Юлия Мищенко
Конспект занятия в старшей группе «Магнит — волшебник»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе «Магнит - волшебник»
Цель:
Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита.
Задачи:
-Познакомить с понятиями «магнетизм», «магнитные силы».
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Магнит — волшебник“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
-Сформировать представление о свойствах магнита. Пополнить знания детей об использовании свойств магнита человеком. -Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения. -Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.
Материалы: железные, пластмассовые, стеклянные, деревянные, резиновые предметы, кусок ткани. Магниты разного вида. Стакан с водой, скрепки, таз, крупа, раскраска, рулонный магнит.
Ход занятия:
Утреннее приветствие:
С добрым утром! С новым днём!
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай!
День хороший начинай!
Я рада видеть вас всех веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется. Чтобы такое настроение у вас сохранилось до самого вечера. А для этого мы должны чаще улыбаться, не обижать и не обижаться, не драться! Будет радовать друг друга! Порадуйте своей улыбкой тех, кто рядом!
Воспитатель: Дорогие ребята, я сегодня вновь приглашаю вас в нашу экспериментальную лабораторию. Разрешите мне сегодня быть старшим лаборантом, а вы моими юными исследователями. Согласны? Но кто же такие лаборант и исследователи?
(это учёные, которые изучают, делают наблюдения, ставят эксперементы)
- Оденьте специальную одежду.
Чтобы принимать участие в исследовании, надо знать правила в лаборатории, назовите их:
- внимательно слушать старшего лаборанта,
- точно выполнять указания,
- аккуратно работать с оборудованием,
- в конце опытов делать выводы.
-соблюдай порядок на рабочем месте. -нельзя брать вещества и предметы, без разрешения лаборанта. -дружно работать вместе (в паре, сообща).
Воспитатель: - Молодцы! Надеюсь, все будут соблюдать правила безопасности. Сегодня, в нашей лаборатории мы проведем эксперименты. И после каждого опыта нам необходимо как научным сотрудникам сделать определенные выводы.
Что же станет предметом нашего изучения сегодня, хотите узнать?
Дети: Да!
Воспитатель: Чтобы это узнать, послушайте рассказ знаменитого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Он вам и подскажет, о чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии.
Чтение отрывка из рассказа Л. Н. Толстого «Магнит»
В старину был пастух; звали его Магнис. Пропала у Магниса овца. Он пошёл в горы искать. Пришёл на одно место, где одни голые камни. Он пошёл по этим камням и чувствует, что сапоги на нём прилипают к этим камням. Он потрогал рукой — камни сухие и к рукам не липнут. Пошёл опять, — опять сапоги прилипают. Он сел, разулся, взял сапог в руки и стал трогать им камни.
Тронет кожей и подошвой — не прилипают, а как тронет гвоздями, так прилипнет.
Была у Магниса палка с железным наконечником. Он тронул камень деревом — не прилипает; тронул железом — прилипло так, что отрывать надо.
Магнис рассмотрел камень, видит, что похож на железо, и принёс куски камня домой. С тех пор узнали этот камень и прозвали его…
Как думаете, ребята, как назвали этот камень?
Дети: Магнит.
Воспитатель: Верно, магнит находят в земле с железной рудой, Там где есть магнит в руде, и железо самое лучшее.
(Если ребята затрудняются ответить, можно загадать загадку)
Загадка:Хоть я вовсе не планета, У меня есть полюса.
Рук и ног в помине нет, но хватать могу я сам:
Гвозди, ножницы, кастрюли, винтики, булавки, пули –
Всё железное манит, Тянет на себя…. магнит.
Воспитатель: - Возьмите в руки магнит, рассмотрите его, потрогайте.
- Как вы думаете, из чего сделан магнит? (из железа).
- Магнит сделан из сплава нескольких металлов.
- Ребята сплав, это кода берут разные металлы, расплавляют их в печи и соединяют их вместе.
- Какой он на ощупь? (холодный, гладкий, твёрдый).
- Магниты бывают разного размера (большие и маленькие, большие - тяжёлые, а маленькие легче, они бывают разной формы.
- А какие интересные свойства есть у магнита, с которыми вы уже знакомы?
Дети: - Магнит может притягивать предметы.
Воспитатель: - Сейчас мы с вами это и проверим, проведем первый опыт. Придвиньте к себе контейнеры с образцами.
Опыт №1 «Притягивает, не притягивает?»
Перед вами контейнер, в котором находятся предметы, сделанные из различного материала, давайте назовём, из чего сделаны предметы:
- Этот предмет сделан из пластмассы
- Это образец ткани
- Это предмет сделан из стекла,
- Этот предмет выполнен из дерева
- Это образец бумаги
- Этот образец сделан из железа.
- Давайте попробуем их примагнитить. Какие предметы притянул магнит? (сделанные из железа)
Вывод: все железные предметы притягиваются, а не железные нет.
Опыт №2 «Действует ли магнит через другие материалы?»
Для опыта потребуется магнит, стеклянный стакан с водой, скрепки, лист бумаги, ткань, пластмассовые дощечки.
Воспитатель: “А может магнит действовать через другие материалы: бумагу, ткань, пластмассовую перегородку?”
Дети самостоятельно проводят опыт и делают вывод.
Вывод: (Магнит может притягивать через бумагу, ткань, через пластмассу).
В стакан с водой бросаем скрепку. Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх.
Воспитатель: “Что мы видим? Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Может магнит притягивать через препятствия?
Вывод: (Магнит может действовать через стекло и воду.)”
Опыт № 3 «Рыбалка».
Воспитатель: Ребята, пока вы проводили эксперимент, я засмотрелась на вас и нечаянно рассыпала скрепки в тарелку с крупой. Что же делать? Как их теперь быстро собрать?
(Дети притягивают скрепки магнитом)
Игра малой подвижности.
Физминутка «Магнетизм»
Воспитатель – магнит, называет предмет и протягивает руки детям. Дети берутся за руки воспитателя, если предмет притягивается магнитом.
Если нет, то прячут руки за спину.
Опыт № 4 «Магнитные свойства можно передать обычному железу»
Воспитатель: - Продолжим знакомство с чудесными свойствами магнита. Посмотрите, для следующего эксперимента мне понадобятся магнит и скрепки. Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. Подношу вторую, и она то - же притянулась. Теперь – третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно сниму цепочку из скрепок с магнита. Смотрите внимательно – цепочка не разорвалась
- Почему скрепки не рассыпались?
- Почему так произошло?
Дети: - Они намагнитились (они превратились в магниты).
- Правильно, под действием магнита скрепки намагнитились и сами на короткое время стали ВРЕМЕННЫМИ магнитами.
Воспитатель: Предлагаю этот эксперимент «Волшебная цепочка» выполнить самостоятельно. (Дети выполняют опыт)
Вывод: магнитное поле можно создать искусственно.
Рефлексия.
-С каким волшебным камнем вы познакомились?
-С какими свойствами магнитов вы познакомились? (цепочкой)
-Магнит притягивает железные предметы.
-Магнитные силы проходят через разные материалы.
-Действует ли магнит на расстоянии?
-Магнит оказывает влияние даже на расстоянии.
Воспитатель:
-Ребята, понравилось вам наше путешествие в школе волшебных наук?
-Подскажите мне, где в нашей группе мы можем встретиться с магнитом, где мы можем увидеть его волшебные свойства?
(Магнитная азбука и цифры, магнитная доска, магнитный конструктор, магнитные шашки, магниты-держатели в уголке природы).
-Ребята, вы хорошо сегодня поработали, многое узнали о магните и стали настоящими волшебниками.
Вчера вы раскрашивали чудесные картинки, Я за ламинировала их и предлагаю Вам наклеить на них магнит (раздаю подготовленный ленточный магнит, ребята снимают с неё клейкую бумагу и наклеивают магнитик на свои картинки).
Вот и готовы ваши магнитики, которые вы можете забрать домой и повешать на холодильник!
Спасибо за внимание!