Елена Меркулова
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Кораблекрушение»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО
ИНТЕГРИРОВАННОГО
ЗАНЯТИЯ
Тема: «Кораблекрушение»
Подготовила воспитатель
I квалификационной категории
МБДОУ ДС "Голубые дорожки":
Меркулова Елена Анатольевна
г. Волгодонск
Проблема: «Поиск выхода из экстремальной ситуации»
Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной группе „Кораблекрушение“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Корабли. Конспекты занятий
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Игровая мотивация: «Кораблекрушение около необитаемого острова»
Цель: активация мышления в процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций.
Задачи:
1. Развивать поисковую деятельность детей:
- Способность к определению задач на основе поставленной проблемы;
- Умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
- Умение находить нестандартные решения в проблемных ситуациях, придумывать новые вариативные способы использования обычных вещей;
2. Развивать способность к созданию задуманного продукта;
3. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков:
- экспериментированием с объектами неживой природы;
- создание предметов – заменителей, дополняя их соответствующими деталями, элементами, ассоциациями;
4. Активизировать речь;
5. Совершенствовать стиль партнерских отношений.
Место проведения: спортивная площадка
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправиться в кругосветное путешествие?
Дети: Да, хотим!
Воспитатель:Тогда я вас приглашаю отправиться в путешествие на корабле, название которого «Быстрый». (Раздается гудок парохода.). Занимайте, пожалуйста, места. (Дети садятся на корабль). Отчаливаем!
Воспитатель: Ребята, а на чем еще можно путешествовать?
(Ответы детей.)
Музыкальное сопровождение: плеск волн, крик чаек.
Воспитатель: Как хорошо! Волны плещут, чайки кружат. Но ребята, смотрите, по-моему, к нам приближаются дождевые облака, погода начинает портиться. Пошел дождь, ветер усиливается.
Музыкальное сопровождение: Звуки шторма.
Воспитатель: Море начинает волноваться. Вы чувствуете, что корабль начинает качать? Держитесь крепко за борт.
Музыкальное сопровождение: Тревожная музыка.
Воспитатель: Ой, ребята! Какая сильная качка! Боюсь, что мы в опасности! Начинается буря. Корабль может перевернуться (смотрит в подзорную трубу). По-моему, слева по борту виднеется земля! Кто не умеет плавать, надевайте спасательные жилеты и круги. Мы должны быть готовы к самому худшему. Мы терпим бедствие! Корабль накренивается на бок. Ребята, спасайтесь! Плывите к берегу!
(Дети «доплывают» до берега.)
Воспитатель: Бурей нас выбросило на берег. Идет сильный дождь. На море шторм. Как нам переждать бурю?
Дети: Нужно: а) спрятаться в пещере;
б) укрыться под деревьями;
в) укрыться парусами яхты, если их выбросило на берег;
г) сесть ближе и согревать друг друга;
Воспитатель: Ребята, буря кончилась. Выглянуло солнце! Посмотрите, где мы оказались! Со всех сторон нас окружает вода. Где мы?
Дети:На острове.
Воспитатель: Вот это да! В какое приключение мы попали! Что же теперь делать? Мы должны составить план нашего спасения. Вы согласны? Ребята, какие у вас будут предложения? Как вы думаете, что мы должны сделать в первую очередь?
Дети: Подать сигнал бедствия:
- Громко покричать;
- Зажечь на самом высоком (открытом) месте костер;
- Поднять кусок яркой ткани на длинной палке;
- Выложить на песке из камней, ракушек или веток большое слово «SOS» -- «спасите наши души». (Международный сигнал бедствия).
Написать записку, положить в бутылку, закупорить ее и бросить как можно дальше в море.
Воспитатель:Я с вами согласна. Что еще не менее важное нам надо сделать?
Дети: Обследовать остров. Поискать предметы, выброшенные на берег штормом, которые могут пригодиться на острове.
Воспитатель: Я тоже так думаю. Может мы и правда найдем много полезных для нас вещей. Но, ребята, есть такие вещи, без которых нам вообще не выжить на острове. Что нам необходимо?
Дети: Питьевая вода.
Воспитатель: Правильно, ребята! Что же мы будем пить и где нам взять воду?
(Обсуждение проблемы поиска воды).
Дети: Морская вода не пригодна для питья, нужно искать озерную или родниковую (пресную) воду.
Воспитатель: А если нет ни озера, ни ручья на острове, то какую воду можно использовать для питья и приготовления пищи?
Дети: (Предлагаются варианты). Можно собрать дождевую воду или снег с вершины горы.
Воспитатель: Ребята, при обследовании острова будьте осторожны и бдительны, по одному далеко не ходите. Остров не знакомый, нас здесь могут поджидать опасности. Берегите свои здоровье и здоровье своих товарищей.
Музыкальное сопровождение: «Робинзон» (А. Пугачева).
Воспитатель и дети обследуют остров, собирают все найденные предметы вместе. Обсуждают, для чего они могут пригодиться. Находят: пустые бутылки, сучья деревьев, тряпки, газеты, дрова, колья, сундук с корабля с разными предметами и т. д.
Воспитатель: Ребята, вы нашли много полезных вещей. Теперь мы можем приступить к выполнению важных задач (подать знак бедствия и поиск воды).
Дети подают знак терпящих бедствие (изготавливают флаг, выкладывают на песке слово «SOS», отсылают сообщение по воде, пытаются разжечь костер и т. д., находят воду в озере.
Воспитатель: Ребята, это очень хорошо, что на острове оказалось озеро с пресной водой. Но как вы думаете, эту воду можно пить сразу?
Дети: Нельзя, она грязная.
Воспитатель: А что же нам делать?
Дети: Воду надо процедить.
(Обговариваются способы очищения воды).
Далее проводится опыт по фильтрации воды:
1. через бинт, сложенный в несколько слоев;
2. через бинт и вату;
Делается вывод, что второй способ фильтрации воды более надежен. Вода через бинт и вату проходит медленнее, но очищается лучше.
Воспитатель подводит детей к выводу, что все же и процеженную воду надо обязательно прокипятить.
Воспитатель: Ребята, как мы можем развести костер?
(Обсуждаются способы добычи огня).
Дети: Нужно найти зажигалку, спички просушить, лупой или линзами очков поймать солнечный луч и направить его на сухие травинки, высечь искры с помощью кремня, дерева – вращая палочку.
(Пытаются развести костер).
Воспитатель: Ребята, пришло время для решения других важных задач. Что нам еще предстоит сделать?
Дети: Нужно построить жилище и найти пищу.
Воспитатель: Как мы можем решить проблему с жильем?
Дети: Можно найти пещеру или построить шалаш.
Воспитатель: А чем мы будем утолять голод?
Дети: Надо поискать на острове фрукты, овощи, может получиться добыть мясо или рыбу.
Воспитатель: А во что мы будем складывать найденную пищу?
Дети:Нужно сделать посуду.
Воспитатель: Подумайте, что нам может подойти для изготовления посуды?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Ребята, я предлагаю нам разделить обязанности. Мальчикам, так как они сильнее, заняться построением шалаша, а девочкам отправиться на поиск фруктов. Посуду сделаем совместными усилиями. Вы согласны?
Под музыкальное сопровождение дети выполняют поставленные задачи.
Воспитатель: Мы, ребята, потрудились хорошо. Вот и жилье у нас теперь есть. А вы не хотели бы перекусить и сил набраться? Посмотрим, чем богат наш остров.
(Проводится обсуждение найденных фруктов и сухофруктов. Отбираются пригодные для пищи. Делается вывод, что незнакомые фрукты и ягоды есть не следует, во избежание отравления.)
Под музыкальное сопровождение «Дуэт Пончика» из мультфильма «Незнайка на Луне», проводится дидактическая игра «Угадай по вкусу»
Воспитатель: Ребята, вы немного отдохнули? Слышите, что это?
(Музыкальное сопровождение – звук летящего самолета.)
Дети: Это самолет.
Воспитатель: Надо привлечь его внимание, подать знак.
(Дети размахивают руками, яркими платочками, кепками, кричат)
Из самолета сбрасывается записка.
Дети читают: «Держитесь! Помощь близко!»
Воспитатель: Ребята! Видите, про нас не забыли! Нас нашли и скоро спасут. Пришлют за нами корабль. Но корабль не сможет подойти близко к берегу. Скажите, а как же мы доберемся до него?
Дети: Необходимо изготовить плот и мы сможем на нем доплыть до корабля.
Воспитатель: Правильно. Но я хочу предложить вам сделать еще одно важное дело. Мы с вами впервые оказались на необитаемом острове. С какими трудностями мы столкнулись? (Ответы детей). Но мы их стойко преодолели. Что нам помогло?
Дети: Мы были вместе и помогали друг другу.
Воспитатель: Ребята, вдруг кто-нибудь, когда-нибудь, как мы окажется на этом острове. И что бы им легче было справиться с бедой, я предлагаю сделать «Ленту Выживания», на которой мы последовательно разместим все наши действия, которые мы выполняли на острове. Вы согласны со мною?
(Дети разделяются на две подгруппы. Под музыкальное сопровождение «Детские песни о дружбе» - одна подгруппа строит плот, а другая – изготавливает «Ленту Выживания», наклеивая на нее схематические картинки, в той последовательности, в какой были произведены их действия на острове.
На «Ленте Выживания» остается свободный кружок, который воспитатель предлагает детям заполнить по своему усмотрению, как кружок отдыха, купания на пляже, ловли рыбы, построения лодки и т. д, назвав его «Кружком досуга».
По окончании работы каждая подгруппа презентует результаты своей деятельности, аргументируя ее.
Далее слышится гудок парохода…
«Островитяне» усаживаются на плот и отправляются на встречу с пароходом…
…И отплывают домой…
В завершении занятия подводится итог.