Наталья Ванчикова
Конспект открытого занятия «Земля — наш общий дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия с элементами экспериментирования.
Для детей дошкольного возраста.
“Земля наш общий дом”
Цель: рассказать детям о почве; из чего она состоит; познакомить с животными обитающими в почве; как растения сохраняют ее и какое значение мест почва для людей, как образовалась почва;
вызвать у детей стремление беречь нашу землю, как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей; провести опыты с почвой, показать, что в почве есть воздух.
Публикация «Конспект открытого занятия „Земля — наш общий дом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Материал: иллюстрации с изображением: леса, поле; картинки с изображением подземных обитателей; образцы почвы (рыхлой).
Предварительная работа: Беседа «Земля наш общий дом». Предложить родителям посетить “Филевский парк” и понаблюдать за природой. Провести наблюдения: на территории детского сада за дождевыми червями, жучками.
Рассмотреть иллюстрации и картинки с изображением природы.
Дидактическая игра «Живая и неживая природа».
Ход занятия.
- Мир природы - это растения, животные, птицы, насекомые, рыбы. Он такой разнообразный и неповторимый.
- Без чего на Земле не смогут жить живые существа? (без воздуха, без воды, без солнца.)
-У каждого человека есть свой дом. У каждого животного есть свой дом. И
у насекомых, цветов, деревьев есть свой дом.
-А сейчас я вам расскажу о доме, где живут корни растений, насекомые.
черви, кроты и другие животные.
-Это верхний плодородный слой земли - почва. Почва бывает разной: глинистой, песчаной, а самую плодородную почву называют черноземом.
-Из чего состоит почва?
-Оказывается в почве есть воздух, им дышат растения и животные, есть вода, которую всасывают корни растений, есть перегной, образующийся из опавших листьев, засохших стебельков и корней растений.
-В почве живут микробы (растительный организм, они перерабатывают перегной и превращают его в минеральные соли, столь необходимые растениям для жизни. В почве находиться все, что нужно растению: воздух, вода, растворенные в ней соли.
-Животные‚ обитающие в почве, перемешивают ее, рыхлят и измельчают остатки растений. Они повышают плодородие почвы, а ведь это самое главное ее свойство!
-И в поле, и на огороде, почва любит уход и заботу, Люди вскапывают землю. Рыхлят, поливают и удобряют ее, и тогда почва дает богатые урожаи зерна и овощей, ягод и фруктов. Народ говорит: «Хоть земелька и черна‚ а белый хлеб родит», и напоминает: «Поле любит труд».
Весною буйно все цветет.
Деревья расцвели!
Когда придешь на огород,
Возьми комок земли.
Смотри- он теплый. Он живой,
В нем корешки цветов живут,
Он червякам дает приют,
В нем влага, воздух, перегной.
Он часть твоей земли родной!
-Как же образовалась почва?
-На это потребовались тысячи лет. Когда-то давным-давно почва не покрывала плодородным слоем землю. На поверхности земли находились только камни и скалы. Но под действием ветров, дождей. мороза и жары скалы понемногу трескались. Разрушались. Трещины становились все шире и камни раскалывались. Куски камней увлекали за собой потоки дождевой воды. Камни перетирались друг о друга, измельчались и в конце концов превращались в песок и глину.
-Ветер приносил с собой семена растений, и самые неприхотливые из них поселялись на песке и глине, пускали корни, а сгнивая, образовывали тонкий слой перегноя. В этот слой попадали семена других растений, они разрастались, а отмирая, увеличивали слой чернозема.
-Теперь вы знаете, как на земле появился плодородный слой. Тысячи лет ушли на образование почвы, но разрушить его очень легко.
-Если уничтожить растения, которые с корнями скрепляют почву, вода размоет ее, а ветер выдует, и вместо нее останется бесплодная пустыня.
Вопросы:
-Что такое почва?
-Из чего состоит почва?
-Какие животные обитают в почве?
-Как образовалась почва?
-Как растения сохраняют почву?
-Какое значение имеет почва для людей? (Ответы детей)
-Чтобы сберечь нашу планету Земля, надо быть умным и добрым.
Физкультминутка.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают
В поле бабочки летают,
Раз, два, три, четыре
Полетели ‚ закружились.
-В лесах, парках, скверах много тропинок. Где можно обнаружить живых
существ - в земле под тропинками или на участках, которые люди не посещают?
(Ответы детей).
-Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду, где им захочется?
-Когда мы ходим по земле, то «давим» на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше. А без воздуха живые существа жить не смогут.
-Мы сейчас проведем эксперимент с комочком земли и посмотрим ‚ как из него «уходит» воздух.
Педагог раздает детям комочки земли. Предлагает их рассмотреть и запомнить, как они выглядят. Обращает внимание детей на то, что внутри комочков есть «пустые места» там и «прячется» воздух. Затем предлагает сжать комочек земли в руке.
-Что с ним случилось? Каким он стал? Он увеличился или уменьшился? Почему уменьшился? (Ответы детей).
-Комочек стал меньше, потому что «пустых мест» для него не осталось места. Точно также под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух «уходит».
-Чем больше мест в лесу, в паре будут вытаптывать люди, тем меньше
подземных жителей там останется. На некоторых участках они вообще могут исчезнуть, сто и происходит сейчас во многих местах отдыха.
-Желательно, чтобы люди ходили по дорожкам, старались не топтать все
вокруг; тем самым можно сберечь «дома» и даже жизнь многих подземных обитателей.
-Чтобы сберечь нашу планету Земля, надо быть умным и добрым
Человеком-Великаном. Вот таким, о котором нам рассказала поэтесса Е. Серова.
Я шагаю по лужайке-
Великан в трусах и майке,
Сверху ясно мне видна
Вся зеленая страна.
Вот улитка-добрый гномик.
На себе таскает домик.
Вот квартирка для жука
Дырка старого пенька.
Вот стоит высотный дом
Муравьи хлопочут в нем.
Вот цветок ромашка,
В нем живут букашки.
Эта малая страна
Вся кругом заселена!
Если я, великан, захочу.
Как лихой ураган, налечу.
Все дома я могу разломать,
Всех жильцов на лугу растоптать!
Если я захочу.
Только я не хочу!
Я - добрый Великан.
-Ребята не забывайте о бережном отношении к обитателям Подземного царства.
Литература.
“Окружающий мир” А. Г. Селихова
“Неизвестное рядом” О. В. Дыбина. Н. П. Рахманин
“Патриотическое воспитание” Т. И. Подрезова
“Я- Добрый Великан!” Е. Серова (стихи)