лариса верзакова
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Путешествие в Шахматное королевство»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия в подготовительной группе
«Путешествие в Шахматное королевство"
воспитатель: Верзакова Л. А.
2024 г.
Тип занятия : интеллектуально-развивающее.
Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной группе „Путешествие в Шахматное королевство“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
Тема: «Путешествие в Шахматное королевство».
Возраст: 6 – 7 лет.
Место проведения: группа
Продолжительность занятия : 30 минут.
Обучающие:
-познакомить детей с историей шахмат.
-познакомить с шахматной доской, с начальной расстановкой фигу.
-развивать у детей логического мышления, мелкой моторики, внимания, памяти.
-закреплять пространственные представления: слева, справа, центр.
Развивающие
-развивать у детей умение ориентироваться на листе.
-развивать познавательные действия, и познавательные интересы;
-развивать активную речь детей, умение анализировать, делать выводы;
-развивать смекалку, зрительную память, воображение.
-способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, автоматизации звуков, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные
-воспитывать доброжелательное отношение между детьми в процессе совместной деятельности.
-воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно, действовать по инструкции педагога.
Здоровье сберегающие:
-учить детей следить за своей осанкой.
-продолжать развивать координацию движения.
Социализация:
-воспитывать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки.
Коммуникация:
-развивать у детей свободное общение, речь, память, внимание, мышление активизировать словарь детей.
Материал: магнитная доска, демонстрационный магнитный набор шахматной доски и фигур, индивидуальные бумажные шахматные доски и фигуры для каждого ребёнка.
Ход занятия
- Ой, вы гости господа, проходите скорее сюда! А вы знаете кто Я?
-(предполагаемые ответы детей) нет, не знаем.
-Я Королева, а вы кто?
- (предполагаемые ответы детей) Мы дети группы № 3 .
- А вы знаете, в какое королевство вы попали?
-(ответы детей)
-А чтобы узнать в какое королевство вы попали нужно отгадать загадку, вы любите загадки?
" Здесь войско выстроилось в ряд:
Слоны и кони, и ладьи,
И пешки чинно все стоят!
Скорей игру мне назови!"
(Шахматы)
-(ответы детей)
- Вы попали в моё шахматное королевство, хотите прогуляться по нему?
- Ну, тогда в путь в сказочное королевство шахматных чудес! Чтобы наше путешествие было удачным нам нужен путеводитель. А вашим путеводителем стану я Шахматная королева.
-А знаете ли вы почему эта игра называется Шахматы и кто любил в неё играть и в какой стране придумали эту игру?
-Тогда послушайте интересную сказку.
Шахматная сказка про Шаха
Давным-давно, 2000 лет назад, в одной прекрасной стране с названием Индия жил да был один очень могучий, сильный и богатый шах Шеран-Шихран. Было у него множество дворцов, крепостей и огромная армия ЧАТУРАНГА, с которой он совершал набеги на своих недругов-соседей. Вскоре он всех противников победил-покорил, потому, что у него была большая армия, а самое главное – непобедимые слоны. Раньше, когда не было танков и ракет, слоны считались самым грозным в мире оружием!
Никто не мог их остановить. Ни человек, ни непроходимый лес, ни стена! Всё они могли преодолеть, всё разрушить на пути.
И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий государь. Это сейчас можно прийти домой, и посмотреть мультики или поиграть на компьютере.
Посидел Падишах на троне да на печи неделю-другую и закричал от скуки страшным голосом: «Скучно! Подать мне сюда всех великих мудрецов да чародеев! Прибежали испуганные мудрецы: «Что тебе надобно, царь-государь?» «Развеселите меня! Придумайте забаву царскую, чтоб не густилось мне. Как угодите мне – велю золота отсыпать, сколько унесёте, а нет – мой меч – голова с плеч!» — Так раньше у царей водилось. Опечалились мудрецы, пригорюнились и пошли думать, как грозному шаху-падишаху угодить. Дал на все думы царь лишь три дня и три ночи. Начали мудрецы лбы морщить да головы себе чесать. Время назначенное проходит, зовёт их грозный владыка к себе. «Ну что, придумали?» и стали мудрецы предлагать разные игры. Скоро все мудрецы были прогнаны, лишь один самый известный из них остался. «Ну, а у тебя, что за игрушка?» — спрашивает грозный царь.
Достаёт самый старый мудрец из мешка деревянный ящичек и раскрывает его, а там – деревянные фигурки.
Посмотрел внимательнее царь и узнал в деревянных фигурках всё своё войско: и коней, и пехоту, и крепости и своих генералов, а в одной фигуре узнал даже самого себя.
Мудрец достал шахматную доску и на одном краю выстроил армию белого короля, а напротив, на другом краю доски, чёрное войско.
Мудрец молвил: «Давай, повелитель, попробуем!» — объяснил царю, правила игры, и они начали сражение. И вскоре индийский правитель увидел, что управлять небольшим отрядом шахматных фигур гораздо сложнее, чем целой армией. Так понравилась ему игра, что все дни и ночи проводил он за ней. Мудреца велел шах по царски наградить.
Когда царь добирался до шахматного короля противника, то он по своей былой военной привычке окликал врага: «Эй, шах!» А когда вражеский король падал сражённый, то великий падишах с грустью говорил: «ШАХУ МАТ!» Сражение ведь кончилось на этом.
А царь так любил воевать. В переводе на русский язык слова царя означали, что король погиб.
С тех пор, игра стала называться - ШАХМАТЫ.
-Предлагаю вам маленько отдохнуть.
Физминутка
Пешки раз, и раз, и раз-
Конь получиться как раз.
Пешка раз, и два, и три-
На слона теперь смотри.
Восемь пешек смелых ряд-
Боевой у нас отряд!
Раз присели, два присели-
Восемь пешек одолели.
Шаг вперёд шагнули вместе,
Шаг назад - и мы на месте.
(магнитная шахматная доска расположена на мольберте, индивидуальные распечатанные шахматные доски на каждого ребёнка)
«Шахматная доска»
-А теперь давайте внимательно рассмотрим наше игровое поле.
- Вы знакомы с ним?
-Знаете ли вы из чего состоит шахматная доска?
-На шахматной доске чередуются поля черного и белого цвета всего на доске 64 клетки и их по поровну белых и чёрных.
-Это линии: горизонтали, вертикали и диагонали.
- Горизонтали проходят слева- направо, вертикали сверху - вниз, а диагонали наискосок.
-А сейчас уважаемые путешественники, возьмите фишки, и выложит на своей доске линии, какие вы запомнили.
«Фигуры и пешки»
-Шахматное королевство населяют фигуры и пешки, у каждой фигуры свой характер, способ передвижения по шахматной доске.
- Фигуры и пешки – белые и черные.
- Они могут быть белыми и коричневыми, белыми и зелеными, синими и красными, но всегда называются: белые и черные.
-А теперь послушайте стихотворение:
"Я сморю на первый ряд,
по кроям Ладьи стоят.
Рядом вижу я Коней,
нет фигуры их хитрей.
Меж Коней заключены
наши славные Слоны.
И ещё два поля есть
а на них Король и Ферзь.
А теперь без спешки
идут на место Пешки"
-Что бы не перепутать места Короля и Ферзя, Ферзь любит свой цвет.
-А теперь ребята попробуйте и вы расставить правильно на своих шахматных полях все фигуры.
(Дети выполняют задание на индивидуальных распечатанных шахматных досках)
- Задание выполнено, а сейчас назовите фигуры, которые вы выложили. Правильно, молодцы, все справились.
-Ребята,вам понравилось наше путешествие по?
-(ответы детей)