Михайлова Надежда
Конспект открытого занятия в виде опытов и экспериментов в старшей группе «Волшебница Зима принесла нам чудеса!»
▼ Скачать + Заказать документы
в виде опытов и экспериментов
в старшей группе
Тема: «Волшебница Зима принесла нам чудеса!»
Подготовила учитель-дефектолог:
Михайлова Н. А.
Москва 2019
Тема: «Волшебница Зима принесла нам чудеса!»
Публикация «Конспект открытого занятия в виде опытов и экспериментов в старшей группе „Волшебница Зима принесла нам чудеса!“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Цель: Расширение знаний детей о свойствах снега и льда.
Задачи:
1. Расширить знания детей о свойствах снега и льда;
2. Учить находить сходства и различия свойств снега и свойств льда; выстраивать причинно — следственные связи;
3. Развивать мышление, зрительное внимание, память, умение производить простейшие умозаключения;
4. Воспитывать умение взаимодействовать в парах.
Предварительная работа: беседы о зиме, наблюдения за снегом, рассматривание льда, игры со снегом, игры-экспериментирования, чтение художественной литературы, заучивание стихов.
Материал и оборудование: минусовка «Снежинки», костюм Зимы, сундучок; картинки, разрезанные пополам; снег; лед; вода; емкости для опытов на каждую пару; термоса; силиконовые формы; нитки для ледяных изделий; модель – схема; презентативный материал «Волшебная вода»; украшения для ледяных изделий (пайетки, бисер, ягоды рябины, лепестки цветов, сухоцветы, блестки и т. п.).
Ход:
Орг. момент:
В кабинете педагога звучит музыка на зимнюю тематику (привлекая внимание детей, появляется педагог с сундучком в руках и говорит:
— Я в гости к вам пришла, сундучок принесла. Кто хочет посмотреть, что же в нем есть? (открываем, а там костюм зимы). Наверное, он мне подойдет. Хотите, чтобы я превратилась в зимушку-зиму? ( одеваю и произношу слова: «Вокруг себя обернись и в зимушку превратись).
Ой, здесь еще какая-то записка, читаю загадку:
Я и туча, и туман,
И ручей и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (ВОДА)
Где можно увидеть воду вокруг нас? (в кране, чайнике, графине, кусочки льда в группе, за окном- снег).
Но я не вижу воды за окном, это всего лишь снег, а на тарелочке лед.
Кто может объяснить? (Снег и лед- замерзшая вода; состоит из снежинок, которые раньше были водой).
Выходит, что лед и снег одно и тоже? (задумываются).
Как вы думаете, где мы можем получить ответ на этот вопрос? (прочитать в книге, посмотреть в компьютере, узнать у взрослых).
Согласна, а сейчас мы можем это узнать, если с вами поэкспериментируем? (проведем опыты)
И вы здесь будете главными, а я всего лишь вашим помощником, согласны?
Физминутка: (под муз. сопровождение)
На полянку, на лужок (руки вверху и плавными движениями
Тихо падает снежок. опускаются вниз.
Улеглись снежинки, одновременно дети приседают.
Белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок, дети поднимают руки вверх и
Закружился наш снежок. плавными движениями раскачивают
Кружатся снежинки, их из стороны в сторону, а затем
Белые пушинки. кружатся.)
3. Проведение опытов и экспериментов.
Подойдите к столу и возьмите любую картинку, только картинка с хитринкой. Найдите свою пару.
Готовы? Можем приступать. (после каждого опыта по выводам, сделанным детьми, последовательно открывается карточка модели-схемы). Картинки, которые у вас в руках, нам понадобятся для опыта, поэтому их можно отложить в сторонку.
После каждого опыта ребенок подходит к доске и сам открывает карточку, под которой находится сделанный им вывод.
1.»Воздействие температуры».
Перед вами снег и лед. Оставим их здесь до конца нашего экспериментирования. А свои кусочки снега и льда я положу в термос и закрою крышкой. Все это мы с вами отставляем в сторонку. Через некоторое время посмотрим, что произойдет, договорились?
2.»Определение цвета».
Дети набирают в чашечку снег из ведра, а кусочек льда кладут на тарелку и определяют цвет.
(белый и бесцветный). В случае затруднения в определении цвета льда, предложить детям сравнить его с полосками белого, синего и серого цветов. Давайте обозначим на схеме, что мы узнали (работа со схемой)
3. «Определение прозрачности».
Дети снова набирают снег и лед и подкладывают под них цветную картинку, по которой делились на пары, сравнивают. К какому выводу мы пришли? Снег- непрозрачный, а лед — прозрачный (ребенок обозначает вывод на схеме).
Зрительная гимнастика:
Ночь. Темно на улице.
Надо нам зажмурится.
Раз, два, три, четыре, пять
Можно глазки открывать.
Снова до пяти считаем,
Снова глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять
Открываем их опять.
А теперь всем вместе нужно
Поморгать глазами дружно.
Вправо - влево посмотрите,
Вниз и вверх все поглядите.
Отдохнули? Хорошо.
Повторяем все еще.
4. «Определение плотности»
В одну банку с водой дети кладут снег, в другую — лед и наблюдают, что ни одно из них не утонуло, делают вывод-снег и лед легче воды, поэтому не тонут (обозначение вывода).
После 4 опыта дети возвращаются к тарелочкам на подоконнике и делают вывод, что снег и лед растаяли (обозначают на схеме). Данный вывод подтверждаем загадкой:
«На дворе горой,
А в избе водой».
Педагог: давайте назовем сходства и различия снега и льда (дети подходят к схеме, анализируют, чем похожи и чем различаются).
Что еще можно смастерить из воды (ответы детей).
Я подготовила картинки, чтобы вы посмотрели на изделия из воды (просмотр презентации). Что вы видите? Оказывается, снегу и льду можно придать форму, а как — увидит самый внимательный, подсказка перед вами.
Вам понравилась идея? (да). Тогда, приглашаю вас смастерить изделия из воды. (заранее подготовлены вода, украшения и формы).
(каждый ребенок наливает небольшое количество воды в форму, кладет свое украшение, веревочку, для того, чтобы изделие можно было подвесить (выполнение коллективной работы).
По желанию каждый ребенок может сделать свое индивидуальное изделие. Все правильно сделали? Чего не хватает? (вынести на улицу, чтобы замерзло). По выходу на прогулку вместе с детьми выносим формы на улицу).
Следующий этап работы вне детского сада:
• Беседа по факту получившихся работ, оформление участка
• Неоднократное возвращение к данной теме (поддержка интереса детей -изготовление изделий из снега и льда в группе и на улице, проведение опытов.
• Рекомендации родителям «Ледяные выходные» (оформление фотовыставки в группе — фото изделия, выполненного ребенком самостоятельно или совместно с родителями, подбор стихотворения, а также на групповом участке (изделия из снега и льда).
• На данной основе возможно моделирование занятия по обучению воспитанников составлению загадок.