Наталья Рябина
Конспект открытого занятия в форме сюжетно-ролевой игры для детей подготовительной к школе группы «Экскурсия в музей хлеба»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия в форме сюжетно-ролевой игры для детей подготовительной к школе группы №1.
(«Познавательная деятельность на основе экспериментирования», ФЦКМ).
Тема «Экскурсия в музей хлеба».
Жанр: Монолог (речь одного лица, обращенного к слушателям или самому себе).
Воспитатель: Рябина Наталья Викторовна
Дата проведения: 17 января 2019 года
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Хлеб. Мини-музеи
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
Задачи:
1. Сформировать умение последовательного изложения своей мысли, связность речи (описание, повествование, рассуждение);
2. Создание необходимой развивающей мобильной среды для игры.
3. Учить детей вести ролевой монолог, совершенствовать умение поступать в соответствии с общим игровым замыслом; распределять роли и перевоплощаться; совершенствовать умение подбирать и самостоятельно изготавливать атрибуты для игры; развивать творческое воображение;
4. Познакомить с профессиями «экскурсовод», «оформитель выставки», «смотритель музея», «билетер», «директор музея»;
5. Приобретение положительного социального опыта.
6. Умение общаться и взаимодействовать по теме игры не выходя из роли, проявлять организаторские способности, самостоятельность;
7. Уточнить представление детей о главных злаковых культурах (пшеница, овес, ячмень, из которых выпекают хлеб;
8. Познакомить с принципом работы ручной мельницы и способом получения муки из зерна с ее помощью;
9. Научить детей из муки и воды замешивать два вида теста: густое и жидкое, выяснить, что из него готовят;
10. Повторить и закрепить названия хлебобулочных изделий.
1 этап.
Предварительная работа:
Роли:
• Билетер
• Руководитель музея
• Смотритель музея (обеспечение порядка при проведении экскурсий, наблюдение за сохранностью экспонатов, консультирование посетителей по содержанию постоянной экспозиции, временных выставок).
• Экспозиционер (создатель экспозиций)
• Экскурсоводы (3 человека, несколько участников игры в этой роли, которые отвечают и рассказывают о своей зоне экспонатов)
• Экскурсанты (группа детей, среди которых также распределены роли: бабушка, ребенок, экскурсант-мечтатель, домохозяйка, пекарь, турист, человек по профессии пожарник).
Атрибутика: растяжка (плакат) с названием музея; плакат с слоганом о хлебе; изображения (рисунки детей) с хлебной тематикой, например о разновидностях хлеба; поделки детей хлебобулочных изделий; в рамке «старинный» рецепт выпекания хлеба; на экран выведена иллюстрация с изображением музейного зала о хлебе; старые фотографии с изображением хлебных цехов, пекарей, мельницы и т. д. ; билеты и штамп; бейджи с именами и названиями должности; видеоряд (процесс создания хлеба от ростка до выпекания); знаки (символы) правил поведения в музее; фотоаппарат.
Музейная экспозиция :
Мешок муки; имитация теста в кастрюле, накрытого полотенцем; различные виды хлеба (батон- целый и в нарезке, каравай, багет, дарницкий, бородинский, лаваш)
Самовар, чайный набор, железные чашки, ложки. Поварешки, венчик, скалка, сито, противень, поднос, форма для выпечки, кастрюли, ступа и пест, баночки для сыпучих продуктов, мукамолка, мельница, корзины под хлеб, деревянная разделочная доска, расписные изделия, кружевные салфетки, платок с узором, сахар кусковой, различные коробочки из-под чая, вазочка с конфетами. Визитные карточки всех экспонатов (для примера «Сушка»).
Весь антураж должен быть максимально приближен к ушедшим эпохам.
Педагог предлагает детям поиграть в сюжетно-ролевую игру нетрадиционного формата, в жанре монолог, посещение музея хлеба. Ребята узнают для себя профессии музейных работников, разновидности музеев, профессиональные определения, которыми пользуются музейные работники, историю музейной экспозиции, правила поведения в музее. Смогут попробовать себя в новой роли на выбор, предложенной педагогом или задуманной самим ребенком. Предварительно дети готовят необходимые атрибуты к игре, оформляют экспозиции, выбирают костюмы (по желанию).
2 этап.
Ход занятия:
Воспитатель:
Чтоб провести нам время интересно
И с пользой для себя и для друзей,
Нам долго выбирать не нужно место,
Мы дружно отправляемся в музей.
Ребята, давайте сегодня с вами поиграем в музей хлеба. А что нам понадобиться для игры?
Дети: Распределить роли, купить билеты в музей, выбрать экскурсоводов.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним правила поведения в музее?
Дети: Ответы детей.
• Не брать с собой животных;
• Не приносить еду;
• Не шуметь;
• Не бегать;
• Нужно вещи, крупные сумки, зонты оставлять в раздевалке;
• Нужно иметь специальные тапочки, если такие есть в музее;
• Не разговаривать громко, не перебивать экскурсовода и задавать свои вопросы только по окончании экскурсии.
Воспитатель: Совершенно верно, молодцы! Теперь мы готовы и можем занять свои места для игры.
Дети расходятся по рабочим местам, получают бейджи в соответствии с выбранной ролью-должностью музейного работника. Оставшаяся часть детей превращается в посетителей музея- группу туристов.
Игра началась.
Билетер сидит в кассе.
Руководитель музея встречает у входа в музейный зал.
Смотритель занимает место, где он не мешает экскурсантам, бдительно наблюдая за происходящим.
Экспозиционер занимается дизайном выставки определенной экспозиции.
Экскурсоводы стоят у своих экспозиций.
Прежде, чем попасть в музей группе экскурсантов необходимо пройти в кассу и приобрести билет на выставку. В кассе сидит билетер (берет билет, ставит штамп, обилечивает посетителя).
Монолог билетера:
- Здравствуйте!
- Да, как много людей пришло на выставку.
- Ваш билет.
- Здравствуйте!
- Выставка новая, очень интересная.
- Ваш билет.
- Здравствуйте!
- А как аппетитно пахнет даже в кассе!
- Ваш билет, пожалуйста.
- Здравствуйте!
- Не пожалеете, что пришли.
- Ваш билет.
- Здравствуйте!
- Весь город пришел!
- Ваш билет.
- Здравствуйте!
-Аншлаг!
- Ваш билет.
-Здравствуйте.
Экскурсантов у входа в зал встречает руководитель музея.
Монолог директора музея.
- Добрый день, уважаемые дамы и господа! Меня зовут Наталья Викторовна, я директор этого музея. Очень рада, что вы смогли придти к нам в музей. У нас открылся необычный выставочный зал, посвященный хлебобулочным изделиям. Мы собрали экспонаты разного времени, здесь вы узнаете от наших экскурсоводов о истории хлеба, увидите какой хлеб выпекали ваши бабушки и прабабушки. А еще в нашем музее можно не только слушать и смотреть, но и в конце экскурсии попробовать!
Добро пожаловать! (рукой приглашает пройти в зал).
У первой экспозиции встречает экскурсовод № 1.
Монолог экскурсовода № 1 :
- Здравствуйте, уважаемые гости! Я ваш экскурсовод, зовут меня Тимофей. Сегодня я познакомлю вас с историей хлеба. Оглянитесь вокруг (пауза, посетители оглядываются, сколько всего сделанного руками человека, но хлеб – самое большое достояние человечества. Душистый, домашний, ручной выпечки!
Хлебу всегда отводится особое место в жизни людей, поэтому его очень почитают и уважают. Хлебу поклонялись также как солнцу. Археологи считают, что мысль запекать хлеб на огне пришла людям благодаря случаю. Во время приготовления каши, часть смеси попало в огонь, и получилась лепешка, которая очень привлекла своим поджаристым вкусом и запахом. В дальнейшем выпекание хлеба считалось очень тяжелым занятием, которым занимались пекари тех времен.
А о видах хлеба вам расскажет следующая экспозиция.
Экскурсанты переходят к следующей экспозиции.
В это время среди экскурсантов кто-то начинает говорить.
Монолог бабушки:
- Ох, а какой вкусный хлеб был в моем детстве! Помню, мама с утра встанет, еще темень на улице, и начнет тесто замешивать. А я сплю да наблюдаю одним глазком. Нас у матери много было. Печь натопит, тепло-тепло станет в доме. Из кровати ох как не хочется выбираться. А потом такой запах по всей избе пойдет, что улежать уже не можешь. А на столе румяные пироги стоят.
Ребенок, находящийся на экскурсии, как бы подхватывает ее речь.
Монолог ребенка:
- Сколько всяких вкусностей, даже в животе урчит (гладит себя по животу).
Все бы съел!
В игру вступает смотритель музея
Монолог смотрителя музея :
- Сколько людей пришло, а ведь не первый день работаем. Здесь и мамы с детьми и пожилые люди, вон, похоже, даже рабочий. Глаз да глаз за ними (смотрит обеспокоенно). Как бы чего не поломали, все экспонаты с таким трудом собраны! Сейчас закончится экскурсия, пойду чай пить.
Монолог экскурсовода № 2.
- Здравствуйте! Меня зовут Василиса, я ваш экскурсовод. Я расскажу вам, какие виды хлеба бывают. Вот, например, батон нарезной, а называется он так из-за насечек на нем, в прежние времена их было только строго пять. А вот бородинский хлеб. Точно не известно, откуда произошло название бородинского хлеба, но в его состав входят разные пряности, например, кориандр. Отличается этот хлеб необычным вкусом и ароматом.
Вступает экскурсант-мечтатель (говорит мечтательно).
Монолог экскурсанта-мечтателя :
- Вот это да! Я мечтаю о своей пекарне! У нас в семье говорят, что и дед мой был пекарем и прадед был пекарем. Открыл бы где-нибудь в тихом месте, пек хлеб, а аромат по всей улице разлетался. И назову пекарню, как раньше называли «Буханка» или «Булочная».
Далее вступает домохозяйка (все кругом разглядывает, крутит головой, приглядывается, говорит задумчиво).
Монолог домашней хозяйки:
- Ах как уютно здесь! Какие белые салфеточки на столах, надо научиться крючком вязать. Как все красиво подобрано, так и хочется всей семьей посидеть за вечерним чаем.
Экспозиционер в это время оформляет выставку и рассуждает вслух.
Монолог экспозиционера:
- Да, думаю это удачное решение, эта вазочка отлично здесь смотрится! Интересно, много ли еще старинных вещей у деда Матвея? Какой добрый старичок. Многое на выставку принес именно он. Всеми силами помогает нам сохранить историю для потомков.
Группа экскурсантов передвигается к следующей экспозиции, где их встречает экскурсовод.
Монолог экскурсовода № 3.
- Добрый день, уважаемые экскурсанты! Меня зовут Роман. Я отвечаю за самую вкусную экспозицию. Видите, здесь и пироги, и калачи, и пряники!
Расскажу вам о необычном прянике, который называется козуля. Это изготовленные из теста запеченные фигурки и волшебно украшенные росписью. Козули пришли к нам с Севера. У них есть свой особый старинный рецепт приготовления. А называется пряник так, потому что чаще всего пряники выпекали в форме козы.
На этом экскурсия подошла к концу, очень надеемся, что вам понравилось у нас. Вы можете погулять по музею, рассмотреть экспонаты, которые вам понравились больше всего. И приходите снова к нам в гости!
До свидания!
Группа туристов немного разошлась по залу, у экспоната стоит один из экскурсантов.
Монолог пекаря:
- Прекрасная экскурсия! Хорошо, что пришел. Столько лет работаю пекарем, но все равно узнал много нового. Вот, например, что это за необычный пряник козуля. Обязательно найду рецепт приготовления!
Один из гуляющих по залу, человек по профессии пожарник (растерянно, после проверки музея по пожарной безопасности сам не понял, как оказался в группе экскурсантов).
Монолог пожарника:
- Эко меня занесло сегодня! Аппетит теперь что надо! Со школьных лет не бывал в музее, думал скукота. А нет! Вон как все чистенько. И рассказывают интересно. Надо будет своих сводить.
На выставке присутствует экскурсант, приехавший из другого города.
Монолог туриста:
- Большой город, это большой город! Чего здесь только нет. Даже музей о хлебе есть! Да, надо чаще из дома выбираться. Жаль, что не все выставки могут к нам в город приезжать.
3 этап.
Заключительный:
В игру снова включается директор музея. Приглашает гостей, как и обещал в начале игры, попробовать некоторые виды хлебобулочных изделий.
(организуется мини-кафе).
Работники музея какое-то время остаются на своих местах, затем присоединяются к экскурсантам.
Воспитатель:
- Ребята, вам понравилась сегодня экскурсия по нашему музею?
Дети: ответы детей.
Воспитатель:
- А понравились вам роли, которые вы выбрали? И хотелось бы вам попробовать себя в другой роли?
Дети: ответы детей.
Воспитатель:
- Сегодня мы много узнали о хлебе, о его пути с поля до шашего стола.
Мы обязательно поиграем еще, а теперь я приглашаю всех в наше кафе.
Заканчивается игра приятным совместным чаепитием и обсуждением игры.