Ленара Исхакова
Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ФГОС «Экспериментирование с воздухом»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия в подготовительной группе по фгос
«Экспериментирование с воздухом»
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Задачи:
Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ФГОС „Экспериментирование с воздухом“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
- воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
- познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.
Материал и оборудование: письмо, посылка, карточки для фиксаций опытов, контейнеры, цел. пакеты, острые палочки, салфетки на каждого, фломастеры, трубочки, стаканчики, кувшин с водой, мыльные пузыри.
Ход занятия:
Воспитатель заносит в группу шкатулку с письмом.
-Ребята, я рада вас видеть. Посмотрите нам кто-то в раздевалке оставил посылку с письмом. Хотите я его вам прочитаю?
- Да
«Здравствуйте, ребята. Пишут вам Симка и Нолик. Наш профессор Гений Евгеньевич Чудаков, в последнее время стал какой то рассеянный, на днях он провел опыты и забыл зафиксировать результаты, и поэтому дал нам задание, чтобы мы повторно провели экспериментирование и зафиксировали результаты на карточках. Мы любим разные приборы и технику и хорошо в них разбираемся, но вот с экспериментами у нас возникли проблемы. Просим вашей помощи. А оборудование из нашей секретной лаборатории поможет вам. На конверте от письма есть обратный адрес, чтобы вы потом смогли отправить нам через почту оборудование и результаты опытов».
- Ребята, хотите помочь Симке и Нолику?
- Да
- Ребята, что нам с вами нужно сделать?
- провести опыты
- А где можно провести опыты?
- В лаборатории
-А у нас есть лаборатория?
- нет, но у нас есть уголок экспериментирования? И есть оборудование, которое нам прислали Фиксики.
- а кто работает в лаборатории? Ученые, лаборанты,
- хотите превратится в настоящих ученых? Да
- А давайте превратим нашу группу в секретную лабораторию?
-Да
Воспитатель: А кто-нибудь знает какие правила поведения надо соблюдать в лаборатории.
- В лаборатории надо соблюдать определё нные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно внимательно. Воспитатель: перед тем как приступить, что нам с вами нужно сделать?
- одеть фартуки
Воспитатель вместе с детьми достает из кейса карточки, рассматривают их, (карточек 2) и предлагает разделиться на 2 команды.
-Какой контейнер откроем первым? (№1 - внутри лежат целлофановые пакеты и острые палочки).
- Как вы думаете для чего они?
- Ребята, вы знаете, где находится воздух? (повсюду; вокруг нас). Мы его видим? (нет). А может быть его совсем нет? Давайте вместе докажем что воздух все таки есть. Как можно поймать воздух? Подумайте. (ответы детей)
Эксперимент № 1 «Как поймать воздух?»
В: Возьмите целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
В:Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? (они надулись, приобрели форму) Что в них находится? Какой он? Вы его видите? Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух) Где можно использовать это свойство воздуха? (надувной матрац, спасательный круг).
Вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который он попадает.
А теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку? (видим).
Значит, воздух, какой? (он прозрачный, бесцветный, невидимый).
-Как вы думаете для чего нужны нам острые палочки?
Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками.
Что вы чувствуете? (шипение).
Так выходит воздух. Мы его не видим, но чувствуем.
Какой сейчас можно сделать вывод? Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный, не имеет формы.
Давайте зафиксируем результат.
В: А вы знаете как можно доказать что воздух существует? (ответы детей)
Эксперимент № 2 «Слышим воздух» (в контейнере лежат крышки от фломастера, шарик возд.) В: Можно ли услышать воздух? (когда дует ветер, ветер – это движение воздуха.
В: еще воздух можно услышать, если подуть в крышку от фломастера.
В:Возьмите по крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
В: А ещё здесь есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли колпачки от фломастера и шарик).
Вывод: воздух можно услышать разными способами.
Эксперимент № 3 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
- Берем контейнер с номером 3. (в ней лежат трубочки, стаканчики, вода)
В: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. (воздух, находящийся вокруг нас, вдыхаем, а выдыхаем в трубочку)
В: Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?
Вывод: Вывод. Человек дышит воздухом. Он попадает внутрь человека при вдохе. Его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно опустить трубочку в воду и подуть. Из трубочки выходит воздух, он легкий, поднимается через воду вверх пузырьками и лопается, когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало.
- давайте зафиксируем результат.
Физминутка «Мыльные пузыри».
Воспитатель: У меня для вас есть небольшой сюрприз. (Достаю мыльные пузыри)Что это? Как выдумаете, что находиться внутри пузырей? Давайте немножко поиграем. Я буду надувать пузыри, а вы ловите.
Воспитатель: А теперь пойдём в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия.
В: Продолжаем экспериментирование.
Эксперимент №4 «Узнай по запаху».
- Открываем контейнер под номером 4. Что это? Наверное, это волшебные баночки.
Воспитатель: Посмотрите, а в них что ни будь есть? Как вы думаете?
Ответы детей
Воспитатель: В баночке находиться воздух. А как он вкусно пахнет, понюхайте, чем пахнет воздух?
Ответы детей
Воспитатель: Действительно, пахнет апельсином.
Воспитатель: Ребята, а давайте проверим, что находится во второй баночке.
Воспитатель: Чем пахнет воздух в этой баночке?
Ответы детей
Воспитатель: Как выдумаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по –разному.
Ответы детей
Воспитатель: Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему предают другие вещества, которые с ним соприкасаются. Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесённому из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Вывод: Воздух не имеет запаха. Давайте зафиксируем результат.
- Ребята, что мы с вами уже знаем про воздух? (не имеет формы, цвета, невидимый, прозрачный, можем услышать, не имеет запаха, но может переносить запахи). Как вы думаете, что нам еще осталось узнать про воздух?
Эксперимент № 5 «Имеет ли воздух вес?»
Оборудование: два одинаково надутых воздушных шарика, зубочистка, весы (можно заменить палкой длинной около 60-ти см. На её середине закрепите верёвочку, а на концах воздушные шары).
Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом.
Проткните зубочисткой один из надутых шаров.
Из шарика выйдет воздух, а конец, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? (Шарик без воздуха стал легче).
Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик?
Проткните зубочисткой второй шарик.
У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.
Вывод: Воздух имеет вес. Зафиксировать опыт.
В: Ребята, а вы знаете что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.
В: Хотите попробовать?
В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. ( показывает технику кляксографии: капнуть каплю краски на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать). Анализ работ.
Воспитатель: И так, мы сегодня провели множество опытов. А скажите вам понравилось проводить опыты?
Ответы детей
Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру. Хотите? Игра называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.
Воспитатель: Какой опыт показался интересным больше всего?
Воспитатель: Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?
Наше занятие подошло к концу, вы были внимательными и активными.