Светлана Шаповалова
Конспект открытого занятия по знакомству с окружающим миром в подготовительной группе «В гости к Водяному»
▼ Скачать + Заказать документы
по знакомству с окружающим миром
в подготовительной группе на тему:
«В гости к Водяному»
Подготовила воспитатель Шаповалова С. В.
Программное содержание:
1. Задачи на развитие познавательных способностей:
• показать детям значение воды в жизни человека;
Публикация «Конспект открытого занятия по знакомству с окружающим миром в подготовительной группе „В гости к Водяному“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
• уточнить и расширить знания детей о свойствах воды, о том, что вода может находиться в разных агрегатных состояниях в зависимости от температуры;
• закрепить умение моделировать, пользуясь методом маленьких человечков;
• формировать основы системного мышления и логического анализа.
2. Задачи на развитие связной речи:
• активизировать в речи детей употребление сложных предложений и прилагательных (подбором определений);
• закрепить навыки согласования прилагательных с существительными;
• учить детей точно, выразительно и ясно излагать мысли.
3. Воспитательные задачи:
• воспитывать у детей экологические понятия о воде, как источнике жизни на Земле;
• воспитывать у детей эстетическое восприятие действительности, интерес к изобразительной деятельности.
Оборудование и материалы к занятию:
письмо с просьбой о помощи; глобус; сосуды с питьевой и соленой водой; «тропинка», обозначенная цветным скотчем на полу; карточки с изображением маленьких человечков, моделирующих предметы (банка с водой, кружка с чаем и т. д.); отрез голубой ткани для изображения реки; крупный деревянный строительный материал, канат, листы бумаги, кубики; для опыта:кубики льда, сосуды с горячей и холодной водой, ложки; аудиозапись музыки: «Песенка Водяного», «Звуки природы: шум моря»; большой лист ватмана голубого цвета, на котором нарисованы рыбы с отсутствующими отдельными частями тела (плавники, хвост, глаза и др.); акварельные краски, гуашь, кисточки, баночки с водой, маркеры, фломастеры, цветные карандаши, мелки, цветная бумага, ножницы, клей, кисточки для клея, салфетки; угощение для детей.
Предварительная работа: рассматривание карты, глобуса, альбомов по теме “Морские животные”, “Рыбы”, просмотр отрывка из фильма «Волна и мир», наблюдение и уход за обитателями аквариума, наблюдение за состоянием воды в зависимости от температуры.
Последующая работа: придумывание и рисование волшебной рыбки с помощью игры “Чудесные вещи” (метод фокальных объектов).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Звучит «Песенка Водяного».
Воспитатель: Дети, вы слышите кто это поет? Подойдите ко мне. Смотрите: к нам пришло письмо от Водяного с просьбой о помощи. В его водном царстве случилась беда: злая Волшебница заколдовала обитателей воды. Поможем расколдовать?
Воспитатель: Но как же нам найти царство, где живет Водяной?
Дети: Водяной живет в воде.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть глобус,обращает внимание детей,что на глобусе больше синего цвета.
Воспитатель: Синим и голубым цветом на глобусе обозначены моря, озёра, синие линии – это реки.
Воспитатель: Где мы ещё встречали воду в нашем городе? В детском саду? В квартире?
Обращает внимание детей, через наш город Липецк протекает река Воронеж. Она впадает в великую русскую реку Дон. А Дон несет свои воды в Азовское море. Педагог побуждает детей подбирать прилагательные, определяющие какая река Воронеж: могучая, широкая, большая, мощная, глубокая и т. д.
Воспитатель: Для чего нужна вода?
Ответы детей: Вода нужна для того, чтобы пить, умываться, мыть посуду, готовить пищу, поливать растения и т. д.
Воспитатель: Человек без пищи может прожить несколько дней, а без воды – нет. Так и все живое на Земле не может жить от воды.
- Как мы видим на глобусе, воды на земле много. Но почему же говорят: “Воду надо беречь”?
Рассуждения детей.
Воспитатель: В морях и океанах вода очень соленая (предлагает детям попробовать пресную и солёную воду). Как вы думаете можно пить морскую воду?
- Пресной, несоленой воды на Земле мало, и её запасы уменьшаются, поэтому-то и говорят: “Воду надо беречь”.
- Солёная, морская вода тоже нужна. Как вы, дети, думаете для чего?
Ответы детей: Морская вода нужна потому, что в морях и океанах живут рыбы, крабы, морские звезды, медузы, водоросли и т. д. Морская вода очень полезна для лечения простудных заболеваний, укрепления здоровья. Ею полоскают горло, промывают нос. По морям и океанам плавают корабли они перевозят людей, грузы, и другие ответы.
Воспитатель: Всегда ли вода хорошо?
Дидактическая игра: “Хорошо – плохо: вода”. Дети по очереди называют “хорошие” и “плохие” качества воды.
Воспитатель предлагает детям отправиться в путь в царство Водяного. Дети шагают по “тропинке”, обозначенной на полу цветным скотчем.
На пути встречают препятствия – загадки злой Волшебницы. Дальше можно продвигаться только после того, как отгадаем эти загадки.
1. Что здесь зашифровано:
(используя метод маленьких человечков, дети предлагают варианты ответов: банка с водой, кружка с чаем и т. д.)
2. Как помочь Иванушке из сказки “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка” напиться в пути воды и не стать козленочком? (Используя собственные ресурсы, напиться из следа оставленного самим Иванушкой).
3. У Снежной Королевы была очень красивая посуда. На Новогоднем празднике она подарила ее своим гостям. Когда гости вернулись домой, посуда начала исчезать. Почему? Как спасти посуду?
(Посуда была сделана изо льда, поэтому она в тепле таяла. Спасти её можно, поместив в холодильник).
При ответах на вопросы дети идут по дорожке и “доходят до реки”, изображенной отрезом голубой ткани.
Воспитатель: Как можно преодолеть реку?
Дети предлагают использовать внешние ресурсы: доска превращается в мостик, листы бумаги – в плот, кубики – в большие камни и т. д.
Воспитатель: Когда и как можно перейти реку, не замочив ноги, не используя никаких подручных средств?
- Во что превращается вода на морозе?
Воспитатель: Сейчас все реки покрыты толстым слоем льда. Мы можем спокойно перейти по нему реку.
Дети переходят реку.
Воспитатель: А что происходит со льдом в тепле?
- Где быстрее растает лед в горячей или холодной воде?
Проводим опыт: бросаем кубики льда в стакан с горячей водой и в стакан с холодной водой. Дети делают вывод: в горячей воде лед тает быстрее.
- Почему, когда лед растаял, воды в стакане стало больше?
Дети: Когда лед растаял, он превратился в воду.
Звучит спокойная музыка «Звуки природы: шум моря». Воспитатель предлагает поиграть в игру “Волны”. Цель игры: снятие напряжения, создание положительных эмоций.
Воспитатель: Попробуем двигаться, как будто мы волны, улыбнемся друг другу и пошуршим.
Затем воспитатель предлагает всем по очереди детям “искупаться в море”. “Купающиеся” становятся в центр, “волны” подбегают к ним, поглаживая, затем меняются ролями.
Воспитатель: Вот и пришли мы в царство Водяного. Посмотрите, что натворила злая Волшебница.
На большом листе ватмана, окрашенного в голубой цвет, нарисованы рыбы, у которых отсутствуют отдельные части тела (плавники, хвост, глаза).
Воспитатель предлагает расколдовать рыб, дополнив недостающие части любым выбранным самими детьми способом и материалом. Звучит музыка «Звуки природы: шум моря, крики чаек, дельфинов». По окончанию работы Водяной присылает детям в благодарность угощение.