которые еще долго сохраняли секреты игрушки. И по глиняному осколочку, который ей достался от археологов, восстановила весь процесс изготовления игрушек. (Показ фотографий народной художницы). Торжокская игрушка стала делом всей ее жизни и моей тоже, как оказалось в дальнейшем.

Однажды прочитав статью в ж. «Советская женщина» в 1980 году, я влюбилась в эту прекрасную игрушку раз и навсегда. Обратите внимание, - это «Уточки» (показ игрушек). «Утицы»» - так любовно называли их народные мастерицы в художественной мастерской, которую организовала Г А Климовская, благо мастерства местным умелицам было не занимать, да и красной глины по овражкам и пригорочкам было полным – полно.

Из целого кусочка глины делали основу игрушки – овоид, вытягивая отдельные ее части, например, ( воспитатель показывает птицу: уточку, лебедушку, голубку, глухаря, шейку, головку и хвостик, придавая им определенное положение шейки, головки. А уже затем украшали разнообразными налепами: капельками, горошинками, бусинками, рыбок – чешуйками. Мастерицы сушили, обжигали и расписывали игрушки. Краски брали яркие, сочные, красивые. Какие цвета красок использовали народные мастерицы для росписи своих игрушек? Посмотрим, какого цвета красок больше всего в этих игрушках?

Игрушки, сделанные руками Торжокских мастериц пользуются большой популярностью. В магазинах - сувенирах их очень быстро раскупают. Этих уточек я купила 15 лет назад и до сих пор берегу и храню их с особенным теплом и любовью.

(Воспитатель показывает игрушку «Лебедушку»)

- «Вдоль по реченьке лебедушка плывет,

Выше бережка головушку несет.

Белым крылышком помахивает,

На цветы водицу стряхивает».

- Кто это? Что делает лебедушка? Дети, вам нравится «лебедушка»? И мне она тоже очень нравится. «Лебедушка, действительно, необыкновенно прекрасная игрушка.

Послушайте кто – то громко разговаривает?

«У меня не усы, а усища, не глаза, а глазищи.

Если только захочу зверя в мышку превращу!»

Кто это может быть, посмотрим, кто же такой грозный? «Вот он я, разве, вы, не видите?», (воспитатель незаметно вносит игрушку «Маленького кота»,- теперь мы видим, покажись – ка нам, дружок. Да ты не такой уж грозный и большой, а совсем еще маленький. Дети, из какой сказки он к нам пришел? А почему он такой маленький, кто уже догадался? (Потому что он съел маленькую мышку.) Да он, однако, еще и маленький проказник. Лиза и Леня расскажут вам забавную историю, которая произошла с котиком.

Сценка: «Раз у нашего Степана» участники Лиза Б и Леня.

Раз у нашего Степана караулил кот сметану,

А пока настал обед - кот сидит, сметаны нет!

(воспитатель обращается к детям)

Помогите – ка, Степану отыскать кота в сметане?

Подвижная игра: «Отыщем кота в сметане» (дети вместе с педагогом пытаются отыскать «Торжокского котика» под столом, в шкафу, в «магазине», в игровом уголке находят маленького котика и его братика - «Большого кота». Он сидит в кресле в «спит», сердито

кричит МяУ, МяУ, МяУ! просыпается и бежит за детьми, с «Котом», а они убегают на стульчики в «Дом» игра повторяется 1-2 раза).

- Дети, слышите, кто – то плачет. Ой, да это бабушка:

Ой, горе мне горе,- пропал гусенок – да самый лучший, да самый больший!

Не печалься, бабусечка, мы поможем тебе отыскать гусенка. Да самого лучшего, да самого большего! Дети спросим у тех гусей, которые плавают на лесном озере (дети имитируют плавательные движения гусей). Проводится игра «Гуси, вы гуси»

Воспитатель: «Гуси вы. гуси, красные лапки!

Где вы бывали? Что вы видали?

Дети: - Мы видали волка: унес он гусенка,

Да самого лучшего, да самого большего!

(в роли «Серого волка» выступает воспитатель)

«Волк» «Я серый волк – зубами щелк, У леса на опушке,

Живу в лесной избушке.

Люблю я лакомиться гусятками,

Утятками, да малыми ребятками!

Ры-ы. ры-ы. ры-ы!

Воспитатель: - Гуси, вы гуси, красные лапки!

Щипите, вы волка! Ищите гусенка!

(Дети догоняют «волка» и щипят его легонько, машут руками и кричат: Га-а! Га-а! Га-а)

«Волк» - Детушки, простите! Малые, не шалите!

Возвращаю вам гусенка,

Да самого лучшего! Да самого большего!

Буду вежливым, воспитанным,

И в меру упитанным!

Обещаю, обещаю малышей не обижать!

Бабушек и дедушек – всегда уважать!

(Стихотворение «Я серый волк» написала Кареева В. Д.)

Дети, скажите, каким стал серый волк – зубами щелк? Дети, давайте спросим у бабушки, а того ли мы гусенка ей вернули. Бабушка, а того ли гусенка тебе вернули? (Воспитатель показывает «бабушке и детям гусенка и рассказывает стихотворение)

«Мой гусенок,- это да

Полюбуйтесь – ка, друзья!

У него походочка,

Как в море лодочка!

Хвостик долотцом!

Шапочка с пером!

На груди звезда.

А во лбу заря! Знают взрослые и дети,

Он милее всех на свете!

(Стихотворение «Мой гусенок» написала Кареева В. Д.)

Воспитатель с детьми рассматривают гусенка: Как украшены крылышки? Хвостик? (ответы детей). Значит, мы ничего не перепутали? Возвращаем, бабулечка, тебе гусенка.

«Да самого лучшего, да самого большего».

3 часть. Заключительная – рефлексия (осмысление, рождение новых знаний).

- Дети, что нового, вы, узнали сегодня? Кто знает, почему они так называются? Из чего лепили игрушки? Вам нравятся Торжокские игрушки? Вспомним, как называется город, в котором лепили такие прекрасные игрушки? Как лепили Торжокские игрушки? Как называются украшения игрушек? Какие налепы, вы, знаете? Из какой сказки приходил к нам котик? А еще, в каких сказках живет котик? Кто украл гусенка? Каким стал волк? (воспитатель рассказывает стихотворение) :

«Глиняные все игрушки,

Простой казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор!

Под ваши веселые звонкие пляски,

Они оживают, как будто бы в сказке!

Дети, эти игрушки останутся у нас в группе в «Музее народного творчества» приглашаем всех к нам в гости. Вместе с нами полюбоваться необыкновенной красотой, фантастичностью Торжокских игрушек. А сейчас можно посвистеть. У нас «уточки» замечательные свистульки. Не забывайте, что с игрушками нужно обращаться осторожно, так как они очень хрупкие и могут поломаться.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Роспись дымковской игрушки»Конспект НОД «Роспись дымковской игрушки» Программное содержание. Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством. Учить детей расписывать глиняные игрушки дымковскими.

Комбинирование рисования красками и флористики в художественно-эстетической деятельности дошкольниковКомбинирование рисования красками и флористики в художественно-эстетической деятельности дошкольников Известный ученый А. В. Запорожец указывал, что эффективность развития дошкольников зависит от того, насколько педагоги сумеют правильно использовать.

Конспект НОД по художественной музыкально-ритмической деятельности детей средней группы Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию детей средней группы (музыка) Выполнила:.

Конспект открытого мероприятия для детей подготовительной к школе группы «История создания герба» Конспект открытого мероприятия для детей подготовительной к школе группы. Тема: «ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ГЕРБА». ЦЕЛЬ: Обогащение представлений.

Занятие по аппликации в средней группе  «Украшение на елку «Ёлочка новогодняя»Занятие по аппликации в средней группе  «Украшение на елку «Ёлочка новогодняя» Конспект по художественно-эстетической деятельности в средней группе – украшение на елку «Ёлочка новогодняя». Аппликация. Тема: украшение.

План-конспект НОД по лепке «Стол» План-конспект НОД художественно-эстетической направленности по теме: «Стол». Приоритетное направление развития: Художественно-эстетическое.

Пояснительная записка к программе художественно-эстетической направленности «Мир театра» Пояснительная записка Целью современного образования, которое заключается в воспитании и развитии личности ребёнка, важным направлением.

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста В последнее время в системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образование и воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по знакомству с торжокской народной глиняной игрушкой для детей средней группы
Опубликовано: 23 июля 2015 в 10:32
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия по знакомству с торжокской народной глиняной игрушкой для детей средней группы» (включая файлы) размещена пользователем Вера Кареева (УИ 355883) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД