Олеся Гришанова
Конспект открытого занятия «Зеленая аптека» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия «Зеленая аптека» в подготовительной группе.
Цель:
- Закрепление умения узнавать и правильно называть лекарственные растения.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект открытого занятия „Зеленая аптека“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Знакомить детей с новым лекарственным растением «душица»;
- Расширять знания о пользе и применение лекарственных растений;
- Закреплять знания о строении растений, формировать представление о правильном использовании полезных трав (у какого растения, какую часть надо взять для приготовления лекарства, о правилах их сбора и хранения);
- Расширить знания детей о растениях, занесенных в Красную книгу;
Развивающие:
- Развивать у детей умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни;
- Развивать у детей связную речь, познавательную активность, мышление, наблюдательность, любознательность;
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
- Воспитывать умение правильно вести себя на природе;
Методические приемы:
- Игровой (сюрпризный момент);
- Словесный (вопросы, беседы, загадки);
- Анализ занятия.
Словарная работа: лекарственные растения, душица, настой, отвар, полоскать, прозрачная, чистая, бесцветная.
Оборудование и материал: мультимедийное оборудование, аудиозапись «Звуки леса», иллюстрации лекарственных растений (ромашка, крапива, подорожник, душица, аптечные упаковки с травами, схема правил сбора лекарственных растений, разрезные картинки с отдельными частями растений, халаты для детей; стакан с крышкой; ложка; чайник с горячей водой.
Предварительная работа:
- Беседа о Красной книге;
- Беседы о пользе лекарственных растений;
- Рассматривание иллюстраций с изображением лекарственных трав, находящихся на грани исчезновения;
- Составление с детьми схем о правилах сбора лекарственных растений;
- Разучивание стихов, отгадывание загадок.
- Игры «Узнай растение», «Определи на запах».
Ход образовательной деятельности:
Дети заходят в группу.
Воспитатель: Ребята, когда мы говорим, друг другу «здравствуйте» - это значит, мы желаем здоровья. Важно произносить эти слова дружелюбно, от души, и тогда все будут здоровы.
Воспитатель: А вы знаете, что делают люди, когда они заболевают?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Правильно, лечатся. Ребята, у Незнайки заболело горло, он знает, что таблетки очень горькие и не вкусные, и поэтому решил пойти в лес собрать разные растения, чтобы полечить свое больное горло. А как вы думаете, все ли травы могут вылечить его больное горло.
Дети: (ответы)
Воспитатель: Давайте поможем ему разобраться, (чтение стихотворения)
Лес - это сказочное царство,
Тут кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке
И микстура и таблетки.
Ну а чем и как лечить мы поможем научить.
Все целебные растенья знаем мы без исключенья.
Нужно только не лениться, нужно только научиться.
Находить растения, пригодных для лечения!
Воспитатель предлагает детям отправиться в царство растений. Загадывает загадки, отгадав которые, дети узнают, какие это растения.
Загадка: Злая, как волчица,
Жжется, как горчица!
Что это за диво?
Это же…. (крапива)
Дети: (ответы)
(на экране появляется изображение травы)
Воспитатель: Правильно, это крапива. А кто знает, почему крапива жжется?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Правильно, у крапивы на листьях и стеблях есть маленькие волоски, которые очень сильно обжигают. Если дотронулся, то получил укол.
Воспитатель: Чем же полезна крапива?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Да, крапива содержит много витаминов.
Воспитатель: А какие блюда можно приготовить из крапивы?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Правильно, из крапивы готовят щи, салат.
Воспитатель: А какими лечебными свойствами обладает крапива?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Правильно, в крапиве содержаться вещества, которые убивают микробы.
Воспитатель: Люди еще используют крапиву для остановки кровотечения, а отваром из крапивы укрепляют волосы.
Воспитатель: Крапива подойдет Незнайке для лечения горла?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Правильно, крапиву не используют для лечения горла. Давайте поищем другое растение (следующая загадка)
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его - сережки,
На земле лежат листки-
Маленькие лопушки.
Нам он как хороший друг
Лечит раны ног и рук (подорожник)
Дети:(ответы) (на экране появляется изображение травы)
Воспитатель: Да, это загадка о подорожнике. А как вы думаете, почему у него такое название?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Правильно, подорожник растет возле дорожек.
Воспитатель: А какую часть растения, люди используют для лечебных целей?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Верно, у подорожника используются только листья.
Воспитатель: Правильно, а какими лечебными свойствами это растение обладает?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Верно, подорожник способен заживлять раны, его еще часто называют «зеленым бинтом». Ребята, а как вы думаете, подорожник подойдет для лечения горла?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Правильно, и это растение не подходит. Но у меня есть еще загадка о лекарственном растение. Может оно нам поможет?
Все знают меня от мала до велика,
В соцветьях моих тайна сокрыта.
Сорвешь мой цветок, заваришь водою,
И боль твою в горле я успокою.
Живу на лугу, возле речки я,
Узнали меня? Я….(ромашка аптечная)
Дети: (ответы)
(на экране появляется изображение травы)
Воспитатель: Правильно, это ромашка. А какими лечебными свойствами она обладает?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Верно, свежим отваром из цветов ромашки промывают раны. Если болит горло или зубы, то поласкают рот. А чай из ромашки и меда дают детям на ночь - сон будет крепким. Что же, мы нашли с вами нужное нам растение для лечения больного горла?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Правильно, ромашка обладает целебным, противовоспалительным действием, которым можно вылечить горло.
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы познакомимся с новым для вас лекарственным растением. Называется оно душица обыкновенная (показ изображения).
Давайте повторим все вместе название растения «душица».Отвар из душицы применяют для возбуждения аппетита и лечения кашля. Запах у душицы ароматный, душистый. Поэтому это растение и получило такое название за свой аромат. У меня есть листочки пропитанные запахом этого растения. Предлагаю вам их понюхать. Когда человек вдыхает запахи эфирных масел, его организм успокаивается, расслабляется. Эта процедура называется ароматерапия, то есть лечение запахами.
Воспитатель предлагает детям отдохнуть.
Физкультминутка: «На лугу растут цветы»
На лугу растут цветы (потягивание – руки в стороны)
Небывалой красоты
К солнцу тянуться цветы (потягивание – руки вверх)
С ними потянись и ты
Ветер дует иногда, (дети машут руками, изображая ветер)
Только это не беда.
Наклоняются цветочки, (наклоны)
Опускаются лепесточки (приседание)
А потом опять встают
И по – прежнему цветут.
Воспитатель: В эту корзину Незнайка собрал растения, но все здесь перепуталось. Давайте их разберем и расскажем, какая часть растения полезна для человека.
Игра «Собери лекарственные растения из частей»
(дети собирают растения из частей и называют, какая часть полезна для человека. Например: это ромашка, у нее полезны только цветы.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите в корзину попало растение, которое тоже относиться к лекарственным, но оно имеет ядовитые вещества. Поэтому надо нам рассказать Незнайке, как правильно собирать растения.
Правила сбора лекарственных растений (схематическое изображение) :
- Хорошо знать лекарственные растения и отличать от ядовитых.
- Собирать растения лучше в сухую погоду.
- Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (ответы детей). Растения отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.
- Собранные растения складывают в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделиться сок.
- Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать их с корнем.
- Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу. Вы не забыли, что такое Красная книга? (ответы детей).
Воспитатель: Если не соблюдать эти правила, то можно и без растений остаться и лечиться будет нечем. Как в стихотворении (предлагает прочесть детям) :
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок…
Если все, и я, и ты-
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты.
И не будет доброты.
Если только я и ты-
Если мы сорвем цветы…
(Т. Собакин)
Воспитатель: Вот мы и познакомили Незнайку с правилами сбора растений. А теперь я вас приглашаю в мини-лабораторию. Вы знаете, что в лаборатории должно быть все стерильно, и поэтому нам с вами необходимо надеть халаты (дети одевают халаты). Сейчас мы с вами приготовим противовоспалительный настой, которым можно полоскать больное горло.
Итак, что мы будем готовить?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Правильно, настой из лекарственных растений. Какое растение мы будем использовать, чтобы вылечить горло?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Правильно, ромашку. Для приготовления настоя нужно взять чистый стакан и насыпать в него столовую ложку цветков ромашки (воспитатель вызывает к себе помощника). А теперь я залью траву кипятком. Раствор называется настоем потому, что он должен настояться. Скажите вода, которую я заливала траву, была какого цвета?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Правильно, чистая и прозрачная. А теперь накроем настой крышкой и посмотрим, измениться ли цвет воды?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Правильно, вода меняет цвет. А почему вода меняет цвет?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Верно. Растение отдает воде свой цвет, а вместе с ним и лечебные свойства. Вот и получился настой, которым Незнайка может вылечить свое больное горло.
Воспитатель: Все ребята молодцы,
Потрудились от души!
А теперь немного отдохнем.
Релаксация. Звучит аудиозапись «Звуки леса»
Представьте, что вы находитесь в лесу. Светит солнце, все вокруг залито его теплым светом. Ветерок еле - еле колышет ветки деревьев. Вы лежите на мягкой траве, а вокруг цветы, которые приятно пахнут. Вы слышите тихое пение птиц. Вам спокойно и радостно. Вы отдыхаете. Вы отдохнули?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Ребята, вы сегодня узнали много нового и интересного о самых обыкновенных растениях. Если вам понравилось путешествие в царство растений, то возьмите ромашку и нарисуйте ей улыбку, а если не понравилось, то пусть ваша ромашка останется без улыбки.