Раиса Маркс
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе «Развивающие игры»
▼ Скачать +Заказ
в подготовительной к школе группе.
Тема: «Развивающие игры».
Цель: развитие логического мышления с помощью развивающих игр».
Задачи: 1. Развитие способности к логическим действиям и операциям.
Решать головоломки путём мыслительного анализа,
поискового подхода.
Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе „Развивающие игры“» размещена в разделах
2. Учить детей находить связь между длиной предмета, размером
мерки и результатом измерения.
3. Упражнять детей в освоении состава числа.
4. Формировать у детей представление о внутренней и внешней
области по отношению к некоторой замкнутой линии.
5. Умение декодировать информацию, заданную в символах
свойств. Формировать умение оперировать одновременно
четырьмя свойствами.
Приветствие.
Вы будущие первоклассники! Какими должны быть ученики?
Вы хотите стать умными, образованными, много знать? Развивающими игры развивают мышление, логику, учат счёту. Хотите поиграть? Разбейтесь на пары с помощью считалок:
Раз, два, три, четыре, пять – будем вместе мы играть!
Раз, два, три – со мной иди!
Раз, два – выбираю я тебя!
Садитесь за столы.
П. : что у вас на столе?
Д. : счётные палочки и цветные палочки Кюизенера или их называют «цветными числами».
П. : чем они отличаются?
Д. : счётные палочки одинаковые по длине и цвету, а палочки Кюизенера разные по длине и цвету, т. к. они обозначают разные «цветные числа».
П. : что можно делать из палочек?
Д. : их можно использовать для выкладывания фигур, считать, складывать, с их помощью можно измерять.
1. «Задачи – головоломки».
П. : на табличках нарисованы фигуры, это головоломки. Постройте фигуры и преобразуйте их (работаем парами) :
а) в фигуре, похожей на «Домик» - переложите одну палочку, чтобы
«Домик» был перевёрнут в другую сторону;
б) в фигуре, похожей на «Стрелу» - переложите четыре палочки, чтобы получилось четыре треугольника;
в) в фигуре, похожей на «Ключ» - переложите четыре палочки, чтобы получилось три квадрата.
Что вы сделали, что получилось?
2. Игровое упражнение «Цветная лесенка».
П. : из счётных палочек постройте «Ракету», как на чертеже (работаем по одному)
В «Ракете» переложите четыре палочки, чтобы получилось три квадрата и семь треугольников.
(дети составляют «Ракету» и ищут способ преобразования, высказывают свои предположения, считают полученные фигуры и вновь строят «Ракету».
П. : из палочек Кюизенера составьте «Лесенку» к «Ракете», начиная с самой длинной. Каждая цветная палочка в «Лесенке» короче предыдущей на один белый кубик. Назовите «цветные числа» :
10 – оранжевая 5 - жёлтая
9 – синяя 4 – красная
8 – малиновая 3 – голубая
7 – чёрная 2 – розовая
6 – фиолетовая 1 – белая
3. Игровое упражнение «Узнай длину полоски».
П. : с помощью палочек Кюизенера можно измерять длину.
«Ежиха и ежонок решили узнать длину дорожки до дома и стали измерять её шагами: у ежихи получилось, что дорожка равна 5 шагам, а у ежонка – 10 шагам.
Почему получилось разное количество шагов?
Д. : у ежихи большие шаги, а у ежонка – маленькие, поэтому у ежихи получилось 5 шагов, а у ежонка – 10 шагов, 10 больше 5.
П. : чем больше шаг, тем меньше число, а чем меньше шаг, тем больше число.
П. : узнайте длину полосок с помощью мерки - розовой палочки (работаем по-одному). Сколько раз уложилась мерка в каждой полоске? (16 см и 8 см).
Д. : в длинной полоске мерка уложилась – 8 раз, в короткой – 4 раза.
П. : что можно сказать о длине полосок?
Д. : полоска, в которой мерка уложилась 8 раз, длиннее, потому что 8 больше 4; а полоска, в которой мерка уложилась 4 раза, короче, потому что 4 меньше 8. Полоски разные по длине.
П. : полоски можно измерять разными мерками, измерьте эти же полоски красной меркой. Сколько раз поместилась красная мерка на длинной полоске, на короткой?
Д. : когда мы измеряем длинную полоску красной меркой, получилось - 4, а розовой меркой - 8. На короткой полоске красная мерка уложилась - 2 раза. а розовая мерка - 4 раза.
П. : почему получились разные числа?
Д. : полоски разной длины или полоски одинаковые, а мерки разные.
П. : количество зависит от длины полосок и мерок.
Пальчиковая гимнастика: «Кулак – кольцо», «Поссорились», «Вилка».
4. Игровое упражнение «Палочки можно складывать».
П. : найдите фиолетовую палочку, что она означает, какое число?
Д. : фиолетовая палочка-это «цветное число - 6».
П. : из каких палочек можно составить число 6? Составьте.
Прочитайте, как вы составили число 6, из каких палочек?
Числа, которые мы складываем, называются слагаемыми, а результат сложения – суммой.
5. Логические задачи с палочками Кюизенера.
П. : с помощью палочек Кюизенера можно решать логические задачи.
Задача №1. Расставьте палочки так, чтобы белая была между голубой и чёрной, а чёрная была рядом с жёлтой (3 – 1 – 7 - 5).
Задача №2. Расставьте палочки так, чтобы белая была между красной и розовой, а розовая - рядом с фиолетовой (4 - 1 - 2 – 6).
Задача №3. Расставьте палочки так, чтобы белая была между синей и жёлтой, а жёлтая радом – с голубой (9 – 1 – 5 – 3).
Как вы составили?
6. Логические блоки Дьенеша.
П. : что это? Почему они так называются?
Д. : это блоки Дьенеша, их придумал учёный-математик Дьенеш.
П. : какие свойства имеют логические блоки Дьенеша? Чем они отличаются друг от друга?
Д. : блоки отличаются друг от друга по цвету, форме, величине и толщине.
П. : что можно делать с блоками Дьенеша?
Д. : из них можно строить, раскладывать по цвету, форме, величине и толщине, решать логические задачи.
П. : логические блоки Дьенеша имеют карточки с символами свойств, вы их знаете, расскажите о них.
Д. : на карточках изображён цвет (красный, желтый, синий); форма (круг, квадрат, треугольник и прямоугольник); величина (большой и маленький); толщину (толстые и тонкие). И есть символы с отрицанием свойств: блок не красный, не синий, не жёлтый; блок не круг, не квадрат, не треугольник, не прямоугольник; блок небольшой, а значит – маленький, блок немаленький, а значит - большой; блок не толстый, а значит тонкий, блок немаленький, а значит – большой.
П. : правильно! Вы делали из блоков постройки, классифицировали их, решали с блоками логические задачи.
А теперь мы отдохнё м: игра «Шалтай - болтай».
7. Игра с двумя обручами.
П. : я положу два обруча так, чтобы они пересекались, образуя области (части) внутри обручей:
1. Какое место находится внутри обоих обручей? Встань туда Олег.
2. Какое место находится внутри синего обруча, вне красного? Встань туда Настя.
3. Какое место находится внутри красного обруча, вне синего? Встань туда Алина.
4. А где мы стоим?
Д. : Вне всех обручей.
8. Игра с тремя обручами.
П. : рассмотрим, как расположена каждая область по отношению к трём обручам. Возьмите по блоку, расскажите о нё м и положите его в какую-нибудь область:
Д. : мой блок, он находится внутри всех обручей;
мой блок, он находится внутри красного и синего, но вне зелё ного:
мой блок, он находится внутри синего и зелёного, но вне красного;
мой блок, он находится внутри красного и зелёного, но вне синего;
мой блок, он находится внутри красного, но вне синего и зелёного;
мой блок, он находится внутри синего, но вне красного и зелёного;
мой блок, он находится внутри зелёного, но вне красного и синего.
П. : а где я стою?
Д. : вне всех 3 обручей.
9. Игра «Узнай блок».
Решение логических задач с блоками Дьенеша. с помощью карточек с символами свойств.
Дети сами загадывают задачи и решают их.
10. Игры с другими развивающими играми :
«Сложи узор», «Уникуб», «Сложи квадрат»,
«Танграм», «Волшебный круг», «Монгольская игра».
П. : во что вы играли? Какие игры вам понравились?
Молодцы, дети, вы старались, хорошо умеете играть с блоками Дьенеша,
палочками Кюизенера и другими играми. Желаю вам успехов в школе