Надежда Хакимова
Конспект НОД по окружающему миру «Земля — наш общий дом»
▼ Скачать + Заказать документы
«Земля - наш общий дом»
НОД по окружающему миру
Цель: Формировать у детей способность наблюдать, сравнивать, описывать различные факты и явления. Познакомить детей с глобусом и сравнить его с картой. Учить различать на карте и глобусе природные зоны Земли (по цвету, условные обозначения (реки, горы, леса и т. д.). Воспитывать любовь и уважение к Земле, ко всему живому на Земле.
Словарная работа: глобус, карта, модель, суша, материк.
Публикация «Конспект НОД по окружающему миру „Земля — наш общий дом“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Материал и оборудование: глобус, физическая карта полушарий. Письмо Незнайки, карточки для раскрашивания (горы, реки, леса, ледники, пустыня). На каждого ребенка бумажный круг (модель земного шара).
Ход занятия:
-Дети, вы любите путешествовать?
-А хотите прямо сейчас отправиться в путешествие?
-Но для этого нам нужна карта, чтобы не заблудиться. Подойдите к столу.
Что это?
Дети: Карта нашей группы.
-Как вы думаете: на ней все так, как в группе? А вот это что за красный кружок? Был он раньше здесь?
Дети: Нет.
-Значит, это что-то новое. Давайте определим место, где это что-то находится. Вот и нашли. Вы знаете, что это такое?
Дети: Это глобус.
-Глобус – это модель земного шара. Земля-это громадный шар, а глобус- это ее маленькая модель, «игрушечная» Земля. На нем нарисовано все, что есть на Земле : океаны и моря, реки и озера, леса и горы. На ней живут люди, разные животные и птицы. Глобус придумали и сделали люди. Глядя на него мы можем многое узнать о нашей планете. Давайте по играем в игру «Что мы видим?». Представим, что мы с вами птицы. Что мы видим с высоты птичьего полета?
Дети: Дома, деревья, людей, машины.
-А теперь пересядем на воздушный шар. Мы поднялись выше или так же летим, как птицы? Что мы видим теперь?
Дети: Мы видим больше и дальше.
-А теперь мы как космонавты летим в ракете. Что мы видим?
Дети: Мы видим Землю красивую и разноцветную.
-Какой наша Земля формы? Шар. Есть ли на ней суша? Какие еще цвета вы видите на глобусе? Как вы думаете- что обозначают эти цвета? А что это за ниточки синие на глобусе? Много и? сейчас я быстро покручу глобус, а вы мне скажите- какого цвета больше на нем? Как вы думаете- что это значит?
Дети: На нашей планете больше всего воды.
-В древности люди называли свою планету Землей, но когда научились строить большие корабли и стали на них плавать по морям и океанам, то узнали (как вы думаете- что). Что земли, (суши) гораздо меньше, чем воды. Оказалось, что суша занимает только четверть поверхности планеты. Что бы это представить, возьмите модель земного шара и вырежьте ножницами суши. (Дети выполняют). Покажите сушу и воду. Сравните их по величине. Чего больше? А чего меньше?
Человек может жить без воды? А кому еще нужна вода?
Дети: Растениям, животным, всему живому на Земле.
-А как вы думаете, можно пить воду из моря или океана? (Мы проводили опыт). А какую можно пить?
Дети: Пресную.
-Как вы думаете, а откуда берут пресную воду? Из рек, озер, родников. Посмотрите на глобус. Как вы думаете, где больше воды- в морях, океанах или реках, озерах? Значит, пресной воды не так много, и ее нужно беречь. Давайте поиграем в игру «Можно- нельзя». Я буду задавать вопросы, а вы на них отвечать:
-Можно оставлять кран с включенной водой?
-Можно бросать мусор в реки и озера?
-Можно купаться в чистой воде?
-Можно умываться в грязной воде?
-А когда вы смотрите на глобус, вы видите всю Землю? А как можно увидеть всю планету сразу? Послушайте загадку:
Горы, пустыни и страны,
Моря, ледники, океаны,
Даже дороги и города
Где узнает любой без труда?
(На карте)
На что похожа карта?
Дети: На глобус. На карте и глобусе все обозначено одинаково: реки, моря, горы, леса.
-Зачем же людям карта и глобус? Послушайте историю про них.
Глобус: Я лучше тебя, ведь я- точная модель Земли.
Карта: Зато на мне все сразу видно, а на тебе только та сторона, которая к человеку повернута.
Глобус: Это не страшно, меня и повернуть можно, а на тебе материки и океаны разорваны.
Карта: Меня хранить удобно и в дорогу взять можно, а ты не в один чемодан не влезешь.
Дети, попробуйте их помирить. Игра «Кому что нужно». Кому нужна карта, а кому глобус? Без глобуса нельзя представить, что Земля круглая. Кто же из них прав? И глобус, и карта нужны человеку.
Стук в дверь. Письмо от Незнайки принес почтальон.
«Дорогие ребята! Я собрался в путешествие. У меня есть карта, но я не знаю, что на ней каким цветом обозначено. Помогите мне, пожалуйста! Незнайка.». Как нам помочь Незнайке? Давайте пошлем ему карточки, на которых с одной стороны, например, нарисована река, а другую сторону вы закрасите тем цветом, которым она нарисована на карт синим. Каким обозначены леса? Горы? Пустыня? Ледники?
Работа детей.
Молодцы! Как вы думаете, мы помогли Незнайке? Мы пошлем ему эти подсказки, он научится читать карту и отправится в путешествие.
Дети, красивая наша Земля? А что мы можем сделать, чтобы сберечь эту красоту?
Ответы детей.
Самое главное - любить природу и уважать всех живущих на ней. Посмотрите, что я подарю вам на память о нашем путешествии: это Земля, наш общий дом. И крыша у нас одна- небо. А это вы – маленькие жители планеты.
И в 10 лет, и в 7, и в 5
Все люди любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Все, что его интересует.
Все вызывает интерес:
Цветы, машины, сказки.
Все нарисуем были б краски
Да лист бумаги на столе
Да мир: в семье и на Земле.
Я предлагаю, давайте поставим глобус-модель Земного шара – на самое почетное место в группе, которое вы выберете.