Наталья Сергеевна Бойко
Конспект открытого занятия старшей группы «Путешествие на Северный полюс»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия старший группы по теме «Путешествие на Северный полюс»
Цель:Ознакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера.
Задачи образовательные: Сформировывать у детей элементарные представления о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов со средой обитания.
Задачи развивающие: Развить у детей способность описывать, правильно выражать свои мысли, расширять словарный запас. Делать выводы из результатов проведенных опытов.
Публикация «Конспект открытого занятия старшей группы „Путешествие на Северный полюс“» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Задачи воспитательные: Воспитать у детей интерес к природе и животным севера.
Материал к занятию: Конверт с цветочком. Глобус. Игра «Что лишнее» (одежда). Иллюстрации природы севера, явлений севера и животных севера. Рабочие тетради для детей и простые карандаши. Оборудование для опыта: чашка с водой, полотенца, растительное масло.
Заранее проведенная работа: Чтение сказки «Цветик – семицветик». Просмотр мультфильма «Умка».
Ход занятия:
Вводная часть.
Воспитатель: Ребята сегодня утром, пока нас не было в группе, приходил почтальон и оставил письмо. Здесь наша фотография, а это значит, что письмо для нашей группы. Вам интересно узнать, что там находится? (ответы детей) Предлагаю его распечатать. Вы согласны? (ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите, какой здесь необычный цветок, у него все лепестки разного цвета. Как он называется? (ответы детей). Молодцы! Ребята, а из какой он сказки? (ответы детей). Молодцы! Помните, одно из желаний девочки Жени было попасть на Северный полюс. Она оказалась там мгновенно и также быстро попросилась обратно домой. Почему?
Дети: Там было очень холодно, а ещё Женя испугалась белых медведей.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие и узнаем, что такое – Северный полюс и где он находится. (Глобус). Вот уже нам знакомый глобус и мы знаем, что это маленькая модель нашей земли. А где же на нём Северный полюс? (Ребёнок показывает) Он отмечен белым цветом. Ребята, как вы думаете, почему Северный полюс отмечен белым цветом?
Дети: Потому что там холодно и много снега.
Воспитатель: Правильно ребята. Молодцы! Давайте сыграем с вами в игру «Что лишнее?». Назовите сначала те вещи, которые нам понадобятся в путешествии (теплая одежда) (ответы детей). А теперь те, которые лишние (ответы детей). Молодцы! Не передумали отправиться в путешествие? (ответы детей). Давайте оторвем синий лепесток и вместе скажем волшебные слова, чтобы оказаться на Северном полюсе, а для настоящего волшебства закроем глазки:
Лети, лети лепесток, через север на восток
Через запад через юг, лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему, вели! Чтобы мы оказались на Северном полюсе!
Основная часть.
Воспитатель: Открываем глазки. Ребята, вот мы на Северном полюсе – это ледяная пустыня, поэтому эта часть земли окрашена в белый цвет. (иллюстрация) Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого достигает трёхэтажного дома. Зимой здесь часто бушуют метели, свирепствуют морозы. Ещё это место называют Арктикой или, как мы сейчас его называем, Северный полюс. Ребята, как называется место, в котором мы с вами оказались? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, это самое волшебное место на нашей планете! Здесь не простые дни и ночи. У нас день и ночь меняется постоянно. Очень много раз за год. А на Северном полюсе за весь год бывает только одна полярная ночь и один полярный день. Полярная ночь - это когда солнце долго не показывается над линией горизонта, только бледный свет луны и звёзд, освещает бескрайние снежные просторы (иллюстрация). На смену длинной ночи - приходит полярный день – это когда всё время светло. В это время наступает короткое лето (иллюстрация). Солнце греет очень слабо, его лучи скользят и отражаются ото льда и снега. И поэтому солнце мало нагревает поверхность земли, и лёд и снег не таят. Лишь иногда при очень жарком лете возможно частичное таяние льда и снега у берегов Северного Ледовитого океана. На Северном полюсе холодно в течение всего года: и зимой и летом. Очень красивое и удивительное явление на Северном полюсе это Полярное сияние или Северное сеяние (иллюстрация). Это когда на небе видны волны красного, зелёного, синего, фиолетового цвета переливаясь и вспыхивая проносятся по небу с одного края на другой. Ребята давайте вместе повторим, что изображено на картинках (полярная ночь, полярный день, Северное сеяние). Молодцы! Вот, ребята, какой загадочный Северный полюс.
Воспитатель: Ребята, пора сделать разминку. Встаем около своих стульчиков. Физкультминутка:
В понедельник я купался (движения плавания,
А во вторник рисовал (движение рисуем рукой).
В среду долго умывался (движения ладошками у лица,
А в четверг в футбол играл (движение набивание мяча).
В пятницу я бегал, прыгал (бег на месте и прыжки).
Очень долго танцевал (кружатся на месте).
А в субботу, воскресенье (разводим руки в сторону)
Целый день я отдыхал (ладошки под щёчку).
Воспитатель: Молодцы! Присаживайтесь. Ребята, но как ни сурова природа Северного полюса, там обитают многие животные. Кто-нибудь может мне их назвать?
Дети: Тюлени, моржи, белые медведи (иллюстрации)
Воспитатель: Молодцы! Правильно! Толстый слой подкожного жира у этих животных защищает их от холода. Как вы думаете, животные Севера травоядные или хищники? (ответы детей) Правильный ответ хищники, так как на Севере всегда холодно (слег и лед не тает, то и травы и растений там нет. Чем питаются моржи и тюлени? (предположительные ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Они питаются рыбой, которой много в этих местах. Но рыбу любят не только моржи и тюлени, ещё рыбу любят северные птицы. Но самый главный житель Севера это белый медведь. Самый крупный хищный зверь. Ребята, давайте повторим кто живёт на Северном полюсе (ответы детей). Молодцы, ребята! Правильно!
Откройте страницу 19 в рабочей тетради, рассмотрите первую картинку. На ней художник допустил ошибку. Отметьте её простым карандашом. Молодцы, попугай и бурый медведь не живут на Северном полюсе.
Исследовательский эксперимент:
Ребята, вернёмся к самому большому зверю холодных пустынь. Кто это? (ответы детей) Молодцы! К белому медведю. У него густая белая шерсть и толстый слой жира, который предохраняет его от сильных морозов. Белый медведь питается птицами, тюленями и даже морж, может стать его добычей. Одно из самых любимых лакомств белого медведя это рыба. Белый медведь прекрасно плавает в ледяной воде и делает это с большим удовольствием. Человек в такой воде может погибнуть из-за переохлаждения организма.
Белый медведь, когда вылезает из воды не покрывается льдом и не мёрзнет. Почему это происходит? Ребята, вы сейчас сами это поймёте, проведём опыт.
Ребята, пройдём в середину группы для проведения эксперимента. Помним, что для вашей же безопасности нельзя ни чего трогать на столе без разрешения воспитателя.
В ёмкость с водой опустим руку и тут же вынем её. Посмотрите она мокрая, то есть, покрыта тонким слоем воды. Ребята, если мы выйдем в холодную погоду на улицу с мокрыми руками, что будет? (ответы детей) Правильно. Молодцы! На холоде наши мокрые руки покроются тонким слоем льда, и мы замерзнем. Теперь вытрем руку на сухо и смажьте их жиром (масло). Снова опустим руку в воду и вынем её. Что изменилось? (ответы детей) Молодцы, что заметили как вода не покрыла всю руку, а собралась капельками. Если руку встряхнуть, то капельки слетят с неё, и на руке воды не останется. Значит, если мы выйдем на улицу, в морозную погоду, наши руки не покроются тонким слоем льда и не замёрзнут. Надеюсь, вы теперь поняли, почему не мёрзнет белый медведь, даже в самый сильный мороз, когда выходит из воды? (ответы детей).
Дети: Потому что его шерсть смазана жиром.
Воспитатель: Молодцы! Правильный вывод ребята. Давайте присядим обратно на свои места. Откройте следующую страницу в рабочей тетради и рассмотрите три верхних картинки. Как вы думаете, что их объединяет? (предположительные ответы детей) Шерсть белого медведя смазана жиром. А ещё эту хитрость используют водоплавающие птицы. И люди смазывают маслом железные предметы, которые часто находятся в воде, что бы они ни ржавели.
Воспитатель: Ребята, ниже под картинками есть пустые квадратики (задание № 4 на странице 20). Давайте в них отметем погоду. В первом обозначим погоду на улице около нашего детского садика, которая была до нашего путешествия на Северный полюс. У нас за окном была золотая теплая осень. Ребята, каким знаком мы отмечаем теплую погоду? (ответы детей) Молодцы! Правильно, мы рисуем «Солнышко». А сейчас мы с Вами находимся на Северном полюсе. Какая здесь погода? (ответы детей) Молодцы! А во втором квадрате обозначим холодную погоду. Ребята, как нарисовать холод? (ответы детей). Молодцы! Возьмите карандаши.
Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, что бы нам с вами не превратиться в снежинки, пора возвращаться в наш любимый детский сад, где тепло и уютно, для этого мы оторвем желтый лепесток нашего цветика - семицветика и все вместе скажем волшебные слова. Закрывайте глазки:
Лети, лети лепесток. Через север на восток
Через запад, через юг. Лишь коснешься ты земли
Быть по моему - вели: Чтобы мы все оказались в детском саду!
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие.
Ребята, что вам понравилось? (ответы детей)
Почему Северный полюс обозначен белым цветом? (ответы детей)
Какие животные живут на Северном полюсе? (ответ детей)
Почему белый медведь не мерзнет? (ответ детей)
Воспитатель: Ребята, а в конверте ещё, что то есть? Это вам передали разукрашки с животными севера. Предлагаю сегодня вечером разукрасить животных Северного полюса или нарисовать северное сияние. И организовать свою выставку «Путешествие на Северный полюс».
Молодцы, ребята! Хорошо сегодня потрудились. Всем большое спасибо за внимание!