Наиля Губейдуллина
Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи «В гости к русской печке»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Продолжать знакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народа.
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с русской избой, с предметами старинного русского быта (печь). Продолжать знакомить с предметами старинного русского быта (лавка, самовар, и др.); Продолжать знакомить детей с русскими народными играми, пословицами, поговорками.
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи „В гости к русской печке“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Русская печь, печка
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
Развивающие : Развивать связную монологическую речь через устное народное творчество, обогащать словарный запас детей; Развивать коммуникативные умения с помощью народных игр.
Воспитательные: Воспитывать интерес, любовь к традициям и обычаям русского народа, к русскому фольклору.
Словарная работа: печь, ухват, чугунок, самовар, половик.
Предварительная работа: заучивание слов для игры «Гори, гори ясно», «Баба яга –костяная ногачтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Разучивание пословиц, поговорок. Отгадывание загадок. Проведение русских народных игр, хороводов.
Оборудование: Мини-музей «Русская изба» с предметами быта (печь, лавки, стол, самовар, половики, ухват, чугунок и др., русский народный костюм.
Ход занятия:
(Детей в группе встречает хозяйка – воспитатель)
- ребята, а вы любите ходить гости, я вас приглашаю в гости свою избу. Хотите побывать у меня в гостях. Проходите в мою избу. Не стесняйтесь, поудобнее располагайтесь возле русской печки.
(Дети рассаживаются возле русской печи)
Я хозяюшка этой избы.
(Хозяюшка присаживается к русской печи и ведёт беседу)
На Руси в старину бывало, когда заканчивали работу, люди собирались вечерами, беседовали, пели песни. Особенно хорошо в избе зимой, за окном Дедко Морозко, да бабушка Вьюга снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно. Прижмутся дети к тёплой печке, сказки слушают. Ох, хорошо!
Ребята, а давайте с вами вспомним:
- что главное на Руси было в русской избе? (печь)
- а какие печи вы знаете? (каменные, кирпичные, глиняные, камин, газовая, электрическая, микроволновая)
- как в старину называли русскую печь? (печь – мать семьи кормилица)
-а почему её так называли? (в ней пекли, варили, парили, отдыхали и даже мыли детей)
- а какая польза была от печи? (готовили пищу, освещала избу, согревала)
- чем она освещала избу? (древесные угольки)
- а почему говорят согревала? (от печи жар струился)
- чем топили русскую печь? (дровами)
- какое дерево использовали для топки печи? (берёзу)
- почему берёзу? (дольше горела и больше тепла).
- не зря в старину говорили : «Печь нам мать родная», «У печи всё – красное лето».
(Голос из-за печки ворчливо).
Домовой. Сама-то печка добрая. Всем найдёт кусок пирога, да куриную ножку. А вот люди норовят всё сами съесть, мне ничего не оставить.
Хозяйка. Кто это говорит со мной из-за печки?
Домовой. Это я, запечный житель.
Хозяюшка. Запечный житель? Кто бы это мог быть. А как тебя зовут запечный житель? Может ты вылезешь из-за печи, да с нами поговоришь?
Домовой. Меня зовут известно, как, Домовой я.
Хозяюшка. А мы с ребятами на тебя хотим посмотреть. Ребята, хотите на него посмотреть? Тогда давайте его дружно позовём все вместе.
Домовой. Домовой приходи к нам домой.
Домовой (неуверенно) Здра-а-сте, это вы меня звали?
Хозяюшка. Мы, Домовой, как мы рады тебе, правда ребята, проходи пожалуйста, присаживайся на печку, здесь тебе будет уютнее.
Домовой. Спасибо! Добрая ты видать хозяюшка. И правда, ты хозяюшка чудная.
– Ребята! Я за печкой живу, защищаю от всего плохого дом, людей, животных, я не люблю ленивых. И сам помогаю хозяйке заниматься домашней работой, а ещё я люблю играть. Давайте поиграем. Вот у меня есть такая шкатулка. (достает из шкатулки загадки и отгадывает)
Игра «Отгадай, что загадал»
Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна.
(Скатерть-самобранка)
Знает утка, знает птица,
Где Кощея смерть таится?
Дай, дружок, скорей ответ.
(Игла)
Как у Бабы у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный
Аппарат летательный.
Какой?
(Ступа)
Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
(Мышка)
Домовой. Молодцы, ребята! Справились! А еще я люблю, когда меня угощают блинами, пирогами, баранками.
Хозяюшка. ребята с вами испечем баранки для Домовенка. Будем печь? (Ответы детей)
-Да вот печь надо разжечь, тесто надо замесить в моем деле помогите.
Давайте печь растопим, что там у нас посмотрим?
Подбросим дров. Прекрасно!
Эх, гори, гори ясно!
(игра «Гори, гори ясно)
Гори, гори ясно
Глянь на небо,
Птички летят
Колокольчики звенят.
(затем оббегают круг с двух сторон)
-Молодцы ребята, печку затопили.
(Дети проходят к столу рассаживаются. На столах лежат шарики солёного теста)
-Теперь проходите и садитесь за столы, сейчас мы будем стряпать баранки. Возьмите кусочек теста. Помните его. Почувствуйте, какое оно мягкое, теплое. Своими ручками мы передадим тесту тепло и хорошее настроение. Баранки тогда получаться пышными, душистыми, вкусными.
(Бублик и баранки - раскатать тесто и свернуть палочку в кольцо,
соединить концы).
-Теперь положим на противень и поставим в печь. Пока наши баранки пекутся, мы с вами поиграем
проводится пальчиковая гимнастика «Испеки нам пироги»
Хозяюшка: ну - ка посмотрю баранки. Ой, какие да румяные. Вам в корзину положу, а вы в группе вместе с друзьями чай пить будете. Вы Хозяюшку потешьте, баранок моих поешьте, домовенка Кузю угостим и наших гостей.
Домовой. Спасибо, ребята. Мне очень понравилось с вами играть, вкусные баранки испекли. Устал я, пора мне отдохнуть. Пойду, посплю за печкой. До свидания! (домовой уходит).
Хозяюшка: Вам понравилось в русской избе? Придете сюда снова (Ответы детей). А кто нам их помог приготовить?