Маргарита Рассохацкая
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Опыты от Фиксиков»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия (познавательно — исследовательская деятельность) в средней группе «Опыты от Фиксиков».
Воспитателя детского сада «Березка» Рассохацкой М. В.
Цели: познакомить детей со свойствами стекла (прозрачное, водонепроницаемое, звучащее, хрупкое); развивать любознательность, наблюдательность, внимательность; прививать бережное отношение ко всему стеклянному; формировать навыки безопасного обращения со стеклянными предметами.
Публикация «Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе „Опыты от Фиксиков“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Задачи: расширять и уточнять представление детей о свойствах стекла; развивать у детей речь, воображение, внимание, фантазию, обогащать словарный запас новыми словами, а также познакомить с предметами, опасными для жизни и здоровья.
Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «речевое развитие», «социально- коммуникативное развитие», «художественно- эстетическое развитие».
Виды детской деятельности : познавательно-исследовательская, социально - коммуникативная, игровая, продуктивная.
Материал и оборудование: стеклянные прозрачные стаканы, стеклянный прозрачный графин, стеклянная прозрачная бутылка, стеклянные прозрачные вазы, стеклянный прозрачный флакон, цветные шарики, пластмассовый стакан, коробочка с осколками стекла, металлические палочки, знаки, стеклянные рамки с трафаретами, губки по количеству детей, салфетки, краски, емкости для красок, карточки, макет принтера, мольберт, магниты, указка.
Аудиозапись с мелодиями, презентация, видеофайлы, ноутбук, экран, портативная колонка; стулья, столы.
Словарная работа: новые слова: хрупкое, прозрачное, мелодичное, водонепроницаемое.
Ход занятия:
Воспитатель с детьми входят в группу и становятся в круг.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я буду вашим воспитателем. Надеюсь, мы с вами подружимся. А чтобы познакомиться, предлагаю поиграть. А поможет нам телефон.
«Телефончик знакомства»
Ход игры: Игроки становятся в круг. У ведущего в руках телефон. Первому ребенку, стоящему в кругу, тоже вручается телефонная трубка. Ведущий звонит каждому ребенку и ведет диалог:
- Здравствуй. Как тебя зовут?
Воспитатель: Вот мы и познакомились! И я предлагаю вам подарить друг другу улыбку.
Встаньте дети, встаньте в круг.
Влево, вправо повернитесь
И друг другу улыбнитесь!
Ребята, сегодня у нас в гостях герои из мультфильма. Догадайтесь, кто они? Это маленькие человечки, которые тоже любят говорить по телефону, а еще ремонтируют разные приборы и ухаживают за ними.
Ответы детей.
(слайд1 с Фиксиками)
Воспитатель: Правильно. Это Фиксики! Очень добрые и веселые друзья. Вот только сегодня они что- то грустные. Что же у них произошло? Смотрите, ребята, нам видеосообщение!
(видеосообщение от Нолика).
Нолик: Здравствуйте, ребята! В нашей лаборатории есть очень много стеклянных предметов, они нужны нам для создания стеклянного города! Но так случилось, что в лабораторию проникла Кусачка и перемешала все стеклянные предметы с пластмассовыми, деревянными, металлическими предметами. И мы не можем сами найти эти стеклянные предметы. Ребята, помогите нам найти их.
Воспитатель: Ребята, поможем Фиксикам найти стеклянные предметы?
Дети: Да!
Воспитатель: А чтобы найти их, надо провести опыты. А опыты, как известно, проводятся в лаборатории. Хотите отправиться в лабораторию Фиксиков? Тогда вперед! Я буду паровозиком, а вы вагончиками. Поехали.
(Под песню из мультфильма «Паровоз» воспитатель изображает паровоз, дети встают друг за другом, изображая вагончики. Останавливаются перед столами со стеклянными предметами).
(слайд2)
Воспитатель: Вот мы и приехали в лабораторию. Здесь нас ждут интересные опыты и удивительные открытия, которые приготовили для нас Фиксики. А чтобы стать настоящими учеными, предлагаю надеть специальные шапочки для ученых.
(Слайд 3)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку, что на ней изображено?
Ответы детей
Воспитатель: А как вы думаете, из чего сделаны эти предметы?
Ответы детей
Воспитатель: Все эти предметы сделаны из стекла. Сегодня мы поговорим о стекле, о том какое оно. Ребята, посмотрите на изделия, которые стоят на столе. Потрогайте их, возьмите в руки и назовите. Первый ребенок, что у тебя в руках? Обратите внимание на то, что все они похожи друг на друга, так как сделаны из стекла.
Предметы, сделанные из стекла, называются стеклянными. Повторите это слово – стеклянные. А что еще в нашей группе сделано из стекла?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, молодцы! А теперь переходим к опытам от Фиксиков. И первый опыт от Папуса.
(слайд 4 с изображением Папуса)
Опыт №1
Воспитатель: Первый ребенок, возьми стеклянный стакан, второй ребенок, положи в него шарики. Посмотрите на стакан. Что в нем лежит? А как вы узнали, что в стакане красные шарики? Почему мы видим, что лежит в стакане? (Потому, что стекло прозрачное).
Воспитатель: Молодцы, вот мы и выяснили, что стекло прозрачное. Второй ребенок, повтори еще раз, какое стекло? Третий ребенок, а ты запомнил, какое стекло? Ребята, а какие еще предметы из прозрачного стекла вы знаете?
Дети: Посуда, окна, стекло для очков, лампочка, ваза, аквариум и т. д.
Воспитатель: Молодцы! А чтобы запомнить, что стекло прозрачное, мы прикрепим карточку со свойством на мольберт. Четвертый ребенок, прикрепи карточку на мольберт.
(слайд 5)
Воспитатель: Стекло бывает не только прозрачное, но и цветное. Посмотрите на картинку и назовите изделия из цветного стекла, определите их цвет. (зелёный стакан, красная ваза и т. д.)
Воспитатель: Молодцы! Двигаемся по лаборатории Фиксиков дальше. А куда двигаться дальше, нам покажет знак. Куда он нам указывает?
(воспитатель с детьми переходят ко второму столу)
Воспитатель: Ребята, второй опыт от Шпули.
(слайд 6 с изображением Шпули)
Опыт № 2
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, в какие стеклянные изделия мы можем налить воду?
Ответы детей
( Воспитатель снимает салфетку со стеклянных изделий: стакан, кружка, ваза с водой, бутылка с водой, графин с водой)
Воспитатель: Посмотрите, пропускает стеклянный графин воду? А стеклянная бутылка? А стеклянная ваза? Предлагаю налить воду в стакан и в кружку. Пропускают ли стакан и кружка воду?
Дети: Нет!
Воспитатель: Ребята, какой вывод мы можем сделать?
Дети: стекло не пропускает воду.
Воспитатель: Иными словами, стекло – водонепроницаемое, то есть не пропускает воду, и в любую стеклянную посуду мы можем налить воду. Первый ребенок, скажи: стекло водонепроницаемое. Второй ребенок, повтори.
Воспитатель: Третий ребенок, прикрепи карточку на мольберт.
Воспитатель: Путешествуем по лаборатории дальше. Куда указывает знак?
(воспитатель с детьми переходят к третьему столу)
Воспитатель: От кого же третий опыт? Ребята, третий опыт от Файера.
(слайд 7 с Файером)
Опыт №3
Воспитатель: Посмотрите на предметы и скажите, из чего они сделаны? (из трех прозрачных стаканов один пластмассовый).
Дети: Из стекла.
Воспитатель: А вот мы сейчас это и проверим. Ребята, стекло обладает музыкальностью, звучностью (воспитатель дает детям по палочке). Постучите слегка по первому стакану. Что вы слышите?
Дети: Мелодичный звук, звук похожий на музыку.
Воспитатель: Какой это стакан? (стеклянный) А теперь постучите слегка по этому стакану. Что вы слышите?
Дети: Мелодичный звук, звук похожий на музыку.
Воспитатель: Какой это стакан? (стеклянный) Постучите своей палочкой по этому стакану (мелодичность отсутствует).
Воспитатель: Вы слышите мелодичный звук, похожий на музыку?
Дети: Нет.
Воспитатель: Как вы думаете, это стеклянный стакан?
Дети: Нет.
Воспитатель: А какой? Правильно, это, ребята, пластмассовый стакан. Итак, мы выяснили, что стекло мелодичное. Так какое же стекло?
Воспитатель: Первый ребенок, прикрепи магнитом карточку на мольберт.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что произойдет, если я упущу стеклянный стакан?
Дети: Разобьется.
Воспитатель: Правильно, он разобьется. Проведем такой опыт - разобьем стакан?
Дети: Нет!
Воспитатель: А почему мы не будем проводить этот опыт?
Ответы детей
Воспитатель: Конечно, ведь осколками стекла можно пораниться. Ну, а если все- таки стеклянное изделие разобьется, как правильно собирать осколки?
Ответы детей
Воспитатель: А еще будет очень обидно и жалко, если разобьются красивые стеклянные изделия. Вот я однажды была неосторожна и разбила свою любимую стеклянную вазочку. Вот все, что от нее осталось.
(воспитатель показывает в коробочке битые стеклышки)
Воспитатель: Как же надо обращаться со стеклянными изделиями?
Дети: Изделия из стекла нельзя бросать, в стеклянное окно нельзя бросать камень, мяч. Со стеклянными изделиями нужно обращаться очень осторожно.
Воспитатель: Значит, можно сказать, что стекло хрупкое. Первый ребенок, скажи: стекло хрупкое.
Воспитатель: Второй ребенок, прикрепи карточку на мольберт.
Воспитатель: Молодцы, ребята, отлично потрудились! Пора нам отдохнуть! И я предлагаю превратиться в маленьких Фиксиков. Становитесь в круг.
Физминутка Фиксики «Помогатор»
Воспитатель: Вот и повеселились! А теперь я предлагаю вспомнить, что же мы узнали сегодня про стекло. А помогут нам карточки со свойствами стекла. (подходят к мольберту, воспитатель указкой показывает карточки, дети вспоминают свойства стекла).
Воспитатель: Итак, стекло какое?
Дети:
- стекло прозрачное,
- водонепроницаемое, стекло не пропускает воду,
- стекло мелодичное,
- стекло хрупкое.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня большие молодцы! Справились со всеми опытами и помогли Фиксикам. Нам снова видеоособщение!
(видеосообщение от Фиксиков)
Фиксики : Ребята, вы справились с опытами и очень помогли нам сегодня! Теперь, когда мы узнали все свойства стекла, мы без труда найдем стеклянные предметы в лаборатории и построим из них стеклянный город! Спасибо вам!
Дети: Пожалуйста!
Воспитатель: Хочу открыть вам секрет : со стеклом можно не только экспериментировать, но и рисовать на нем! Ребята, Фиксики приготовили для вас сюрприз.
(подходим к столу, где подготовлен материл для рисования)
Воспитатель: Ребята, вы знаете, как Фиксики любят чинить разные приборы. Именно их Фиксики предлагают нам нарисовать на стекле. Садитесь за столы, посмотрите, как мы будем рисовать: возьмем в руки губку, обмокнем ее в краску и методом примакивания нанесем краску на стекло. Ребята! Есть одно правило: рисовать нужно, пока играет музыка, как только музыка остановится, вы должны закончить. Поэтому поспешите рисовать!
(выполняем под музыку 1,5 минуты)
(дети губками наносят краску на трафареты, прикрепленные к рамочкам под спокойную, релаксационную музыку).
Воспитатель: А теперь уберем трафареты и посмотрим, что же у нас получилось. (дети показывают свои рисунки). Какие замечательные рисунки на стекле у нас получились! Предлагаю показать их Фиксикам.
(ставят рисунки на подставки)
Теперь нам пора возвращаться в детский сад. А паред этим мы должны оставить порядок. (убираются на рабочем месте, снимают шапочки)
Воспитатель: Превращаемся в паровозик. Вперед!
(берут друг друга за пояс и под песню «Паровоз» идут по кругу)
Воспитатель: Вот мы с вами и в детском саду.
-Ребята, где мы сегодня побывали?
-Кому мы сегодня помогали?
-А какие предметы мы помогли найти Фиксикам?
-Понравилось вам в лаборатории Фиксиков?
-И мне очень понравилось с вами сегодня!
(звук принтера)
Воспитатель: Ой, а что это за звук? Да это же принтер, а он от Фиксиков. Ребята, Фиксики передали вам подарки. А наша увлекательная встреча подошла к концу. До свидания!