Юлия Полозова
Конспект открытого занятия «Удивительный магнит и его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать познавательно-исследовательскую активность детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.
Задачи:
1. Формировать представление о свойствах магнита. (притягивать предметы) ; выяснить, через какие материалы воздействует магнит (действие магнита через стекло, воду, сыпучие вещества).
Публикация «Конспект открытого занятия „Удивительный магнит и его свойства“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Открытые занятия. Конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
2. Развивать у детей желание узнавать новое посредством проведения практических опытов, делать простейшие выводы, обобщения.
3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, интерес к деятельности сверстников, желание работать в группе.
- воспитывать аккуратность при проведении опытов;
- воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный - магнит, презентация. схемы опытов,мольберт.
Раздаточный – магниты, металлические, пластмассовые, деревянные, стеклянные, предметы в корзиночках, ткань; стакан с водой, скрепки; лягушки-монетки, деревянные дощечки; железный порошок в прозрачных контейнерах.
Ход занятия:
Здравствуйте ребята! Давайте познакомимся! Меня зовут Юлия Александровна, а вас…. (ответы детей)
Приятно познакомиться, а сейчас давайте поприветствуем друг друга.
Скажем здравствуйте руками (Дети машут руками)
Скажем здравствуйте глазами(-моргают)
Скажем здравствуйте мы ртом (-широко улыбаются)
Станет весело кругом (-ручки вперед в круг ладошками вверх).
Дорогие дети, вчера мне прислал письмо ученый ЗНАЙКИН, где он просил исследовать незнакомый предмет и прислать ему результаты опытов.
Мы поможем ученому? (ответы детей)
Давайте же узнаем что это за предмет?
Но сначала я хотела бы показать вам один фокус. Сегодня я принесла вот такую красивую рукавичку, но это не простая рукавичка, а волшебная. Сейчас я вам покажу, что она умеет делать. Посмотрите, вот так чудо-чудное! Рукавичка «поймала» все шайбы.
Как вы думаете, почему так произошло, в чём секрет? Может быть, кто-нибудь из вас сможет его разгадать? (Ответы детей).
Конечно ребятки, в моей прихватке спрятан магнит. Вот и весь секрет. Магнит обладает уникальной способностью притягивать к себе предметы, и это его свойство называется магнетизм.
Ребята, а вы знаете, как он появился? (Ответы детей).
Нет? Тогда слушайте, я расскажу удивительную легенду. (Слайды).
В стародавние времена жил старик - пастух по имени Магнус. Магнус был очень старый, ходил с деревянной палкой, на конце которой был железный наконечник. Однажды пастух пас стадо овец в новом месте, где было много черных камней. Гуляя по лугу он случайно наступил на большой черный камень. И тут же с удивлением понял, что не может оторвать от него ног. Сел Магнус, разулся, взял сапог в руки и стал трогать им камни – сапоги прилипают. Причиной тому стали гвозди, которыми была подбита его обувь. Он потрогал рукой - камни сухие и к рукам не липнут. Взял тогда палку с железным наконечником, тронул камень деревом - не прилипает; тронул железом - прилипло так, что отрывать надо. Магнус рассмотрел камень, видит, что похож он на железо, и принёс куски этого камня домой. С тех пор люди узнали этот камень и прозвали его, кто догадался как? Правильно, магнитом. Молодцы!
Ребята, мы с вами не зря сегодня надели халаты, нам сегодня предстоит стать учеными, чтоб отправится в лабораторию по изучению свойств магнитов. (Поворачиваю слово). Я буду старшим научным сотрудником данной лаборатории (надеваю халат, а вы - младшими сотрудниками? Согласны?
И я приглашаю вас в лабораторию.
Но прежде чем приступить к опытам, нам необходимо вспомнить правила поведения здесь:
1. не кричать,
2. соблюдать осторожность,
3. не трогать без разрешения,
4. не пробовать на вкус,
5. работать только на своем месте,
6. обращаться за помощью к воспитателю.
Понятно? (Ответы детей).
После каждого опыта нам необходимо, как научным сотрудникам, сделать определенные выводы. Все свойства магнита которые мы узнаем из опытов, нужно будет зафиксировать в карточках – схемах, для того, чтобы отправить ученому.
Опыт 1 «Всё ли притягивает магнит?».
Как вы думаете, ребята, а всё ли притягивает магнит?
На столах, находятся предметы из разных материалов. Сейчас мы проведем эксперимент с этими материалами, и проверим, притягивает магнит только металлические предметы или это всего лишь легенда. (У каждого ребенка набор предметов из железа, дерева, пластмассы, ткани).
Возьмём магнит и поднесем его к каждому предмету. Ребята, те предметы, которые магнит притянул, положите в маленький контейнер, а те, которые нет - оставьте в корзинке. Приступайте! Ребята, расскажите, что у вас получилось? Какие предметы притянул магнит? (монетку, скрепку). А почему именно эти предметы притянул магнит? Предметы какие? (железные).
А какие предметы магнит не притянул? (Пуговицу, кусочек ткани и т. д.). Почему, ребята? (Они не железные)
Какой мы сделаем вывод?
Вывод: Магнит притягивает только железные предметы.
Задачка на сообразительность.
А вот здесь, я приготовила для вас задачку. Посмотрите внимательно на эту тарелочку. Что вы в ней видите? (Манная крупа) Под манной крупой я спрятала железные предметы, и вы должны найти эти предметы, только прикасаться к тарелочке нельзя, крупу нельзя пересыпать, трогать руками. Подумайте, как можно достать эти железные предметы? Что может вам помочь (магнит) Молодцы правильно!
Достаньте предметы, спрятанные в манной крупе с помощью магнитов.
Какой сделаем вывод?
Вывод: магнит притягивает все железное. (Давайте отметим в карточке для учёного).
Дорогие мои ученые, вы хорошо поработали. Пора бы и отдохнуть, выходите, разомнемся.
Физкультминутка (2 раза).
Мы магниты, мы магниты,
Мы друг к другу не пришиты.
Просто тянемся друг к другу,
И идем, идем по кругу.
Вместе сели, вместе встали,
Головою покачали,
И попрыгали немножко,
И похлопали в ладошки.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Наклонились, потянулись.
Ну, вот мы и отдохнули.
Опыт № 2 «Действует ли магнит через преграды?»
Ребята, я приглашаю пройти к следующему столу.
Мы сейчас узнаем, может ли магнит притягивать предметы через преграду!
Вот вам задачка посложнее.
Здесь для вас приготовлены стаканы с водой и на тарелочке скрепки. Возьмите скрепки и бросьте их в стакан. Ваше задание: достать скрепку, не замочив рук и магнита. Дети ищут разные варианты для выполнения задания. Для этого возьмем магнит, приблизим его через стекло и попробуем ее передвинуть к краю стакана. Как вам удалось достать скрепку? (ответы детей).
Правильно, магнит поднимает скрепку по стенке стакана; магнит действуют через стекло.
Вывод: магнит воздействует через стекло и воду. (Давайте отметим в карточке для учёного).
А теперь я предлагаю немного поиграть.
Игра «Лягушки на болоте»
Посмотрите ребята, перед вами болото, в котором живет лягушка-хохотушка. Из какого материала наше болото? (Ответы детей). Правильно – из дерева. А лягушка? Переверните её. (Ответы детей). Всё верно, у лягушки на брюшке железная монетка. Положите на болото «лягушку», а снизу поводите магнитом. Что происходит? (Ответы детей). Лягушка двигается по болоту с помощью магнита. Какой вывод мы можем сделать? (Ответы детей). Правильно. Магнит притягивает железо не только через воду и стекло, но и через деревянные предметы.
Вывод: магнит действует через Дерево.
Ребята а вы знаете почему магнит примагничивает предметы? (Ответы детей).
Магнит имеет магнитное поле, которое и позволяет притягивать предметы. Мы не способны видеть магнитное поле, но вспомогательные устройства доказывают, что магнитное поле существует. Давайте проверим.
Опыт 3: «Магнитное поле»
Посмотрите на меня!
В прозрачной коробке стружки лежат.
Начнем водить магнитом -
Они задрожат.
Их магнитное поле ведет за собой,
Магнит убираем -
И снова покой.
Ребята, рисунок, который образует стружка - это рисунок линий магнитного поля магнита.
Пробуем. Какие узоры у вас получились? А если повернуть магнит другой стороной? Посмотрите, если его потянуть, магнитное поле пойдет за магнитом. В результате этого опыта мы можем сделать вывод, что магнит имеет магнитное поле, которое и позволяет притягивать предметы.
Вывод: магнит имеет магнитное поле (сделали отметки).
Заключительная часть
Как хорошо вы сегодня потрудились. Молодцы! На этом наша работа в лаборатории окончена. Подойдите ко мне.
Вы сегодня меня очень порадовали, мне понравилось, как вы проводили опыты и делали выводы. Как вы думаете, мои юные учёные, мы справились с заданием? Результаты наших опытов я обязательно отправлю ученому.
Рефлексия:
Что нового вы сегодня узнали о магните и его свойствах?
Расскажите, а что вам сегодня понравилось делать на занятии?
Что было трудно для вас? Молодцы!
Ой, что это за звуки? Это Волшебная рукавичка радуется, что у вас сегодня все получилось, и она приготовила для вас сюрприз. Халаты и шапочки я оставляю вам для следующих опытов. До свидания.