Елена Самохина
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе, с использованием элементов ТРИЗ, на тему «Превращения песка»
▼ Скачать + Заказать документы
Превращения песка
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе
тема: «Превращения песка»
Цель. Развивать мышление и интеллект у детей старшего дошкольного возраста с помощью методов и технологии ТРИЗ.
Задачи образовательные. Закрепить знания о плоскостных геометрических фигурах.
Упражнять детей в умении высказывать предположительное решение, догадываться.
Задачи развивающие. Развивать логическое мышление, память, внимание.
Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе, с использованием элементов ТРИЗ, на тему „Превращения песка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Подготовительная группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
Развивать связную речь, формировать грамматически правильную речь, расширять кругозор.
Развивать мелкую моторику, координацию движений.
Задачи воспитывающие. Воспитывать усидчивость; умение слушать других детей; не перебивать других детей.
Материал: картинки с нарисованными предметами, похожими на разные геометрические фигуры; наборы геометрических фигур на каждого ребенка; геометрические фигуры большого размера; стакан стеклянный; ваза стеклянная; зеркало; емкость с речным песком.
Ход ООД
Воспитатель: - Ребята, чтобы в группу вам пройти, нужно мостик перейти. Но, тот по мостику пройдет, кто слово наоборот назовет.
Игра-Триз «Скажи наоборот»
Цель. Учить детей использовать в речи слова, противоположные по смыслу, активизировать мыслительную активность детей, развивать вербальную память, речевой слух, воспитывать интерес к речевым играм, культуру общения.
(Воспитатель называет слово, а ребенок слово противоположное по значению).
Далеко – близко
Высоко – низко
Широкий – узкий
Короткий – длинный и т. д.
Воспитатель: - Все справились с заданием и оказались в группе. Давайте поздороваемся с нашими гостями.
А сейчас, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, подарим улыбки нашим гостям и произнесем нашу любимую закличку
Вместе с солнышком встаем,
Вместе с птичками поем,
С добрым утром, с ясным днем,
Вот как славно мы живем!
Воспитатель: - Дети, какое сейчас время года? (Ответ - весна).
А перед весной какое время года было? (Ответ – зима). Зимой вы любили играть со снегом, лепить снежки. Скажите мне, а из слов можно слепить снежный ком. (Ответ – да).
Воспитатель: - Ребята, я предлагаю поиграть в игру «Снежный ком» и рассказать какое бывает утро.
Игра-Триз «Снежный ком»
Цель. Развивать внимание, быстроту реакции и память.
Правило игры. Первый ребенок говорит утро раннее. Второй ребенок должен повторить, что сказал первый и добавить свою характеристику утра – утро раннее, солнечное. Третий ребенок повторяет, что сказал второй ребенок и добавляет свою характеристику утра – утро раннее, солнечное, доброе и т. д.
Воспитатель: - А теперь пройдите к своим столам.
(Дети встают около столов).
Игра «Ассоциации»
Цель. Развитие ассоциативного мышления; образной памяти; воображения.
Воспитатель: - У вас на столах картинки, с нарисованными предметами. Нужно перевернуть картинку и ответить, на какую геометрическую фигуру похож предмет. Присядет тот, кто ответит правильно.
Правило игры. Ребенок смотрит на картинку и отвечает, например, «Этот предмет похож на многоугольник, это снежинка», «Этот предмет похож на трапецию, это крыша» и т. д.
Воспитатель: - Молодцы! Все справились.
Воспитатель: - Ну а сейчас, чтобы узнать, о чем дальше пойдет речь, мы поиграем в игру «Да-нет-ка». Сегодня мы будем говорить о том, что находится у меня в коробе. Попробуйте отгадать.
Игра-Триз «Да-нет-ка»
Цель. Учить детей задавать вопросы продуктивно-поискового типа; углублять знания об окружающем мире, расширять словарный запас; учить отыскивать критерии классификации объектов окружающего мира, учиться слушать других, быть внимательным, не повторять вопросы других детей.
Правило игры. Дети задают вопросы, на которые воспитатель отвечает «Да» или «Нет» и пытаются отгадать, какой предмет в коробе. Например: Этот предмет съедобный? (Нет). Это игрушка? (Нет). Это посуда? (Да). В ней варят еду? (Нет). Из нее едят? (Нет) Из нее пьют? (Да) Это чашка? (Нет) Этот предмет из глины? (Нет) Этот предмет прозрачный? (Да) Этот предмет стеклянный? (Да) Это стакан? (Да)
(Дети задают вопросы, отгадывают предмет).
Воспитатель: - Правильно, это стакан!
Педагог достает из короба стеклянный стакан. Кроме стакана, ставит на стол хрустальную вазу, емкость с песком, кладет лампочку и зеркало.
Воспитатель: - Как вы думаете, что между ними общего? (Предположения детей). Все это изготовлено из песка! А как это делают, я вам сейчас расскажу. Во время моего рассказа вы будете выполнять упражнение «Дорожка» используя геометрические фигуры, которые у вас лежат на подносах (дети знакомы с этим упражнением). Но прежде, чем начать мы разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Дети поочередно пальцами каждой руки отбивают на столе ритм, под каждое слово.
Мы фигуры изучаем,
В школу мы пойти мечтаем.
Чтоб учиться нам на пять,
Все фигуры надо знать!
Круг, квадрат, овал и ромб,
Мы в фигурах, знаем толк!
Воспитатель: - А теперь будьте внимательны! И старайтесь запомнить рассказ.
Игровое упражнение-Триз «Дорожка»
Правило выполнения упражнения. Во время рассказа воспитателя дети выкладывают дорожку из геометрических фигур, с помощью ассоциаций стараются запомнить рассказ.
На специальных заводах в песок (треугольник желтого цвета) добавляют другие вещества и плавят в очень горячих печах (трапеция красного цвета). Получается прозрачная, тягучая масса, послушная и податливая (круг белого цвета). Из нее-то мастера-стеклодувы, подобно сказочным волшебникам, выдувают с помощью длинных трубочек вазы, бокалы, всевозможные украшения (ромб голубого цвета).
А изобрели стекло очень давно, более трех тысяч лет назад в Древнем Египте. Долгое время из него делали только посуду и украшения. И лишь много веков спустя появилось оконное стекло (квадрат голубого цвета).
«Пройдите» снова по своей дорожке, вспомните и расскажите об удивительных превращениях песка.
Воспитатель предлагает кому-то из детей повторить рассказ о превращениях песка. Дети следят за рассказом друг друга, если потребуется помогают.
Воспитатель: - А сейчас, давайте немного разомнемся!
Динамическая пауза под песню В. Высоцкого «Утренняя гимнастика», в исполнении группы «Непоседы».
Воспитатель: - Ребята, когда вы выполняли упражнение «Дорожка» вам помогали геометрические фигуры. Чтобы закрепить ваши знания о геометрических фигурах поиграем в игру «Теремок».
Игра-Триз «Теремок»
Цель. Тренировать аналитическое мышление, внимание; учить выделять отличительные признаки путем сравнения; развивать творческое воображение.
Правило игры. Дети берут в руки геометрические фигуры. Один ребенок, например с квадратом, садится в «домик». Далее, каждый ребенок по очереди стучится в домик, и просит пустить его. Сидящий в домике, отвечает, если ты скажешь, чем мы с тобой похожи (отличаемся) я пущу тебя к себе. Например, квадрат говорит ребенку с кругом, я пущу тебя жить, если ты скажешь, чем мы отличаемся. Ребенок с кругом отвечает, у тебя есть углы и стороны, а у меня нет. И так далее…
Рефлексия.
Воспитатель. Ребята, скажите, что вам больше всего запомнилось, понравилось на нашем занятии. (Ответы детей).