Екатерина Агошкина
Конспект открытого занятия в средней группе «Свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представлений о воздухе и его свойствах.
Обучающие задачи:
• Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.
• Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.
• Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.
• Продолжать закреплять навыки проведения опытов.
Развивающие задачи:
• Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
• Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.
Публикация «Конспект открытого занятия в средней группе „Свойства воздуха“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
• Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой
Методологические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, опыт, продуктивная деятельность детей, подведение итогов, вопросы, индивидуальные ответы детей, игры.
Гипотезы:- воздух постоянно нас окружает;
- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- воздух легче воды;
- воздух есть внутри предметов;
- воздух есть внутри людей;
- без воздуха не возможна жизнь.
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное»,
«Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем исследователями.
А чтоб узнать, что будем исследовать, отгадайте загадку.
Загадка
Он нам нужен, чтоб дышать
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! (воздух).
Воспитатель: Для чего нам нужен воздух?
Дети: Чтобы дышать
Воспитатель: Давайте сделаем глубокий вдох а затем выдох. Что мы с вами сделали?
Дети: Мы вдохнули и выдохнули воздух
Воспитатель: Ребята, а вы видите воздух?
Дети: Нет
Воспитатель: Я тоже его не вижу, но знаю, что воздух есть везде вокруг нас. А почему мы его не видим?
Дети: Он прозрачный и невидимый.
Воспитатель: А какого он цвета?
Дети: Бесцветный
Воспитатель: Для того чтобы проверить, правда ли, что воздух прозрачный, бесцветный, но он вокруг нас, предлагая провести несколько опытов!
Опыт 1. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом и фонариком). Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?
Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.
Воспитатель: Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какого цвета воздух?
(ответы детей). На столах у нас фонарики. Ребята, давайте посветим на пакет. Что вы увидели?
Дети: Свет фонарика проходит через пакет.
Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный.
Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.
Опыт 2. «Воздух внутри и вокруг нас».
Воспитатель: Перед вами стаканчики с водой. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки. Пузырьки воздуха!
Воспитатель: Молодцы! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. А как вы думаете, в других предметах есть воздух (ответы детей).
Дидактическая игра: «Тонет - не тонет».
(Дети поочередно кладут в тазик с водой стеклянные шарики, железные мелкие предметы, пробки, поролоновый мячик др. предметы. И наблюдают какие из них тонут, а какие плавают).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь мы можем сделать вывод, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать, а в которых нет воздуха тонут.
Физкультминутка:
Дует ветер с высоты,
Гнутся травы и кусты,
Вправо – влево, влево – вправо,
Клонятся цветы и травы
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте
Выше, веселей вот так
Переходим все на шаг
Вот и кончилась игра
Заниматься всем пора!
Опыт 3. Движение воздуха.
Воспитатель: Ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается - получается ветерок. На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, плывут облака, крутится вертушка и тд.). Ветер – это движение воздуха.
Я предлагаю вам, увидеть и почувствовать движение воздуха. Давайте подуем на небольшие и легкие предметы и увидим, как они двигаются.
Возьмите веера и помашите ими перед лицом. Что вы чувствуете?
Дети: Небольшой ветерок, чувствуем как движется воздух.
Вывод: Ветер – это движение воздуха.
Воспитатель: А еще я предлагаю поиграть в игру «Веселое перышко». Мы будем дуть на наши перышки и посмотрим у кого дольше и выше будет летать перышко.
Опыт 4. Чем пахнет воздух?
Воспитатель: Как можно почувствовать запах воздуха?
Дети: Понюхать.
Воспитатель: сам воздух не имеет запаха, но переносит их. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, что нам приготовили. Или мы можем услышать запах духов или др. пахучих веществ.
Вывод: воздух не имеет запаха, но переносит запахи.
Опыт 5. Можем ли мы услышать воздух?
Воспитатель: На самом деле, звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед.
Давайте с вами возмем свистульки и подуем в них. Что же происходит?
Дети: Мы слышим звук – воздух выходит из свистульки.
Воспитатель: Так же мы может услышать воздух и другим способом (воздух, издаваемый из резиновой игрушки, музыкально – духовые инструменты).
Вывод: звук возникает при быстром движении воздуха.
Воспитатель: Ребята, Вы отличные воздухоискатели! В результате наших исследований и проведенных опытов мы обнаружили (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии).
Дети: - что воздух постоянно нас окружает;
- что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- что воздух легче воды;
- что воздух есть внутри предметов;
- что воздух есть внутри людей.
- что чистый воздух не имеет запаха, но может его передавать.
- что ветер – это движением воздуха. Воздух можно услышать.
Воспитатель: А еще, ребята, с помощью воздуха можно рисовать! Хотите попробовать? (на столах палитры с разведенной гуашью). Возьмите каплю гуаши и поместите ее на лист бумаги, а теперь дуйте на нее в трубочку, создавая салют.
-Какие красивые картины у нас получились. Давайте ими мы с вами украсим нашу группу!
Но воздухом можно не только рисовать, но и поиграть, а помогут нам в этом мыльные пузыри! Дети дуют мыльные пузыри.