Ирина Косолапова
Конспект открытого занятия по экспериментированию с воздухом в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по экспериментированию с воздухом в подготовительной группе.
Ирина Косолапова
Цель: формирование представлений о воздухе, через познавательно - исследовательскую деятельность.
Задачи:
Продолжать формировать представление о воздухе, его свойствах;
Темочки:
- Воздух. Свойства, экспериментирование. Конспекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Формировать умение самостоятельно делать выводы в процессе экспериментирования;
Расширять словарный запас детей;
Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию;
Развивать мышление, внимание, наблюдательность, любознательность;
Воспитывать желание познавать окружающий мир;
Воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде;
Соблюдать правила поведения в лаборатории.
Оборудование: полиэтиленовые пакеты, стаканы с водой и трубочки для коктейля, воздушные шары, дудочки, веера, по количеству детей, парусники из бумаги, картинки с изображением глаза, уха, руки, кусочек земли и стаканчик.
Действующие лица: Воспитатель, дети.
Словарная работа: кляксография.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята сегодня на это вид деятельности к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)
Воспитатель: А сейчас предлагаю пройти на ковёр и встать в круг, и поздороваться друг с другом
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам мздороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся-
Утро доброе начнётся.
-Доброе утро!
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, ой а что это случилось с белым шариком? Он какой-то стал грустный, маленький. (Ответы детей)
Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?
Дети: Надо его посильнее надуть.
Воспитатель: Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, как вы думаете?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие учёные- исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? ( Ответы детей: лаборатория)
Воспитатель: А кто ни будь знает какие правила поведения надо соблюдать в лаборатории.
Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определё нные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе. Хотите туда отправиться? (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте зацепимся за руки и отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов)
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество- внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
Воспитатель: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы.
Эксперимент №1 «Как поймать воздух?».
Воспитатель: Ребята как вы думаете, можем ли мы увидеть воздух?
Дети: Высказывают свои предположения.
Воспитатель: Ребята, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать. Я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовые пакет. Посмотрите, что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом?
Ответы детей
Воспитатель: Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха.
Вывод: Воздух не видим, но его можно поймать!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно ощутить воздух? Как?
Ответы детей
Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Ответы детей
Вывод: Воздух не видим, но его можно поймать! Воздух можно почувствовать!
Эксперименте №2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой».
Воспитатель: ДА, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а что бы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли бы это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете?
Ответы детей
Воспитатель: А давайте проверим!
Воспитатель: Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.
Воспитатель: Ой, ребята, что это происходит с водой?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Пузырьки? Как они там оказались? В стакане была же только вода.
Ответы детей
Воспитатель: Я поняла, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но что бы подуть ещё, мы с начало вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Вывод: Когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
Воспитатель: А почему пузырьки поднимаются на поверхность?
Ответы детей
Воспитатель: Потому что воздух легче воды.
Эксперемент № 3 «Имеет ли воздух вес?»
Воспитатель: Это мы сейчас проверим.
Воспитатель: Возьмите кусочек резины и опустите его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?
Дети: Воздух.
Вывод: Правильно. Потому что воздух легче воды.
Физминутка «Мыльные пузыри».
Воспитатель: У меня для вас есть небольшой сюрприз. (Достаю мыльные пузыри)Что это? Как выдумаете, что находиться внутри пузырей? Давайте немножко поиграем. Я буду надувать пузыри, а выловите.
Воспитатель: А теперь пойдём в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия.
Воспитатель: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать?
Ответы детей
Эксперимент№ 4 «Слышим воздух».
Воспитатель: Воздух можно услышать, если подуть в баночку или бутылочку, в крышки от фломастера или сдуть шарик.
Воспитатель: Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук.
Воспитатель: А ещё у меня на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, что бы услышать воздух?
Ответы детей
Воспитатель: Нужно растянуть отверстия шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
Воспитатель: С помощью чего мы услышали воздух?
Дети: Нам помогли баночки, бутылочки, крышки от фломастеров и шарик.
Вывод: Воздух можно услышать разными способами, а ещё когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой).
Воспитатель: А можно почувствовать запах воздуха? Как?
Ответы детей
Эксперимент №5 «Узнай по запаху».
Воспитатель: Что это? Наверное, это волшебные баночки.
Воспитатель: Посмотрите, а в них что ни будь есть? Как вы думаете?
Ответы детей
Воспитатель: В баночке находиться воздух. А как он вкусно пахнет, понюхайте, чем пахнет воздух пахнет?
Ответы детей
Воспитатель: Действительно, пахнет апельсином.
Воспитатель: Ребята, а давайте проверим, что находится во второй баночке.
Воспитатель: Чем пахнет воздух в этой баночке?
Ответы детей
Восптатель: Как выдумаете, почему обе баночки пусты, а пахнут
по –разному.
Ответы детей
Воспитатель: Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему предают другие вещества, которые с ним соприкасаются. Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесённому из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Вывод: Воздух не имеет запаха.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать?
Ответы детей
Воспитатель: Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать?
Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. ( Показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть её при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. Дети пробуют рисовать).
Воспитатель: И так, мы сегодня провели множество опытов. А скажите вам понравилось проводить опыты?
Ответы детей
Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру. Хотите? Игра называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.
Воспитатель: Какой опыт показался интересным больше всего?
Воспитатель: Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?
Наше занятие подошло к концу, вы были внимательными и активными.