Альмира Назырова
Конспект занятия в старшей группе «Зеленая красавица»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе
«Зеленая красавица»
Цель: познакомить детей с представителями хвойных деревьев нашего леса.
Образовательные задачи:
- Познакомить детей с отличительными особенностями ели, сосны. Показать их сходные и отличительные признаки.
- Учить детей группировать деревья по сходному признаку (по хвое): хвойные деревья.
- Отметить приспособленность хвойных деревьев к зимним условиям (стоят зеленые и зимой, и летом) к распространению семян (наличие крылышек у сосновых и еловых семян);
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Зеленая красавица“» размещена в разделах
Развивающие задачи:
Развивать у детей мышление при отгадывании загадки;
Развивать у детей умение путем логического мышления находить ответы на поисковые вопросы.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей гуманное отношение к природе, желание ее сохранить.
Формировать у детей мысль о том, что вместе делать все легче и интересней.
Воспитывать у детей отзывчивость, дружелюбие.
Словарная работа:
Учить детей образовывать прилагательные от названий деревьев (ель – еловые, сосна – сосновые).
Активизировать в речи детей слова – названия хвойных деревьев: ель, сосна.
Передавать словами свои тактильные ощущения.
Закрепить употребление порядковых числительных.
Предметно – развивающая среда: музыка к игре «Хвоинки», шишки сосновые, еловые; по две каждого вида; семена сосны; елочка – пирамидка.
Ход занятия:
Педагог:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
- Доброе утро солнцу и птицам!
- Доброе утро улыбчивым лицам.
И все дружно скажем друг другу и нашим гостям: Доброе утро.
Сегодня вас ждут разные задания. Справиться с ними будет легче ВСЕМ вместе. Встаньте в круг, возьмитесь за руки. У нас получилась дорожка для волшебного «сигнальчика», который, пробежав по ней, сделает нас дружными, внимательными. Педагог посылает «сигнальчик» - пожимает руку стоящего рядом ребенка, тот другому, пока «сигнальчик» не дойдет снова до воспитателя, с другой стороны. Он сообщает, что теперь все готовы к выполнению заданий.
Педагог: я хочу загадать вам загадку. Как только вы отгадаете загадку, на экране появится отгадка.
Его зимой и летом,
Мы видели одетым
А осенью с бедняжки,
Упали все рубашки. (дерево) Слайд 1
Педагог на экране детям показывает веточки лиственных и хвойных деревьев, удивляется, что не все веточки с листьями.
детям задаются вопросы;
- почему на этих веточках нет листочков (опали) - как называется явление природы, когда с деревьев опадают листья (листопад) - в какое время года мы наблюдаем это явление (осенью).
Деревья, с которых осенью опадают листочки – лиственные. Но не у всех деревьев есть листья. У некоторых листья имеют форму игл. Они приспособились к зимним условиям и не опадают.
Иголочки – это листочки, которые всегда зеленые и не боятся холода. Листочки- иголочки иначе называют хвоя. А все эти деревья с хвоей называют… хвойными.
Деревья с листьями – лиственные,
Хвойные деревья всегда стоят зеленые. Их еще называют вечнозелеными. Поэтому все знакома такая загадка: «Зимой и летом одним цветом.»
Игровое упражнение «Поздороваемся!»
Сегодня мы с хвойными деревьями познакомимся поближе, вы узнаете о них что-то новое и интересное. О каком дереве мы сейчас будем говорить, узнаем, если отгадаем загадку
Ее в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем (ель)
Слайд 2 ель
Педагог: Ель хочет с вами познакомиться и поздороваться. Положите на коленки правую руку вверх ладошкой, а елочка пройдет и со всеми поздоровается. Только будьте, пожалуйста, вежливы.
Педагог веточкой ели дотрагивается до ладошки каждого ребенка и здоровается: «Здравствуй, Дима! (Коля, Маша, Саша)», а дети: «Здравствуй, елочка». «Елочка» по кругу здоровается со всеми детьми. Педагог предлагает детям взять по одной «иголочке», ели и рассмотреть, потрогать, и рассказать об иголочке какая она? (зеленая, острая, твердая). Затем так же рассматриваем хвою сосны. И сравнивают.
Педагог раздает детям веточками и предлагает: возьмите еловую веточку и посмотрите, как растут еловые хвоинки.
Показывает еловую веточку
Педагог: Какая хвоя у елочки?
Дети: Хвоя у елочки колючая, зеленая, острая и т. д.
Педагог: Хвоинки у елочки короткие, колючие и недружные. Растут на веточке по одной. Посмотрите.
Дети: Они растут по одной.
Педагог: Давайте познакомимся со следующим деревом. Отгадаем загадку? и узнаем о каком дереве будем говорить
У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке (сосна) Слайд 3
Педагог: Сосна тоже хочет с вами познакомиться и поздороваться. Положите на коленки правую руку вверх ладошкой, а сосна пройдет и со всеми поздоровается. Тоже будьте, пожалуйста, вежливы.
Педагог веточкой ели дотрагивается до ладошки каждого ребенка и здоровается: «Здравствуй, Дима! (Коля, Маша, Саша)», а дети: «Здравствуй, сосна». «сосна» по кругу здоровается со всеми детьми.
Педагог предлагает детям взять веточку сосны и рассмотреть, потрогать, и рассказать об иголочке какая она? (зеленая, острая, твердая).
И сравнивают.
Показывает сосновую веточку
Педагог: Какая хвоя у сосны?
Дети: Хвоя у сосны колючая, зеленая, острая и т. д.
Педагог: Хвоинки у сосны длинные, колючие и дружные.
А сейчас давайте сравним две веточки:
Педагог раздает детям веточками и предлагает: возьмите еловую и сосновую веточки и посмотрите, как растут у них хвоинки.
Дети: у сосны растут по две, они дружные.
Дети: у сосны хвоинки длиннее, колючие, зеленые, острые и т. д.
Дети: У елочки хвоинки короткие, колючие, зеленые, острые.
Дети: у ели хвоинки не дружные, растут по одной. Педагог: Дети, а какое из деревьев сильнее колется?
Дети: Сосна
ЗНАЧЕНИЕ ХВОЙНЫХ ДЕРЕВЬЕВ. СЛАЙД
Из сосен строят корабли. Еще из сосны делают мебель. Из сосны делают ванилин, из молодых шишек с сахаром варят варенье. Из нее делают бумагу, краски, лак, пластмассу, духи, изготовляют витамин С. Под соснами растут разные грибы, в том числе и любимый грибниками белый гриб.
Сосну называют санитарно - гигиеническим деревом. От ее запаха гибнут микробы. Смола сосны укрепляет десна и зубы. А из иголок дерева делают хвойный концентрат для принятия успокоительных ванн. Вот какое это лечебное дерево. А давайте еще раз закроем глаза и представим, что мы в хвойном лесу и вдохнем аромат хвойного леса. АРОМоЛАМПА
Игра «Прятки с хвойными веточками»
Педагог: Веточки хотят поиграть с вами в прятки. Они будут показываться на экране, а вы должны быстро назвать, с какого дерева они. Слайд 4
Игра «Хвоинки»
Педагог: Я предлагаю поиграть в игру «Хвоинки». Зазвучит музыка, и мы пойдем по кругу друг за другом, пританцовывая. Как только музыка прекратится, я называю в хвоинки какого дерева я вас превращу (например, «Вы сосновые хвоинки, а вы должны показать, как растут на дереве его хвоинки: по одной, по две. Для этого вам надо или встать по одному, либо парами.»
Рассматривание шишек с хвойных деревьев
Слад. 5 шишки После игры педагог приглашает подойти к столу, где находятся шишки хвойных растений
Педагог: Эти шишки с хвойных деревьев. А сейчас давайте рассмотрим шишки хвойных деревьев. И сравним их.
Какие крупнее? Что есть общего (у сосновых и еловых шишек есть крылышки? Отличие Продолговатые шишки с сосны, а округлые – с елки.
Дети рассматривают семена сосны и ели.
А для чего нужны крылышки для шишек? Дети высказывают свои предположения.
Педагог: Крылышки помогают орешкам как можно дальше разлететься от дерева – мамы.
Педагог, подняв высоко сосновый орешек, отпускает его
Эксперимент с семенами
Теперь вы попробуйте поднять и отпустить орешек, при этом подуйте на него. Посмотрите, на что похожи сосновые орешки, когда они летят.
Дети: На вертолет, стрекозу.
Педагог: Вот как приспособились семена сосны и елки к распространению.
Пальчиковая гимнастика «Елочка»
Превращаем пальчики в колючие иголочки:
ЕЛКА быстра получается
Если пальчики сцепляются
Пальцы в хвою превратились, друг за друга зацепились.
(сцепить пальцы рук)
Локотки ты подними,
Пальцы в ветки преврати. (локти на уровне плеч, сцепленные пальцы разведены)
Получилась елочка – колючая иголочка.
Самомассаж с шишками
Шишку в руки мы возьмем и ладошки мы потрем. (берут шишки и между ладонями катают).
А потом будем играть, по ноге его катать. (прокатываем по ноге вверх-вниз).
В руку правую возьмем. (берут в правую руку.)
В руку левую возьмем. (берут в левую руку.)
И опять в руках потрем. (берут шишку между ладоней и катают)
Игра «Покажи настроение дерева»
Ребята, перед вами веселые и грустные смайлики. Определите настроение дерева и покажите соответствующий смайлик.
- если у дерева сломали ветку? Как дерево будет себя чувствовать?
- Идет дождь. Дереву будет весело или грустно? (весело потому что дереву для жизни нужна вода)
- дует сильный ветер. Какие чувства будет испытывать дерево? (дереву будет плохо, могут сломаться ветки и само дерево может погибнуть)
- птицы прилетели на дерево. Понравиться это дереву, почему? (да, понравиться, потому что птицы вьют гнезда на его веточках)
Педагог: Вы были молодцы. Мне очень приятно было с вами работать. Я подарить вам шишки, потому что наш детский сад похож на орешек, в котором детей много как орешков в шишке
Очень скоро к нам придёт
Лучший праздник - Новый год!
В каждом доме и в саду
Будет ёлка на виду.
Вся в игрушках, мишуре
Радость дарит детворе.
Кто-то верит, что елочка - это волшебное дерево, в нём живёт добрый дух, который прогоняет всё плохое из дома, а хорошему даёт поселиться в семье.
Елка - это символ Нового Года. Она наполняет дом незабываемым ароматом, волшебством, сказочностью.
С Наступающим новым годом вас.
А дети идут и дарят свои шишки нашим гостям.