Наталья Карпенко
Конспект открытого занятия по экспериментированию в старшей группе «Удивительная вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Данное занятие проводилось 26.02.2016.
Тема: «Удивительная вода»
Цель: Расширить представление детей о свойствах воды. Спсобствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды. Прививать интерес к исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
• Закреплять знания детей о воде.
• Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.
• Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.
Публикация «Конспект открытого занятия по экспериментированию в старшей группе „Удивительная вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие:
• Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.
• Учить работать по плану-схеме, закреплять навыки работы последовательно, в определенном порядке
• Познакомить со свойствами воды (прозрачная, бесцветная, текучая, без запаха, принимает любую форму, в которую её налить, растворяет вещества, может замерзать, может испаряться, вода расширяется и сжимается).
Воспитательные:
• Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.
• Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.
Методы и приемы:
• Словесные: вопросы, художественное слово
• Наглядные: иллюстрации, плакат-схема.
• Практический: исследование свойств воды.
Словарная работа: Обогащать словарь новыми словами: бесцветная, безвкусная, прозрачная, пресная, ученый, лаборатория, раствор.
Индивидуальная работа: Вызвать желание у Аксиньи отвечать на вопросы, принимать участие в исследовательской деятельности.
Оборудование: Стаканчики; стаканчики с питьевой водой, бутылочки, соломинки (на каждого ребенка); воронки, высокие стаканы, округлые сосуды, широкие миски, вода, подносы, сахарный песок, речной песок, земля, камешки, ложки или палочки, лимон.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы по теме «Вода» (стихи, загадки, пословицы, поговорки); наблюдение на прогулке; беседы о воде, ее роли в жизни человека; рассматривание иллюстраций на тему «Вода»; проведение опытов с водой (превращение снега в воду, воды в лёд, окрашивание воды).
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, во время прогулок мы с вами наблюдали за природными явлениями. Сейчас я загадаю вам загадки о природных явлениях. Слушайте внимательно и постарайтесь отгадать о чем у нас пойдет речь
«Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
Ответы детей. (Вода.)
Воспитатель:
Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
Дети: (Вода.)
Воспитатель:
В море я всегда солена,
А в реке я пресная.
Лишь в пустыне раскаленной
Мне совсем не место.
Дети. (Вода.)
Воспитатель: О чем все эти загадки? О чём мы с вами сегодня будем говорить?
Дети: О воде!
Воспитатель: Правильно. Какие же вы молодцы! Ребята мы с вами ранее много беседовали и прочитали о воде. Дома все наблюдаем каждый день, как вода течет у нас из – под крана, а расскажите каждый поочереди где вы или родители дома применяете воду?
Дети: Чистим зубы, умываемся, моем посуду, пьем чай, варим обед, ужин, поливаем цветы, заполняем аквариум и многое другое.
Воспитатель: Ребята, вы хотите узнать ещё много нового о воде?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда, приглашаю вас в клуб «Юный лаборант». Предлагаю вам заняться исследованием воды. Согласны?
Дети: Да
Воспитатель: Сейчас пройдемте в нашу лабораторию и приступим к нашим исследованиям. Одевайте шапочки и фартуки. (Перед проведением опытов напоминаю детям о технике безопасности во время работы с водой).
Опыт №1 «Что растворяется в воде?».
Перед детьми на подносах стаканы с водой, палочки, ложки и вещества в различных емкостях. Дети рассматривают воду, вспоминают ее свойства. (Прозрачная, бесцветная, текучая, без запаха, принимает любую форму, в которую её налить, растворяет вещества, может замерзать, может испаряться, вода расширяется и сжимается).
Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок?
Дети: Добавляют сахар, перемешивают, и все вместе наблюдают, что изменилось.
Воспитатель: Что произойдет, если мы в воду добавим речной песок?
Дети: Добавляют к воде речной песок, перемешивают.
Воспитатель: Изменилась ли вода? Стала она мутной или осталась прозрачной? Растворился ли речной песок?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Что произойдет с водой, если мы добавим в нее землю?
Дети: Добавляют землю, перемешивают.
Воспитатель: Что изменилось?
Дети: Вода изменила цвет?
Воспитатель: Растворилась ли земля?
Дети: Земля растворилась и изменила цвет воды, вода стала не прозрачной.
Воспитатель: Растворится ли в воде камни?
Дети: Добавляют в воду камешки, перемешивают.
Воспитатель: Какой стала вода? Растворились в воде камни?
Воспитатель: Какие вещества у нас растворились в воде? Какие вещества не растворились в воде?
Дети: Все перечисляют
Вывод: вода растворяет вещества, но не все, (вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются).
Опыт №2 «Как очистить воду?».
Воспитатель: Что у нас здесь получилось? Берет колбу с грязной водой. Пытается пить.
Дети не дают выпить эту воду, объясняя почему (она грязная, плохая, мертвая, не пригодная для питья).
Воспитатель: Какую воду можно пить?
Дети: Чистую, ключевую, питьевую.
Воспитатель: Что мы можем сделать с этой водой, чтобы её можно было пить?
Дети: Её можно очистить.
Воспитатель: А как?
Дети: говорят свои ответы.
Воспитатель: Показывает активированный уголь. Кто-нибудь знает, что это такое?
Дети: Высказывают свои предположения
Воспитатель: Это уголь, но необыкновенный, а специально очищенный. А называется он «активированный уголь». Для чего он нужен?
Дети: Высказывают свои предположения
Воспитатель: Где же его можно взять?
Дети: В аптеке.
Воспитатель: Попробуем очистить воду этим углем? Давайте сделаем угольный фильтр.
Воспитатель показывает детям последовательность проведения опыта.
Опыт: Взять чистую колбу. В неё опустить воронку, в которую кладется ватный диск, а сверху кладется активированный уголь. Аккуратно переливать грязную воду через воронку в чистую колбу. Благодаря ватному диску и активированному углю вся грязь останется на вате, а в колбу будет капать очищенная вода.
Дети: повторяют, используя собственные приборы.
Воспитатель: Ребята, что у вас получилось?
Дети: Капает очищенная вода
Воспитатель: Подводит детей к выводу, что воду можно очистить, используя активированный уголь.
Воспитатель: Запомните, ребята, грязную воду использовать нельзя! Ее можно очистить, сделав такой фильтр.
Опыт №3 «Что может соленая вода?».
На столе стоят: 2 сосуда с водой, 1 пустая емкостью. На первом сосуде написано - соленая вода, на втором сосуде – пресная вода, третий сосуд – пустой; 1 яйцо, ложка.
Воспитатель: Что находится в сосудах? Как вы думаете?
Дети: Говорят что видят.
Воспитатель: А для чего нам нужно яйцо?
Дети: Высказывают свои предположения
Воспитатель: А давайте яйцо опустим пресную воду? (воспитатель помогает одному ребенку аккуратно опустить яйцо в сосуд с водой при помощи ложки).
Воспитатель: Что произошло, ребята? Как вы думаете, почему?
Ответы детей.
Воспитатель: А давайте яйцо опустим соленую воду? (воспитатель помогает одному ребенку аккуратно опустить яйцо в сосуд с водой при помощи ложки).
Воспитатель: Что произошло, ребята? Как вы думаете, почему?
Ответы детей.
Воспитатель подводит детей к выводу, что в соленой воде из-за содержания большого количества соли яйцо не тонет.
Воспитатель: А хотите, побалуемся?
Дети: Да
Воспитатель: Давайте положим яйцо на дно пустого стакана и в нем смешаем соленую и пресную воду, что получится?
Ответы детей.
Проводится опыт.
Показывает воспитатель: Постепенно подливая по очереди воду из обеих стаканов,
можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное посередине раствора.
Дети: сообщают свои выводы
Вывод: Если яйцо опустят в сосуд с пресной водой, то яйцо опустится на дно. Если они опустят яйцо в сосуд с соленой водой, то оно всплывет. Если смешать пресную водой и солёную яйцо будет находиться по середине.
Воспитатель: Ну что ребята, вам понравились наши эксперименты с водой?
Дети: Да
Воспитатель: Вы молодцы! До новых встреч в нашей лаборатории.