юлия асадова
Конспект открытого занятия в средней группе «Зимняя сказка»
Конспект опытно - экспериментальной деятельности
в средней группе
«Зимняя сказка"
Составила воспитатель Асадова Ю. Ю.
Цель: развивать у детей интерес к экспериментальной деятельности.
Образовательные задачи
- Обобщать представления о зимних явлениях в природе.
-Активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.
-Совершенствовать грамматический строй речи.
-Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи.
Развивающие задачи:
Публикация «Конспект открытого занятия в средней группе „Зимняя сказка“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
- Развивать у детей умение логически выстраивать своё высказывание.
- Развивать общую моторику.
-Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, воображение, творческого мышления
-Расширять представления детей о происхождении снежинок, их формы, свойствах воды, снега и льда.
Воспитательные задачи:
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, проявления инициативы.
Оборудование: снег, лед в емкостях, пластиковые стаканчики на каждого ребенка, цветная бумага, воронка, вата, замороженные бусинки, холодная и горячая вода, искусственная елка, мягкая игрушка - Барбоскин Гена, пищевая сода, жидкое мыло, деревянные шпатели, картинки снежинок в форме цветка, звездочки, иголочки, крупы, гирлянды елочные на батарейках, веселые и грустные снежинки для рефлексии.
Предварительная работа: беседа о зиме, ее признаках; правилах безопасности в зимний период, правилах безопасности обращения с веществами, разучивание логоритмических упражнений и музыкально-ритмических приветствий
Ход деятельности:
Дети входят в группу, становятся в круг.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, я очень рада встрече с вами. Сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся друг с другом и нашими гостями музыкально!
Звукозапись «Здравствуйте, милые дружочки» (Т. Новоселовой).
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Послушайте стихотворение:
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
– Дети, о каком времени года я говорю? (Зима). Молодцы! А как вы догодались?
Дети называют признаки зимы (На улице становится холодно, люди надевают тёплую одежду, озёра и реки покрываются льдом, выпадает снег, прилетают снегири, звери готовятся к зиме.)
Воспитатель: – Правильно, зимой очень холодно. Всё покрыто белым, пушистым снегом. Часто дуют сильные ветры. С неба летят снежинки. На прогулке мы с вами наблюдали уже за снежинками. Какой они были формы? (ответы сопровождаются показом картинок снежинок в форме цветочка, звездочки, иголочки, крупы). А что такое снежинка? (Ответы детей). Снежинка - это капельки воды, которые замёрзли и превратились в тонкие иголочки - кристаллики. Они соединяются друг с другом в красивые формы. А когда снежинок падает много-много, то это уже снегопад! А на земле много снега образуют большие сугробы.
Дыхательная гимнастика:
Воспитатель: Давайте представим, что у нас на ладошках лежат снежинки. Они летают, если подует ветерок. Давайте сдуем снежинку с ладони.
Для этого вдохните через нос, выдохнуть округленными губами -трубочкой, спокойно, плавно. Подуйте на снежинки холодным воздухом.
А теперь согрейте ладошки горячим дыханием. Вдохните через нос, а выдыхаем полуоткрым ртом (-ха).
- А мы мороза боимся? (Нет) Давайте поиграем.
Динамическая пауза
Ты мороз, мороз, мороз, не показывай свой нос!
Уходи скорей домой,
А мы саночки возьмем,
Да на улицу пойдем.
Сядем в саночки-самокаточки, да с горы-то – ух!
В снег пушистый – бух! (дети изображают саночки, по сигналу воспитателя приседают и «падают в сугроб»)
-Ребята, во что мы любим играть зимой? (ответы детей)
-Давайте катать снежный ком, слепим кролика!
Логоритмическая игра «Снежный ком»
Мы слепили снежный ком
Уши сделали потом
И как раз вместо глаз
Угольки есть у нас.
Покатился снежный ком, (идут по кругу, вращая перед грудью согнутыми в локтях руками, пальцы сжаты)
Он быстрее, я бегом (переходят на бег).
И в калитку лбом (останавливаются на последнее слово
БОМ! (Легко хлопают ладошкой по лбу).
Слышится музыка из мультфильма «Барбоскины»(новогодняя).
Воспитатель: Ребята, что это за музыка такая веселая? Чей - то домик…присаживайтесь, узнаем кто здесь к нам пришел.
Появляется герой – Гена в костюме деда Мороза (театрализация).
Барбоскин:-Здравствуйте, дети! Я – дедушка мороз! Я пришел к вам издалека и очень рад встрече с вами. Ребята, я пришел узнать, любите ли вы опыты и эксперименты!
Воспитатель:-Здравствуй, дедушка мороз! Мы тоже тебе рады! А почему ты интересуешься экспериментами? Ребята, кого- то он мне напоминает! А Вам?
Воспитатель:-Дед мороз, а подарки ты принес?
Барбоскин: -Про подарки я помню! Вот наступит сказочная волшебная новогодняя ночь, тогда никто без подарков не останется! Вы меня узнали… Я - Гена Барбоскин. Сегодня я хочу пригласить вас в зимнюю лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? Это место, где проводят опыты и эксперименты.
Воспитатель: Ну, что, ребята хотите заняться исследованиями? (ответы детей) Пойдем вместе с Геной в его лабораторию, посмотрим, что он нам приготовил!
Дети переходят за экспериментальные столы
Опытно-экспериментальная деятельность:
Опыт. 1 Сравнение снега и льда.
Воспитатель: Ребята, что приготовил для вас Гена? (Снег и лед)
- Давайте сравним их. Можно потрогать руками. Что в них общего? ( Ответы детей: снег и лед состоят из воды, они холодные).
-Чем отличается снег ото льда? (Снег - белый, лед - безцветный. Снег-рыхлый, мягкий, лед - твердый, скользкий).
-Чем пахнут снег и лед? (Они не имеют запаха)
-Насыпьте ложкой немного снега в стаканчик и поставьте его на цветную бумагу. Что вы видите? (снег не прозрачный,бумага не просвечивает). А теперь возьмите кубик льда и поставьте на цветную бумагу. Что вы увидели (через лед видно бумагу, лед прозрачный).
- Сейчас возьмите еще немного снега и положите в воду. Что вы увидели? (снег растворился в воде, расстаял).
-Теперь возьмите кусочек льда и опустите его в воду. Что происходит? (лед плавает, не растворяется быстро как снег)
-Лед состоит из воды. Когда вода замерзает, в ней остаются пузырьки воздуха, поэтому лед не тонет, он легче воды и на всю зиму укрывает наши озера и реки.
-Итак, что мы узнали сегодня о снеге и льде? Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: снег и лед состоят из воды, они холодные, не имеют запаха; снег белый, мягкий, не прозрачный, рыхлый, растворяется в воде. Лед прозрачный, твердый, скользкий, не растворяется в воде, не тонет.
Опыт 2 «Вкусно? Полезно?»
- Интересно, кто знает, какой снег и лед на вкус? Снег такой белый, а чистый ли он, как вы думаете? (предположения детей)
- Давайте проверим. У меня как раз есть лишние стаканчики со снегом (в стаканчиках растаявший снег). Ой….а где же снег? (Снег растаял, так как стоял возле батареи). Значит будем исследовать растаявший снег, талую воду. Возьмите воронки и поставьте в стаканчики, положите сверху вату и вылейте немного воды на вату. Что вы видите? (маленькие частицы грязи, песка).
-А вы и сейчас хотите попробовать снег? (Нет). Снег грязный, хоть и белый. В нем очень много песка, вредных болезненных микробов. Что может случиться с нами, если мы это кушать? (мы заболеем).
Вывод: снег пробовать на вкус нельзя, он содержит в себе частицы грязи.
Опыт 3 «Замороженные бусинки»
-Ребята, Гена мне рассказал, что его сестренка Лиза рассыпала на снегу бусы и они заледенели. Как же нам помочь Лизе, вернуть бусы? (растопить лед.
-Как можно растопить лед? (подышать на него, положить в тепло, в горячую воду).
-Интересно, в холодной воде лед растает? Давайте проверим все ваши предложения.
Возьмите кусочек льда с бусинкой и попробуйте его растопить. Посмотрим, где быстрее будет результат. (дети пытаются растопить лед действиями на выбор)
-Итак, в холодной воде бусины не растаяли, в ладошках тоже, а в горячей воде бусины растаяли очень быстро. Какой мы сделаем вывод?
Вывод: лед быстрее тает в горячей воде.
Воспитатель: Ребята, а вдруг перед самым новым годом пойдет дождь и снег растает? Неужели мы останемся без снежного волшебства и подарков под елочкой? Что же делать?
- Я предлагаю вам превратиться в волшебников и сделать своими руками искусственный снег. Согласны? (Да)
Дети переходят к следующим экспериментальным столам.
Воспитатель: Сначала подготовим для волшебства наши руки:
Логоритмическое упражнение “Белый мишка»(Т. Новоселовой) :
Белый мишка шел по снегу
Сам с собой он вел беседу:
«Ры - ры - ры, ру- ру - ру,
Много снега наберу.
Налеплю комочков - беленьких снежочков.
Буду, буду их катать, а потом бросать!»
- Наши руки готовы творить волшебство!
Для искусственного снега нам понадобится сода, которая есть у каждой мамы на кухне и жидкое мыло. Помните о правилах безопасности: не пробовать вещества на вкус!
-Возьмите стакан с содой и пересыпьте в ваш лоток. Теперь возьмите баночку с жидким мылом и вылейте на соду. Хорошо перемешайте деревянной палочкой - шпателем, можно смешивать руками, и ….наш снег готов! Возьмите его в руки, что вы чувствуете? (приятный, прохладный, мягкий). А главное - снег не тает, им можно играть каждый день.
- Гена Барбоскин сегодня у нас Дед Мороз и принес вам из леса зеленую красавицу. Давайте нашим волшебным снегом украсим елочку! (Украшаем ветви снегом)
- Чтобы у нашей елочки было праздничное настроение, давайте слепим ей друзей? Кого бы вы хотели слепить? (ответы детей, творческая работа).
Рефлексия
-Ребята, Гене Барбоскину пора возвращаться домой. Он принес вам в подарок снежинки и очень хочет узнать, понравилось ли вам сегодня играть? Если понравилось - возьмите веселую снежинку, а если вам было не интересно - возьмите грустную.
(Дети выбирают снежинки)
- Мне очень понравилось с вами играть. Вы были очень внимательными, активными и дружными. Я выбираю веселую снежинку и предлагаю вам украсить нашу елочку вашими снежинками! (Дети украшают елку снежинками).
-Сейчас мы говорим нашим гостям спасибо за внимание и до свидания!
Конец занятия.