Татьяна Владимировна Уварова
Конспект занятия «Увлекательные опыты с электричеством, магнитом, природными веществами, воздухом»
▼ Скачать + Заказать документы
Увлекательные опыты с электричеством, магнитом, природными веществами, воздухом
Цель: Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира, знакомить с такими явлениями как электричество, магнит, воздух, природные вещества, формировать опыт выполнения правил техники
безопасности при проведении экспериментов.
"Люди, научившиеся наблюдениям и опытам приобретают способности сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываются на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел"
Публикация «Конспект занятия „Увлекательные опыты с электричеством, магнитом, природными веществами, воздухом“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество, опыты. Эксперименты с электричеством
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
К. Е. Тимирязев
Ход занятия.
Воспитатель: Дорогие ребята! Пройдет совсем немного времени, и вы станете школьниками, научитесь читать и писать, решать сложные задачи, читать интересные книги. Будет у вас в школе урок, на котором вы будете изучать природу. Он называется окружающий мир. Природа - это все что нас окружает: солнце, воздух, вода, песок, камни, деревья. Изучить все это очень сложно! Мы с вами в течении этого года пытались заглянуть в эту великую книгу природы. И так начинаем.
Собрались мы с вами вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем!
Что ж, ребята, начинаем.
Стук в дверь. Заходит опоздавший ребенок.
Ребенок: Что делать - то собираетесь?
Воспитатель: Опыты
Ребенок: Я тоже хочу! Очень люблю всякие фокусы! Я их в цирке видел.
Воспитатель: Так мы не фокусы, а опыты делать будем. И цирк тут совсем не причем. Хотя я вам должна сказать, что в цирке мне тоже нравится
Ребенок: Ну, опыты, так опыты! Какая разница! Давайте скорей!
Воспитатель: Разница-то очень большая. Хотя сходство есть. Подготовка и к фокусам и к опытам требует тщательной подготовки.
Ребенок: Ну, давайте же скорее! Чего там возиться. Вот в цирке артист скажет волшебные слова и все готово.
Воспитатель: Так в цирке, Макар, развлекаются и отдыхает. А мы ведем серьезную научную работу, и делаем это для того, чтобы больше узнать, показать другим и самим больше узнать. Фокусники свои секреты скрывают, а мы сейчас все расскажем, что знаем и умеем.
Воспитатель: Я приглашаю вас в лабораторию - это место, где проводят опыты и эксперименты. Но прежде чем приступить к работе мы должны назвать правила безопасности проведения опытов.
Дети:
1. Внимательно слушать взрослого и точно выполнять его указания.
2. Ничего не трогать в лаборатории без разрешения воспитателя.
3. Не пробовать на вкус жидкости и вещества.
4. Некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
Воспитатель: Смотрите ребята тут письмо. Давайте посмотрим, кому оно адресовано. Открываю, а здесь ничего нет! Чистый лист. Я, кажется, знаю, в чем дело. Бывают секретные сообщения написанные "шпионскими"
невидимыми чернилами. Их секрет - в сочетании лимонного сока и тепла. Тепло вызывает химические изменения в лимонном соке и они проявляются на бумаге.
Нагреваем письмо над свечой.
На бумаге проявилось:
«Электричество
Вещества
Магнит
Воздух»
Воспитатель: Приступаем к опытам с электричеством. Что мы с вами знаем о нем (ответы детей)
1. Опыты «Электризация объектов», «Притяжение и отталкивание» (Приложение 1)
Воспитатель: Почему так получилось? (Шар стал наэлектризованным после того, как его потерли шерстяной тканью. Он приобретает силу, которая притягивает к себе предметы. Электрические заряды, приобретаемые предметами, сделанными из одного и того же материала, будут одинаковыми. Предметы с противоположными зарядами притягиваются друг к другу, а предметы с одним и тем же зарядом отталкиваются друг от друга. Оба шарика приобрели отрицательный заряд и отталкиваются друг от друга. А когда между ними поместили лист бумаги, они начинают притягиваться к бумаге. Она не наэлектризована и поэтому имеет как положительные, так и отрицательные заряды. Отрицательно заряженные шарики притягиваются к положительно заряженным листам бумаги.)
Воспитатель: Начинаем опыты с природными веществами.
2. Опыт с молоком.
Воспитатель: Я предлагаю вам стать необычными художниками. Мы будем рисовать узоры на молоке. У вас в тарелочках молоко, пищевой краситель, а я добавлю вам по капельке моющего средства. Очень осторожно начинайте рисовать узоры ватной палочкой.
Почему так получилось? (Если добавить краситель в воду он равномерно растворится в ней. Молоко же смесь жиров и воды. Жиры не растворяются в воде. Здесь в молоке жир и вода смешаны. Красители не распространяются в молоке быстро, а смешивается с водной частью молока. Когда мы добавляем в молоко моющее средство происходит две вещи: поверхностное натяжение воды разрушается, и жиры с водой начинают смешиваться, так как моющее средство разрушает жир. Пищевой краситель начинает двигаться по тарелке, образуя узоры)
3. Опыт «Вулкан»
Воспитатель: Прежде чем приступить к опыту я хочу рассказать вам
легенду.
Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил Вулкан кузнецу внутри горы. Когда он работал, гора дрожала от верхушки до основания. С оглушительным ревом летели камни, огонь, пепел. «Вулкан работает» - со страхом говорили люди и подальше уходили от этого места. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами.
Дети рассматривают макет вулкана (форма, жерло, лава). Проведение опыта (Приложение 1)
Воспитатель: Почему так происходит? (В этом опыте мы использовали
вещества : пищевой краситель, моющее средство, уксус, щёлочь, соду. Уксус и щёлочь вступают в интенсивную реакцию, в результате которой образуется
углекислый газ. Так как газы занимают больше места, чем твердые тела и жидкости, смесь начинает пузыриться и вытекать из нашего вулкана)
Этот опыт можно проводить только со взрослыми.
Физминутка
По долине мы шагаем, за природой наблюдаем.
Вот вулкан Великан, мощно бьёт его фонтан.
Слева грот и справа печка, ох, пыхтит его сердечко!
Басом может он смеяться, кашей огненной плеваться.
Вот природы щедрый дар!
К вулканам вы не подходите, руки ноги берегите!
Ну, а если подкрадётесь, сильно страшно обожжетесь!
(Эльбрус)
Воспитатель: Приступаем к опытам с магнитом. Я расскажу вам ещё одну легенду.
В старину рассказывали, будто на краю света у самого моря была огромная гора. У подножья этой горы люди нашли камни, обладающие невиданной силы - притягивать к себе некоторые предметы. Неподалеку стоял город Магнесия, в котором жил храбрый рыцарь. Его звали Магнис. Он носил доспехи из железа, поэтому не боялся ни вражеских стрел, ни зверей. Смело расхаживал он, где хотел, только в одном месте никогда не бывал - возле той самой горы. С детства ему рассказывали, что проехать мимо той горы никто не может. Притягивает она к себе и не отпускает. Ему было интересно, что за колдовство в этом месте скрыто. Поспорил рыцарь, что побывает там и вернется. Но как не отважен был рыцарь, гора его притянула. Подумайте, какой способ он нашел, чтобы освободиться от горы. Что мы знаем о магните? (Ответы детей)
4. Опыты с магнитом.
Игра «Кто быстрей уберет на столе» - убираем рассыпанные скрепки магнитом.
Опыт «Притягивание одних предметов через другие» (Приложение 1)
Почему так происходит? (Так происходит из-за подводного магнетизма. Магнитная сила действует и под водой. Сила магнита зависит от его формы. Круглый магнит самый слабый, а в форме подковы самый сильный. Если форма одинаковая, сильней будет тот магнит, чей размер больше)
Воспитатель: Последние наши опыты мы проведем с воздухом.
Что мы знаем о воздухе? (ответы детей)
5. Опыты «Воздух имеет массу» (приложение 1)
Почему так происходит? (Надутый шарик тяжелее, чем сдутый, из-за воздуха внутри его. Воздух имеет вес.)
Итог занятия.
Воспитатель: Вы поняли, ребята, чем отличаются опыты от фокусов? Тем, что они требуют научных знаний.
Приложение.
Опыт «Притягивание одних предметов через другие»
Материалы: магнит, стакан, вода, иголка, песок.
Технологический процесс:
- положите иголку внутрь стакана и наполните её водой.
- поднесите магнит к стенке стакана.
- поднимаем иголку магнитом вверх по стенке банки.
- пробуем вытащить иголку из банки не замочив руки.
Результат:
Когда стакан заполнен водой, иголка притягивается к магниту через стенку стакана.
Опыт «Притяжение и отталкивание»
Материалы: два воздушных шарика, нитка, лист бумаги, шерстяная ткань.
Технологический процесс:
- надуваем воздушные шарики
- завязываем шарики нитками и связываем свободные концы ниток между собой.
- натираем оба шарика шерстяной тканью
- держим за центр нити связывающие шарики, позволив им свободно повиснуть
- вставляем лист бумаги между шариками.
Результат
1. Шарики начинают удаляться друг от друга.
2. Шарики приближаются друг к другу.
Опыт «Форма магнита и его сила»
Материалы: магниты разных форм и размеров, скрепки из железа, гвозди, монеты, три картонные коробки.
Технологический процесс:
- возьмём одну коробку и положим в неё монеты, соответственно в другие гвозди и скрепки.
- возьмём магнит в форме подковы и подносим его к каждой из коробок.
- посчитаем сколько предметов притянулось к нему
- тоже сделаем с магнитами другой формы и размера.
Результат:
Магнит в форме подковы притягивает больше предметов, чем прямоугольный, а прямоугольный больше, чем круглый.
Опыт «Электризация объектов»
Материалы: воздушный шар, полоски тонкой бумаги, шерстяная ткань.
Технологический процесс: Надутый воздушный шар интенсивно потереть шерстяным платком. Подносим к полоскам бумаги, волосам ребенка.
Результат:
Полоски бумаги прилипают к шарику. Волосы поднимаются и тянутся к шарику.
Опыт «Вулкан»
Материалы: тесто, противень, воронка, пластиковая бутылка, красный пищевой краситель, моющее средство вода, уксус, сода.
Технологический процесс: приготовим соленое тесто. Облепим бутылку тестом, чтобы получился конус, высушим его. Затвердевшее тесто красим черной краской. Добавляем в теплую воду пищевой краситель и наливаем в бутылку 400 мл. смеси. Добавляем соду, уксус.
Результат:
Красная пена, лава ползет по склонам вулкана
Опыт «Воздух имеет массу»
Материалы: 2 одинаковых воздушных шарика, нитка, иголка.
Технологический процесс: Возьмем два шарика одинакового размера, закрепим шары на двух концах стержня. Уравновесим стержень на нитке параллельно земле. Один из шаров проколем иголкой.
Результат:
Ровно висящий стержень перевешивается в ту сторону, где шар надут.