Юлия Полунина
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Музыка и чудеса»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия в старшей группе.
Цели: Показать творческие методы работы в основных видах музыкальной деятельности на занятии.
Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной группе „Музыка и чудеса“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Задачи: Учить правильно дышать, самостоятельно придумывать слова для музыкальной игры, движения в танцевальной импровизации; развивать воображение, слуховое внимание, чувство ритма, дикцию и произношение; формировать эстетический вкус, знания из области музыкального искусства (в частности балетного); раскрыть детям возможности музыки через сказку; вызвать чувства радости и удивления от встречи с музыкой.
Атрибуты, оборудование: Шляпа волшебника, бубны по количеству детей, игрушечная скрипка, детская гармоника, портреты композиторов (П. И. Чайковский, Ф. Делиб, Д. Шостакович, разноцветные перья, апельсин, свирель, иллюстрации для упражнения «Звучащие картинки», атрибуты для сказочных персонажей, картинки на магнитах, магнитная доска.
Предварительная работа: дать необходимые знания в области балета, освоить дыхательные упражнения, выучить игры «Слово на ладошке», «Не зевай», «Фрукты», «Здравствуйте», просмотр мультфильма «Стойкий оловянный солдатик».
План:
1. Музыкальная игра с бубном «Не зевай».
2. Ритмическая игра с звучащими жестами «Фрукты».
3. Звучащие картинки (игра на звукоизобразительность, слуховое воображение).
4. Распевка со свирелью.
5. Музыкальная игра «Слово на ладошке».
6. Исполнение (сольное) пьесы «Синеглазка».
7. Коммуникативная игра «Здравствуйте».
8. Беседа и слушание музыки «Пиццикато» Делиба.
9. Упражнение «Пиццикато».
10. Двигательная импровизация с пёрышками «Романс» Д. Шостаковича.
11. Танец «Где живёт сказка?»
Ход занятия:
Дети заходят в зал под музыку Шостаковича «Романс».
Музыкальное приветствие.
Муз. рук. : Сегодня у нас необычное занятие? Я пришла к вам вот с таким сундучком. Но что нас ждёт сегодня в музыкальном зале вам нужно угадать самим по первой букве слова и соответствующей картинке - подсказке.
Первое слово на букву М, второе на букву Ч.
(Показываю картинки с буквой. Дети отгадывают слова.)
Муз. рук. : Музыка и чудеса.
Вы готовы встретиться сегодня с чудесами?
Ответы детей.
Муз. рук. : Тогда вы должны быть внимательными.
Не лениться, не зевать,
Всё, что надо примечать.
Игра с бубном «Не зевай».
Встанем в круг. (Дети в кругу. У каждого в руках бубен. Музыкальный руководитель называет по своему желанию детей по имени, следом все дети говорят ритмично «Не зевай!», на этих словах названный ребёнок три раза ударяет в бубен. И т. д. В конце мы все звеним бубнами и три раза прекращаем звон ударом.) Дети садятся на места.
Муз. рук. : Ребята, вы так дружно ударяли в бубен и говорили. Какое чувство вам в этом помогло?
Дети: Чувство ритма.
Муз. рук. : (Достать из сундучка апельсин) Что это? (ответы) Правильно. Что можно с ним сделать? (ответы) А какие вы знаете ещё фрукты? (ответы) Вот с этими словами мы и поиграем.
Поиграем в ритмическую игру. Будем использовать звучащие жесты (показать какие).
Ритмическая игра «Фрукты».
Давайте теперь выполним дыхательные упражнения. Сядем правильно.
1. Ветерок. Спокойный вдох носом и длинный выдох.
2. Ловим муху.
Упражнение на развитие слухового воображения и дикции «ЗВУЧАЩИЕ КАРТИНКИ».
А теперь я возьму картинки, и мы сделаем маленькое чудо. Заставим картинки зазвучать.
3. Лошадка. (Щёлкаем языком.)
4. Машина большая и маленькая.
5. Кошка.
6. Коса.
7. Часы.
8. Телефон.
9. Чайник.
10. Деревня.
Молодцы! Как интересно получилось. Вы просто волшебники. Без слов понятно. Где чайник, где кошка.
А музыка может рассказать нам о чём-то без слов?
Ответы детей.
Муз. рук. : Я буду играть на свирели мелодии. А вы угадывайте, о чем музыка рассказала.
( Играю мелодии: «Скок-скок», «Два кота», «Два гуся».)
Дети узнают мелодии и поют знакомые песенки – распевки.
А теперь вы сами будете сочинять, придумывать слова в музыкальной игре «Слово на ладошке». Сегодня мы будем называть сказочных персонажей. Готовы?
Музыкальная игра «Слово на ладошке».
- Вы много вспомнили сказочных персонажей.
А ведь они бывают добрые, а бывают и злые, опасные.
А вы знаете, что вы сами можете по музыке узнавать добрый персонаж или злой?
Вот сейчас увидите. Ваня нам сыграет пьесу на гармонике. Вы дослушаете до конца и скажете, добрый сказочный персонаж или злой.
Ваня Абакумов исполняет на гармонике пьесу «СИНЕГЛАЗКА».
- А хотите, мы сейчас с вами сделаем так, чтобы разные сказочные персонажи встретились.
Ответы детей.
Муз. рук. : Но чтобы они здесь не боялись друг друга, а наоборот подружились, они должны знать волшебные вежливые слова. Какие вы знаете вежливые слова?
Ответы детей.
Муз. рук. Сейчас мы превратимся в сказочных персонажей и поиграем в игру «Здравствуйте».
Игра «Здравствуйте». (Дети одеваются как сказочные персонажи. Используются шляпы, короны, крылья и т. д.)
Муз. рук. : Вы знаете в одной сказке тоже встретились стойкий оловянный солдатик и (показать картинку балерины) … (пусть дети ответят сами) прекрасная балерина, танцовщица. Изящная, утончённая, красивая она могла стоять на одной ножке долго-долго. Носочки были вытянуты у неё как иголочки. Посмотрите иллюстрации. (Иллюстрации балетных фрагментов.)
Покажите, как можно вытянуть носочки? (Дети сидя на стульях показывают вытянутые носочки.) Посмотрите, у нашей балерины на ножках балетная обувь. Кто знает, как называются балетные туфельки?
Дети: пуанты.
Муз рук : А мы тоже с вами любим и слушаем балетную музыку. Она очень интересная. Она подсказывает движения в танце. Где плавные движения, где бег на носочках, а где прыжки. Поэтому мы сейчас будем учиться слушать музыку. «Поймай ладошками фразу». Там, где в музыке слышны небольшие прыжки два отдельных звука, которые мы отметим двумя хлопками. Бег на пуантах пальчиками по телу вверх и вниз. Под плавное звучание музыки мы делаем плавные широкие движения руками. Заодно сделаем массаж и растяжку.
Упражнение «Пиццикато».
- Это произведение называется итальянским словом «Пиццикато», что означает «на цыпочках». И какой же музыкальный инструмент так изящно играет «цыпочки».
Дети: Скрипка.
- Так как же называется это музыкальное чудо, где звучит прекрасная музыка, где можно встретиться со сказкой, где так любят красоту и умеют её создавать? (ответы детей)
БАЛЕТ
- И какой же волшебник это всё придумывает?
Дети: Музыку – композитор, сказку – писатель.
Муз. рук. : А хотите, я познакомлю вас с этими волшебниками?
(Показать портреты композиторов. Назвать имена.)
С виду обычные люди, но открою вам секрет. Они любят музыку и балет не меньше чем балерина из сказки.
(Уронить пёрышко)
(Кто-то из детей должен заметить пёрышко и сказать об этом мне.)
Муз. рук. : Откуда здесь пёрышко? Может оно волшебное? А вы знаете, что раньше перья использовали для письма?
И композиторы и писатели.
Послушайте, я расскажу историю. (Пригласить детей на ковёр, взять перо и положить на ладонь.)
Пё рышко лежало на земле и думало: «Я чьё? Наверно, я воробьиное. Но воробушек маленький, серенький. Нет, я, должно быть, гусиное перо! Но гусь большой, а я не очень большое. Может я от красавца петуха? Нет, петух не умеет летать. Я думаю, что я от павлина или от попугая. Или от орла? Ох, не знаю, не знаю. И вообще, какая разница, чьё я! Я умею летать! Я – пёрышко! И это главное! И этим всё сказано!»
А теперь полетаем на крыльях музыки вместе с пёрышком.
Танцевальная фантазия на музыку Шостаковича «Романс».
Я портрет ещё одного музыкального волшебника покажу.
Это Дмитрий Шостакович – великий русский композитор.
Но откуда же приходит такая красивая музыка?
Я скажу вам. Есть такая сказочная необыкновенная страна – ФАНТАЗИЯ. И она очень хорошо знакома композиторам.
Мы даже попробуем эту страну изобразить с помощью картинок.
(Дети подходят, выбирают картинки с магнитиком и помещают на магнитную доску.)
Муз. рук. : Мой сундучок опустел. Наша встреча заканчивается.
Что вам понравилось? (ответы детей)
Что узнали нового? (ответы детей)
Посмотрите, дети, получилось, что наши композиторы оказались в стране ФАНТАЗИИ. Но где же это? Где живёт сказка? Вот об этом в другой раз.
Вы сегодня показали, какие вы внимательные, творческие, любопытные, способны удивляться, а значит, найдёте ответ на любой вопрос. Где живёт сказка?
ТАНЕЦ «ГДЕ СКАЗКА ЖИВЁТ?».
Дети делают поклон и под музыку выходят из зала.